Дед Мороз Немного обо всём,Русские

Дед Мороз

В канун Нового Года все стараются написать о чем то новогоднем. Не отходя от основной темы сайта, но и придерживаясь новогодней тематики, постараемся рассказать об истории замечательного персонажа - о Деде Морозе.

История нашего Деда Мороза восходит корнями к языческим временам

КолядкиЕсть история, связанная с Колядками. Смысл заключался в том, что колядующие изображали  духов предков, которых благодарные живущие одаривали подарками за неустанную заботу над собой. Среди колядующих частенько был один, одетый страшнее всех. Он как правило выполнял молчаливую роль, его образ соответствовал самому старому и самому грозному духу, и его часто называли просто Дедом.

Вполне возможно, что этот персонаж колядок и был прообразом современного Деда Мороза. Только к нашему времени он, конечно, подобрел и не ходит за подарками, а наоборот, приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были изменены, но существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же.

Бог Морозко

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, он есть в русских легендах, в сказаниях славян. Морозко олицетворяет зимние морозы, он сковывает льдом воду, обильно осыпает зимнюю природу искристым снежным серебром, которое тем не менее дарит радость зимнего праздника. А бывало он же - мороз - защищает русских от наступающих недругов, вмораживает их в лед, останавливает невиданными зимними холодами.

В ходе распространения христианства, когда жестко и кроваво подавлялись славянские традиции, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и других славянских богов),  Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. К примеру перечитайте поэму Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз в лесу убивает бедную молодую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

Церковники представляли Морозко крайне злыми и жестокими . Он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Век 20-й

С годами в России конца XIX - начала XX века образ Морозко стал смягчаться. В 1910 году Дед Мороз появился на праздновании Рождества, однако тогда он не приобрёл широкого распространения.

В советское время постарались советские кинематографисты. Было это в 30-е годы, Дед Мороз  стал являться детям под Новый год и дарить подарки. Этот образ привычен на и сейчас.

Дед Мороз в резиденции

Так в декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. На праздник де Мороз пришел со своей внучкой — Снегурочкой. Современный образ Деда Мороза собирательный и был построен по мотивам сказаний о Св

Таким образ в СССР  древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, которым тогда старались заменить праздник Рождества.ятом Николае (Николай Чудотворец), а также описаниях древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна

Этнографические традиции

Кутья

В этнографических материалах фигурирует один  из важных обрядов, приуроченных к святочному периоду, а в некоторых местах и к весеннему (переломному) времени между зимой и весной – это обряд кликания Мороза.

Обряд представляет собой зазывание мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. Ритуальную пищу выносили в определенное место и время и произносили специальный приговор.

Пища, которой угощали мороз – это блюда праздничных трапез святочных праздников: овсяным кисель, кутья. В качестве угощения могли использовать и блины. Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании — то выносили остатки обрядового блюда.

Зазывали Мороза в открытое окно или выходили на порогкрыльцо или в огород. В Московской губ. звали мороз и в открытую печную трубу. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде.

Все эти пространственные ориентиры в мифопоэтических представлениях отмечены знаком границы между «своим» и «чужим» мирами (окно, порог, крыльцо), являются «каналами» связи между «мирами» (печная труба) или местами, где могут появляться в определенное время разнообразные представители «иного» мира, в данной обрядовой ситуации — мороз (подпол — нежилая часть дома; огород, улица — «чужое» пространство за пределами «своего» — дома).

Смысл обряда хорошо раскрывается через расшифровку словесного приговора:

«Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
(Песни Псковской земли, 1989, с.15-16).
Или:
«Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя»
(Зернова А.Б., 1932, с.22).
(посконь — мужское растение конопли)

Обязательным элементом приговорных формул является приглашение придти «сейчас», т.е. когда совершается обряд, и поесть киселя или кутьи. Далее в приговоре обычно и идет  просьба не приходить в другое время — летом, ранней весной, — чтобы не морозить (не бить, не топтать) овес и рожь, не съедать огурцы, не убивать росу, не морозить «курчат» (цыплят), поросят, ребят, и далее следует отсылка бить (колотить, молотить, веять) дуб, клен, бабий лен (коноплю, посконь), быльник, крапивник, «папорот» и нечистую траву.

