Боги славян и первые христианские храмы на Руси

«Повесть Временных лет» под 6488 годом от сотворения мира, по нашему летоисчислению — 980 -, сообщает следующее:

«И нача княжити Володимеръ в Киев… единъ, и по-стави кумиры на холму вн… двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса Даждьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Мокошь. И жряху имъ, наричюще я богы» — ПЯТЬ БОГОВ.

Это о том самом Владимире, что Русь крестил…

Ряд исследователей считают, что на том самом месте с кумирами на холму и располагался один из древнейших памятников Киева — церковь Успения Богородицы Десятинная, построенная князем Владимиром Святославичем в 990—996 гг. Строительство храма, восторженно описанного в летописи, открывало новый этап в развитии зодчества Киевской Руси. Однако храм до наших дней не сохранился — он был разрушен в 1240 г.
Памятник, изучение которого началось более 150 лет назад, продолжает привлекать внимание исследователей и в наши дни. Существует несколько реконструкций плана и объемов памятника: Н. Е. Ефимова, К. Конанта, Г. Ф. Корзухиной, П. А. Раппопорта, Н. В. Холостенко, Г. Н. Логвнна и Ю. С. Асеева. На всех этих реконструкциях памятник представлен как трехнефное сооружение с галереями, а девятидольное ядро его увенчано пятью главами. Среди ученых нет единого мнения по таким вопросам, как время возведения основного массива и галерей, а также о внутренней структуре храма.  Материалы раскопок, полученные Н. Е. Ефимовым, Д. В. Милеевым и М. К. Каргером, позволяют более точно осветить структуру Десятинной церкви (рис. 1).

Основанием для предположения о разновременности возведения основного объема памятника и галерей послужило отсутствие перевязи в кладке ленточных фундаментов на определенных участках. Отсутствие перевязи между отрезками фундаментов южной галереи говорит лишь о том, что в Десятинной церкви галереи были аналогичны открытым галереям с аркбутанами в Софийском соборе в Киеве, с легкой скатной постропильной кровлей. Если бы галереи Десятинной церкви были двухъярусными или перекрыты сводами, то продольные и поперечные ленты их фундаментов должны были бы быть тщательно перевязаны между собой. В противном случае при неравномерной осадке фундаментов, вызванной истлеванием деревянных субструкций и просадкой грунта от попадания влаги, в сводчатых конструкциях галерей произошло бы разрушение кладки.

Похожая публикация:  Славянство – как материнская религиозная культура для всех современных религий
Десятинная церковь
Рис 1. 1 — план первого яруса. Реконструкция автора; 2 — южный фасад.

На плане раскопок Десятинной церкви М. К. Каргера видно, что основные ленты фундаментов памятника, как продольные, так и поперечные, совпадают по направлению на всей площади здания. Также совпадают по направлению и ряды кольев деревянных субструкций основного объема здания и галерей. При разновременном возведении этих частей такое совпадение невозможно. Таким образом, устройство фундаментов Десятинной церкви свидетельствует об одновременном возведении основного объема храма и окружающих его галерей.

Трехнефное крестовокупольное ядро церкви

В истолковании объемно-пространственной структуры Десятинной церкви существуют два мнения. Большинство исследователей считают, что трехнефное крестовокупольное ядро церкви было таким же, как и в остальных древнерусских памятниках; другие же полагают, что ее структура была аналогична структуре Спасского собора в Чернигове. Это предположение основано на том, что ближайшим по времени памятником к Десятинной церкви считают Спасский собор в Чернигове. В нем средний неф отделен от боковых посредством тройных аркад между северной и южной парой подкупольных опор под и над хорами. Хоры же в черниговском соборе идут по всей длине боковых нефов и устроены не по сводам, но по балкам. Это дает основание предположить, что такое расположение хор и, вероятно, тройных аркад в Спасском соборе было вызвано определенными требованиями заказчиков (основатель храма Мстислав скончался в 1036 г., когда стены здания были выведены на высоту около 4 м).

Исследованиями последних лет П. П. Толочко, С. А. Высоцкого и Г. Н. Логвина установлено, что строительство Софийского собора в Киеве было завершено ранее, чем начали возводить собор в Чернигове. Софийский собор представляет собой пятинефное сооружение, окруженное внутренними двухэтажными и наружными одноярусными галереями. Однако в основе Софийского собора лежит именно трехнефное девятидольное крестовокупольное ядро. Устройство же дополнительных крайних двухэтажных нефов собора было вызвано конкретными требованиями заказчика: крайний придел с севера (слева от жертвенника) посвящен патрону Ярослава Мудрого — св. Георгию, а крайний придел с юга (справа от диаконника) посвящен покровителю воинов и Киева — архангелу Михаилу. Точно так же и в Софийских соборах Новгорода и Полоцка устройство крайних нефов, окружавших трехнефное ядро, было обусловлено требованиями заказа.
С Десятинной церковью и последующими киевскими памятниками XI — начала XII в. связан очень важный вопрос об их первоначальном завершении. Среди исследователей не существует разногласия по поводу того, что девятидольное крестовокупольное ядро Десятинной церкви завершалось пятью главами. Следующий после Десятинной церкви киевской Софийский собор завершен 13 световыми главами, из них пять — над центральным девятидольным ядром; также пятиглавый и Спасский собор в Чернигове.

Похожая публикация:  Языческие Боги и христианские святые

В остальных уцелевших памятниках Киева XI — начала XII в. первоначальные своды не сохранились. Поэтому считают, что со второй половины XI в. в древних киевских памятниках исчезает многоглавие, пирамидальность композиции, а вместо этого храмы получают позакомарное завершение фасадов.

Пять глав и почему пять?

Подтверждением тому, что большие храмы Киева XI — начала XII в. были пятиглавыми, является и то, что среди древнерусских памятников этого времени, частично или полностью сохранивших свои первоначальные своды, все являются многоглавыми. Это — Софийские соборы Киева и Новгорода (тринадцать и пять глав), а также пятиглавые храмы Спаса в Чернигове и Николо-Дворищенский в Новгороде. Михайловская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве была пятиглавой, так как в юго-западном делении девятидольной части ее над хорами сохранился парус, принадлежавший боковой световой главе. Близкий по своим формам к Успенскому печерскому собору Михайловский Златоверхий храм был, согласно летописи, «о пятинадесяти (пяти?) версах»; семью главами венчался и Софийский собор в Полоцке.

Боги славян и первые христианские храмы на Руси 1
Рис. 2. Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. Северный фасад

Анализ объемно-пространственной структуры сохранившихся древнерусских памятников XI — начала XII в. показывает, что на всем протяжении этого периода большие трехнефные храмы продолжают возводиться пятиглавыми, наследуя более ранние образцы. В древнерусских крестовокупольных памятниках XI — начала XII в. трехнефные трехабсидные объемы окружены дополнительными частями: боковыми двухэтажными нефами, галереями, лестничными башнями, притворами, часовнями. Таким образом, полностью подтверждается предположение выдающегося исследователя древнерусской архитектуры Н. Н. Воронина о том, что «образцом» трехнефных храмов XI—XII вв. было основное ядро Десятинной церкви. Все эти постройки в той или иной мере повторяли, развивали и совершенствовали композиционные черты объемно-пространственной структуры Десятинной церкви, явившейся первым звеном в цепи не только произведений Киевской архитектурно-строительной школы, но и всей древнерусской архитектуры в целом.

Похожая публикация:  Мнение о том, что половина славянских богов оказалась выдумкой

Итак, через всё эту статью проследовало число пять. А их ПЯТЬ БЫЛО, имена их Перун (полагаю в центре), Хърс Даждьбог,  Стрибог,  Семарьгла, и Мокошь. Так что же, или кто стоял в основе первых христианских храмов на Руси?!

использованный источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.