Безмолвные стражи тайн острова Пасхи

Адмирал Роггевен, чья экспедиция одной из первых посетила остров Пасхи, отметил, что островитяне имеют неодинаковый цвет кожи. «Цвет кожи у них коричневый, по оттенку напоминающий испанцев, однако среди них встречаются некоторые более темных тонов, иные совершенно белые, а также иногда красноватого оттенка, словно сильно обгорели на солнце». Один же из островитян, поднявшихся на корабль Роггевена, был, по словам Беренса, «совершенно белый человек».

Читатели книги Тура Хейердала «Аку-Аку», вероятно, помнят, что и в середине нашего столетия на острове Пасхи жили люди с темной и светлой кожей. Староста Педро Атан имел почти такой же цвет кожи, как европейцы. Причем он был потомком последнего из «длинноухих».

Легенды говорят, что первые поселенцы остров Пасхи прибыли вместе с Хоту Матуа, Хоту-Отцом. «Длинноухие» появились позже. Когда именно? Здесь легенды дают путаный ответ.Безмолвные стражи тайн острова Пасхи 1

Кем были «длинноухие»? Обычай удлинять уши действительно существовал у жителей острова Пасхи. «У некоторых мочки ушей свисали до плеч, а кое-кто носил в них в виде особого украшения белые диски», – свидетельствует Беренс, спутник Роггевена.

Такой же обычай есть и у жителей Меланезии, «Черных островов», лежащих в нескольких тысячах километров от острова Пасхи. Удлиненные мочки ушей имели таинственные предшественники инков в Южной Америке. И такой же обычай в древности существовал у жителей Маркизских островов, населенных полинезийцами, чей язык ближе всего к языку жителей острова Пасхи! Но был ли обычай удлинять уши чисто полинезийским или он пришел откуда-то?

В Индии близ поселка Сраванобелголе (штат Майсур) существует 30-метровая гранитная статуя Гоматешвара, которая по величине превосходит самую большую статую острова Пасхи. Гоматешвара – «длинноухий», мочки его ушей лежат на плечах. Надписи говорят, что этот исполин вытесан из единого камня в 983 году.

В Южной Индии знамениты фрески и храмы Махабалипурама. Все персонажи, изображенные на фресках и рельефах, обладают удлиненными ушами, а в мочках имеются увесистые серьги. «Длинноухость» является одним из обязательных признаков Будды, о чем сказано в буддийском каноне.

Не только буддийские, но и индуистские персонажи и боги имеют длинные уши. В пещерных храмах на острове Элефанта, близ Бомбея, великая троица богов индуизма – Брахма, Вишну и Шива – длинноухи.

Собственно говоря, на острове Пасхи не было «короткоухих». В легендах говорится о борьбе «ханау-еепе» и «ханау-момоко». Слово «ханау» в языке острова Пасхи означает «раса, рождаться». Слово «момоко» имеет значение «тонкий», а слово «еепе» – «коренастый», «дородный». Значит, в легенде речь идет о войне между «толстыми» и «тонкими», или «тощими» и «дородными», а отнюдь не об истреблении каннибалами-«короткоухими» мудрых строителей статуи и аху, то есть «длинноухих». Путаница произошла из-за того, что «еепе» звучит похоже на «епе», что на языке жителей острова Пасхи означает «ухо».

И все-таки «длинноухие», вернее ханау-еепе, имели обычай удлинять уши, за что и были прозваны как говорят легенды, епе ророа, то есть «длинноухими» (епе – ухо, ророа – очень большой)Ко временам Хоту Матуа современные жители острова Пасхи относят все древнее, традиционное, освященное веками (так и жители Средней Азии склонны были относить все события домусульманской истории и культуры ко временам Александра Македонского!). И тем не менее Хоту Матуа — лицо, по всей видимости, реальное.

Если же выявить рациональное зерно в легендах, связанных с Хоту Матуа, то можно представить вполне реалистическую ситуацию.

Вождь племени, живший в далекой земле Марае-ренго, в области Маори на Хиве, где стояли каменные статуи, после междоусобной войны был вынужден покинуть свою родину. Вместе с вождем на двух огромных ладьях, вмещавших, по разным версиям, от сотни до четырехсот человек, отправились его соплеменники. В путь были взяты различные сорта ямса и бататов, кокосовые орехи, сахарный тростник, сладкий картофель, другие растения, ростки дерева торо-миро и, наконец, дощечки с письменами, кохау ронго-ронго. Плавание продолжалось два месяца, пока мореплаватели не достигли острова Пасхи. Хоту Матуа стал его первым правителем. После смерти верховного вождя островом правили его потомки.

Не разрешена и такая загадка – откуда он прибыл? Большинство версий-легенд утверждает, что с запада, то есть со стороны Полинезии.

Наконец, из легенд о Хоту Матуа возникла еще одна интересная загадка: Хоту-Отец не был первооткрывателем острова Пасхи. Во-первых, об этой земле он знал еще до начала путешествия, а во-вторых, остров еще до его прибытия уже был заселен другими людьми!

Быть может, облик первых поселенцев донесли до нас статуэтки моаи кава-кава, изображающие людей с торчащими ребрами, глубоко запавшим животом, удлиненными ушами, козлиной бородкой и тощими телами? В лучших музеях мира хранятся эти замечательные произведения резьбы островитян. Споры о том, кого они изображают, ведутся и по сей день.

Ещё одним преинтереснейшим фактом является наличие древней письменности на острове Пасхи. Когда появилось письмо на острове Пасхи, никто не знает. А в легендах говорится, что Хоту Матуа привез с собой дощечки. Но почему же нигде в Полинезии до сих пор не найдены следы иероглифического письма?Безмолвные стражи тайн острова Пасхи 2

Неизвестно время рождения письма, неизвестно и время его гибели. Когда исчез последний знаток письмен? Скорее всего, в роковом для острова 1862 году, но анализ тетрадей, обнаруженных Туром Хейердалом, показывает, что интерес к древним письменам не угасал на острове Пасхи вплоть до наших дней.

«В начале этого столетия еще жили многие «старики», как их называют теперь островитяне, – свидетельствует Себастьян Энглерт. – Эти «старики», видя неизбежное разрушение древнейшей культуры, хотели оставить молодому поколению заветные предания; говорят, что они могли неутомимо рассказывать о старине и даже хотели обучить кого-нибудь читать дощечки с письменами, но не нашли аудитории».

Загадочный призагадочный остров Пасхи

Решить загадки острова Пасхи ученые пытаются с помощью различных гипотез. Происхождение письменности и культуры островитян связывают с Новым Светом, с Европой, Азией, Африкой («белые пришельцы»), Австралией и Меланезией («черные пришельцы»), наконец, с тремя гипотетическими затонувшими материками – Атлантидой, Пацифидой, Лемурией. Даже Антарктида, последний из континентов Земли, была вписана в этот круг «кандидатов». По мнению некоторых исследователей, именно через Антарктиду пришли из Австралии темнокожие племена в Новый Свет и оттуда – на остров Пасхи.

Числу различных фантастических, мистических, наконец, в последнее время и «космических» гипотез, связанных с островом Пасхи, нет предела.

Около 100 лет назад остров Пасхи посетил французский корвет «Ля Флор», на борту которого находился известный писатель Пьер Лоти. «Меня охватывает какое-то смутное беспокойство, чувство подавленности, равного которому мне не довелось испытать ни на одном из островов, кроме этого, – писал Лоти. – К какой человеческой расе отнести эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражающими не то презрение, не то насмешку… Нет, они совершенно не похожи на творения маори», то есть полинезийцев.
С легкой руки Пьера Лоти остров Пасхи представителями различных мистических обществ был включен в схему развития человечества. Так, основательница теософского общества Е. П. Блаватская в своей «Тайной доктрине», ставшей своего рода «библией» для теософов, объявила, что возраст статуй острова Пасхи равен… 4 миллионам лет. По мнению теософов, изваяния созданы некой таинственной «расой гигантов», некогда заселявших нашу планету.

Тур Хейердал, основываясь на данных  археологии, наметить три периода в истории острова Пасхи.

  • Во время первого, длившегося примерно с IV века нашей эры до 1100 года, воздвигались статуи небольших размеров, строились прекрасной кладки аху, похожие на алтари, и проводились церемонии в Оронго, связанные с культом Макемаке.
  • Второй период, длившийся с 1100 по 1680 год, характерен изготовлением гигантских истуканов и установкой их на аху. К концу периода «весь остров был опоясан платформами – аху – с каменными великанами, обращенными лицом к святилищу, спиной к морю», причем «для поддержания престижа постепенно стали воздвигать все более и более внушительные памятники».
  • Третий период начался с уничтожения «длинноухих», а завершился полной гибелью древней культуры острова Пасхи еще до того, как остров был открыт адмиралом Якобом Роггевеном.

«Каменные истуканы тоже были разбиты, а обломки пошли на сооружение новых архитектурных объектов – аху», – пишет далее Тур Хейердал, имея в виду, что разбивали статуи люди, победители длинноухих ваятелей. Статуи, считает он, не только ниспровергались, но и подвергались сознательному глумлению, осквернению.
«Среди ранних, подвергшихся надруганию статуй, были статуи, вытесанные из черного базальта, из красного и серо-желтого туфа каменоломен Рано-Рораку». Так поступали со статуями предшественников во второй период. А когда начался третий, то изваяния, стоящие на аху, по мнению Т. Хейердала, не только были ниспровергнуты, но надругательству подверглись и статуи Рано-Рораку. «Глубокие шрамы свидетельствуют о попытках обезглавить даже некоторые незаконченные статуи, врытые в землю под Каменоломнями Рано-Рораку, потому что их не удалось повалить», – таков вывод Хейердала.

Но был ли прав Тур Хейердал? Действительно ли завоеватели громили статуи острова Пасхи!

Вот одна любопытная деталь. Статуи на аху устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии.Безмолвные стражи тайн острова Пасхи 3

Поставьте элементарный опыт. На плотной шершавой бумаге нарисуйте прямоугольный треугольник и положите лист на край стола. По периметру треугольника расставьте косточки домино, пятнышками внутрь треугольника. Пусть это будет лицевая сторона модельных истуканов. Положите на каждую косточку шашку вместо «шапочки». А теперь резко ударьте ладонью по краю стола. И вы увидите, что шашки упадут так же, как упали статуи на острове Пасхи. Все они окажутся на одинаковом расстоянии от основания косточек: это расстояние будет в точности соответствовать величине перемещения стола.

Безмолвные стражи тайн острова Пасхи 4

Надо упомянуть и о том, что вкопанные в кратере Рано-Рораку и стоящие на склоне моаи покачнулись и отклонились в том же самом направлении, к западу. Это доказывает, что истуканы острова Пасхи падали под воздействием природных факторов.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.