Просьба не приходить летом должно обеспечить предотвращение градобития и загнивания хлеба как последствий возможного прихода мороза в неурочное время. В связи с этим в приговорных текстах иногда содержится отсылка мороза лежать под гнилой колодой, что в мифопоэтических представлениях означает ‘находиться за пределами «этого» мира’, т.е. ‘не быть’. В некоторых приговорах звучит мотив угрозы морозу: «Цепом голову проломлю, метлой очи высеку!».

Таким образом, очевидно, что обряд кликанья мороза стоит в ряду аграрных ритуаловимеющих целью воздействовать на силы, от которых зависит благополучие прежде всего посевов, в данном случае — воздействие на природную стихию — мороз.кликание мороза

Обращаясь к ритуалу кликанья мороза с учетом обширного  материала по обрядам в святки у западных и восточных славян, Л.Н. Виноградова возводит его к обычаю приглашения умерших родственников на совместную с живыми трапезу. По мнению исследовательницы, «обрядовые детали, сопутствующие обычаю приглашения «мороза», выдают черты ритуала «кормления душ»» (Виноградова Л.Н., 1982, с.196): использование для кормления мороза кутьи как поминального блюда, одновременное зазывание мороза и мертвых в Святки, выкладывание первой ложки обрядового блюда и др.

Представление «дедов» (душ предков) видится как представление архаичной силы, влияющей, по народным представлениям, на урожай, чем, например, природные стихии. В этом смысле показательно то, что в зависимости от климатических условий для разных групп славян характерно было кормление и различных природных стихий или явлений: мороза — у восточных славян, градовой тучи — у западных славян.

Кроме того, обращает на себя внимание то, что обряд кликанья мороза приурочивался к началу года как к значимому моменту, определяющему будущее, и в то же время к срокам безраздельного господства холодов, а также к моментам, отмеченным в народном сознании как рубежи времен года, зимы и весны, — «Сороки», Чистый четверг, Пасха, — когда наступает пора убывания холодов.

Статья составлена на основе материалов этого сайта

Нажми и лайкни

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Ближайшее по времени публикации

Новые комментарии

  1. nata nata

    В этом году мы «подсмотрели», как во двор приехал современный Дед Мороз (он был на машине) и пошел по домам. Я позвала детей посмотреть на него тихо, чтобы он не услышал. Когда после 12 часов, под елкой появились подарки, у них и сомнения не возникло, кто принес им подарки. Тем более, что машина Деда Мороза тоже исчезла…

  2. Василий

    А я то думаю, откуда этот седоволосый и белобородый дед взялся и кто его выдумал. Теперь вот на третьем десятке лет узнал про него наконец то всю правду. Статья просто супер, надо будет порекомендовать ее своим знакомым.

  3. Картинка профиля Александра Кириллова Александра Кириллова

    Нехватка сказочных событий в жизни легко восполнима . На родине Деда Мороза в Великом Устюге даже взрослые начинают верить в чудо. Что уже говорить о детях.
    Добрый сказочный волшебник живет недалеко от Великого Устюга, который находится на русском Севере в Вологодской области. Здесь на огромной территории у него целая вотчина в сосновом лесу с резным теремом, кафе, гостиницей и даже имеется собственный зоопарк.

  4. Светлана

    История- это всегда интересно.О том, как развивался образ Деда Мороза — тем более. Меняемся и мы и наша мораль, поэтому это уже совсем другой персонаж.

  5. борис

    Отличная статья!!! На мой взгляд новый год самый ожидаемый праздник, особенно детьми которые в канун этого чудесного праздника ждут главного героя- деда мороза и его внучку снегурочку

  6. Наташа

    Он для меня вполне реальный – умный и добрый. Как-то с годами у меня сложился собственный его образ. Я знаю его характер, добрые дела, привычки. Получилась некая компиляция святого Николая и старца из деревушки под Великим Устюгом. Возможно, это так и случилось в народном сознании – трансформация образа почитаемого на Руси святого Николая-угодника в доброго посланника Нового года.

  7. Антонина

    Дед Мороз – мой любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок.

  8. edvard1308

    Друзья! Статья познавательная, но детям только не надо рассказывать! Дед Мороз в красном костюме — наш и живет он в Великом Устюге! Таинство это давайте сохраним для наших малышей!

  9. Сергей

    Интересная и полезная информация.Но у меня есть твердое мнение, Дед Мороз-зто добрый и щедрый дед.Он приносил подарки мне, приносил моим детям и приносит подарки моим внукам.И пускай так будет всегда.Всех с Новым Годом!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *