Государство Манна Цивилизации

manna

Возникновение и возвышение государства МаннаВ IX веке до н.э. на исторической территории Манны возникли независимые области Замуа, Алатее, Гизилбунда, Уишдиш, Зикирту и другие. Область Замуа — страна луллубиев — составляла основную часть Маннейского государства.В начале I тысячелетия до н.э. на юге Азербайджана сложились предпосылки для образования централизованного государства. В IX веке до н.э. возникло государство Манна. Название страны Манна впервые встречается в 843 году до н.э. в клинописной надписи асси¬рийского царя Салманасара III. Столицей Манны был город Изирту.

В первой половине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III с целью усиления своего политического влияния на Манну и другие страны напал на Урарту. Он захватил Маннейскуюобласть Мазамуа, вследствие чего Манна в качестве союзника Ассирии воевала с Урарту, затем с Нововавилонским царством и Мидией.Правитель Манны Иранзу (740-719 гг. до н.э.), восполь¬зовавшись удачными походами Ассирии против Урарту, вернул себе ранее захваченные урар- Маннейцы    тийцами маннейские земли.   Иранзу подчинил маннейские области центральной власти и создал в стране систему наместничества. Во время правления Иранзу Манна в бассейне озера Урмия превратилась в сильное государство. Во внешней политике Манны выявились два направления: одна группа во главе с Иранзу видела в Ассирии союзника и с ее помощью хотела сохранить целостность маннейских земель; другая группа склонялась к союзу с Урарту. Эта двойственная политика мешала осуществлению централизации государства. Некоторые наместники даже восставали против политики Иранзу.

Воспользовавшись этим, царь Урарту Руса I с завоевательной целью заключил договор с наместником области Зикирту и некоторыми другими городами. В результате этого в 719 году до н.э. в ряде городов Манны состоялись восстания против централизаторской политики Иранзу, подавленные союзником Иранзу ассирийским царем Саргоном II.После смерти Иранзу его сыновья повели борьбу за власть. Улучив момент, Саргон II в 714 году до н.э. совершил большой поход на Манну, Мидию и Урарту. У него было три цели:1)    спасти Манну от экспансии Урарту;2)    укрепить позиции Ассирии в Манне;3)    обеспечить своевременное получение дани из Манны в пользу Ассирии.В этом большом походе правитель Манны Улусуну (716-680 гг. до н.э.) обеспечивал продовольствием ассирийскую армию.В результате похода Саргона II Урарту потерпело поражение, ослабело и более не смогло вмешиваться во внутренние дела Манны. Манна смогла сохранить свое могущество. Улусуну повелел установить каменную стелу в честь Саргона II.Ослабление и падение МанныМанна была государством, основанным на рабовладельческой форме производ¬ства. Правители областей — наместники подчинялись центральной власти. Государством правила древняя азербайджанская тюркская династия. Со второй половины VIII века до н.э. власть переходила по наследству от отца к сыну. Совет старейшин подчинялся царю.В первой четверти VII века до н.э. между Манной и Урарту поселились племена киммеров, скифов и саков, пришедшие сюда с берегов Черного моря через Северный Кавказ. Это создало большую угрозу Ассирии. В Манне образовалась оппозиция Ассирии. В таких условиях Манна, нарушив союз с Ассирией, стала полностью самостоятельной страной. Маннейский царь Ахшери (675-650 гг. до н.э.) проводил независимую внешнюю политику. Поэтому царь Ассирии Ашурбанипал в 650 году до н.э. разбил армию Манны, захватил столицу Изирту, пленил часть населения, в качестве трофеев взял стада животных и табуны лошадей. После такого поражения в стране поднялось восстание против Ахшери и он был убит. Его сын Уалли (650-630 гг. до н.э.) восстановил союз с Ассирией. В 616 году до н.э. Манна оставалась в союзе с Ассирией против Нововавилонского царства и Мидии. В 590 году до н.э. Мидия оккупировала Манну.

В результате государство Манна пало.Хозяйство и культура МанныНаселение Манны занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Обнаруженные при раскопках в местностях Хасанлу и Зивие Южного Азербайджана великолепные образцы металлических и ювелирных изделий говорят о высоком уровне развития ремесла. Серебряная чаша, рогообразные кубки (ритоны), привлекают особое внимание изделия с изображением древа жизни и крылатыми быками.При археологических раскопках в Хасанлу найдены остатки ткацких изделий и крашеной одежды. На золотой чаше изображены три бога (Солнца, Луны, Ветра и Дождя). В Манне поклонялись различным богам. В мифах маннейцев важное место занимают такие чудовища, как сфинкс и грифон (мифическое животное с туловищем льва, крыльями орла и головой льва или орла).В Манне были развиты архитектура и искусство. Были построены оборонительные крепости и города-крепости.Люди, населявшие окрестности озера Урмия, еще в III тысячелетии до н.э. были знакомы с клинописью, а в Манне существовали местные виды письменности. На поверхности серебряного подноса, найденного в Зивие, изображены иероглифы.Язык древних маннейцев был тюркским. Считается, что турукку — первоначальная форма тюркского племенного названия.

источник

Нажми и лайкни

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Ближайшее по времени публикации

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *