Древняя страна Элам Цивилизации

    Эта страна (шумеры называли её «Ним», аккадцы — «Эламту») находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама — на западе Хоаспа (современная Керхе) и на востоке Эвлея (современный Карун). На восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны. В юго-восточной части Элама жили, повидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.

elamНазвание  Элам  -  семитическое  (евр.  Elam,  ассир.-вав.  жен.  р.  Ilamtu  ="возвышенная  страна"),  данное  семитами  низменной  Вавилонии   (греч.ElumaiV; туземные названия  -  Увая  и  Хапирти.  Различаются  отдельныеобласти: Сузиана (Шушан), с г. Сузой, Анцан или Аншан  =  приблизительно Мидия, Ямутбал и Дуплиаш (на вавилонской границе); города  -  Кидалу  (у Персидского  зал.),  Мадакту,  Бубилу  и  др.  Население   было   частью семитическое, но главным образом принадлежало к особой расе, может  быть родственной негроидной.

 В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с государствами Двуречья. Во 2-й половине 3-го тыс. Элам неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншушинаке, который был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в конце 3-го тыс. верховная власть над Элам оказалась у царей рода Симашки, которые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (около 21 в.). Однако Элам не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в южном Двуречье - в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (середина 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я половина 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Элам создавали сильное централизованное государство, соперничавшее с государствами Двуречья. Во 2-й половине 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Элам освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (около 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политический подъём начался с правления Шутрук-Наххунте 1 (около 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (около 1155). Территория Элам была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В конце 12 в. Элам вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над южным Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Элам находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в конце 7 в. Ассирия перестала существовать). Элам, раздираемый внутренними политическими противоречиями, в начале 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем - персами.
История художественной культуры Элам тесно связана с искусством стран Двуречья. Среди памятников 4-го - середины 3-го тыс. до н. э. (найденных главным образом в Сузах) - вылепленные от руки керамические сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-3. от Шираза, выразительные стелы с рельефами, керамика, цилиндрические печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.

   Крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, знаки которого восходили к пиктографическим образцам. В дальнейшем своем развитии эти знаки превратились в комбинации линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык — семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.

Новый комментарии

  1. Ирина

    Многие гипотезы построены на том, что былины и сказания принимаются как действительно свершившиеся события. А древние скульптуры как изображения реальных людей. Мне подумалось, что у нас в городе поставлены памятник тройке Гайдая: Бывалый, Трус и Балбес, один держит за веревочку игрушечную машинку.Памятник выполнен в 2/3 роста. Еще у нас есть шуточный памятник водопроводчику и надкушенному яблоку. Что скажут наши потомки, откопав эти раритеты: » Люди были маленького роста, выглядели дегенеративно, за собой возили предмет для денег или продуктов.» Обожествляли еду.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажми и лайкни

ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Следуй за нами на Фейсбук Подписаться в Твиттере Следовать в Контакте Следовать в Одноклассниках Подписаться в Google+ Следить в LiveInternet

Ближайшее по времени публикации

Опубликовать в Твиттере Опубликовать в Майле Опубликовать в Контакте Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+ Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в LiveInternet Опубликовать в Blogger