Изображения электроламп в древнеегипетском храме ХатхорМедиа

В одном из древнеегипетских текстов говорится, что богиня Хатхор после своего возвращения из далёкой африканской страны Бугем поселилась в Египте, в месте, которое в древности называлось Иунеттанетерт — «Незыблемая земля богини». Позднее греки это название превратили в Тентирис, а арабы стали произносить на свой лад — Дендера. Селение расположено в среднем течении Нила, примерно в 500 километрах южнее Гизы и в 50 километрах к северу от Фив.

Хатхор считалась богиней любви, веселья, музыки. Её культ восходит к глубокой древности, ко временам «служителей Хора», то есть к эпохе, предшествующей объединению Египта.

Потайные комнаты

Домом возвратившейся богини был величественный и необычайно красивый храм — храм Хатхор, главное сооружение большого сакрального комплекса. Храм был построен в IV веках до нашей эры и знаменит своими многочисленными росписями и барельефами. Фрески и надписи тут покрывают почти все стены, потолки и массивные колонны. Одно из наиболее известных изображений — уникальный зодиакальный круг, вокруг которого идут бесконечные споры о времени его создания и о том, какие небесные события в нём зашифрованы.

Но самые уникальные изображения были обнаружены в одной из небольших потайных комнат (крипт) храма. Полагают, что эти помещения служили местами хранения священных предметов богов и в качестве святилищ для проведения тайных церемоний. Подобные потайные комнаты встречаются и в других египетских храмах, но, как правило, они не были декорированы.
В храме Хатхор известно 15 крипт, и в большинстве из них также нет никаких изображений. Стены же одной, имеющей ширину всего чуть более метра, покрыты тщательно выполненными рельефами.

Египтологи утверждают, что на стенах этой крипты и на стенах одного из основных залов храма Хатхор запечатлены важнейшие церемонии культов египетских богов, и категорически отрицают иную точку зрения, высказанную исследователями-«альтернативщиками» впервые ещё в середине 1960-х годов. электрические лампыСогласно мнению последних, на рельефах представлены… электрические лампы! Вот что пишет, например, Рейнхард Хабек, дотошно исследовавший рельефы в крипте, в своей книге «Свет для фараонов»: «На стенах изображены человеческие фигуры рядом с колбовидными предметами, напоминающими огромные электрические лампы. Внутри «ламп» изображены змеи в виде волнистых линий. Заострённые хвосты змей исходят из цветков лотоса, которые без особого воображения можно интерпретировать как патроны ламп. Нечто, напоминающее провод, ведёт к небольшой коробке. На ней стоит бог воздуха, преклонивший колени. Рядом возвышается столб джед с двумя руками…».

Поскольку никакого научно-рационального объяснения этим предметам дать нельзя, то египтологи просто считают их ритуальными атрибутами и символами, что совсем не решает вопроса о происхождении и назначении подобных изображений. Не решают проблемы и тексты, сопровождающие изображения «с лампами». Они в основном переведены, но их смысл не понятен ни историкам, ни прочим смертным.

Столбы Джед

В среде самих «альтернативщиков» есть разногласия в трактовке того, что именно за «лампа» изображена в крипте храма Хатхор. Одни полагают, что она больше похожа на привычную нам лампу накаливания, а «змея» соответствует светящейся нити. Другие считают, что речь может идти о газоразрядной лампе с разрядной дугой. Например, о «трубке Крукса», названной так в честь британского физика Уильяма Крукса (1832-1919), изучавшего свойства электрических разрядов в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.

Здесь же, рядом с «лампами», можно видеть шланги или кабель, а также стойки, служащие подпорками грушевидных прозрачных предметов, занимающих центральное место в композиции. Подпорки — сами египтяне называли их «столбы джед» — удивительно похожи на высоковольтные изоляторы, о чём говорит весьма характерная для изолятора конструкция.
Исследователи задаются вопросом: если египетские жрецы пользовались электролампами, то каковы были источники энергии? На рельефах хорошо видно, что от баллонов светильника идут толстые провода, которые соединяются с неким баком. Содержание и назначение этого «бака» остаётся неясным, ибо текст иероглифических надписей под изображением не поддаётся истолкованию. Не исключено, что этот «бак» исполнял функции генератора.

Некоторые полагают: поскольку для питания светильников было необходимо высокое напряжение, жрецы, возможно, использовали ленточный электростатический генератор, который применяется в основном в ядерной физике. Заряды вводятся внутрь шара на изолированной ленте и снимаются наконечниками. Таким образом шар заряжается и находится под большим напряжением. Даже при помощи простых электростатических генераторов легко получить напряжение в сотни тысяч вольт. Возможно, что столб джед заряжался изнутри горячим воздухом и пылью. Может быть, поэтому на рельефе изображён бог воздуха Шу, восседающий на «генераторе».

В композиции присутствует и покровитель науки бог Тот, как бы осеняющий своим присутствием таинственное деяние. Он держит в руках два ножа, символизирующих, возможно, электрический рубильник. В одной из сцен ножи разведены — рубильник разомкнут, в другой сцене ножи сведены — рубильник включён.

Кому это было нужно

Вальтер Гарн — исследователь, сумевший реконструировать по изображениям на рельефах две действующие модели, — утверждает, что одна из них представляет собой электродуговой разрядник, при работе которого возникает интенсивный световой эффект. Вторая модель — стеклянная колба длиной 40 сантиметров с двумя металлическими штифтами. Известно, что древние египтяне были очень искусны в изготовлении стекла. «Если из этой колбы выкачать воздух, то даже при невысоком напряжении наступает разряд, — пишет Гарн. — При давлении примерно 40 миллиметров ртутного столба светящаяся нить изгибается. Если и дальше откачивать воздух, то змееобразная линия растягивается, пока не заполнит всю стеклянную колбу. Вид этого процесса соответствует изображениям на древних рельефах».

Серьёзным контраргументом является то, что у египтян не было необходимой базы для создания каких-либо ламп вообще. Не было необходимой для этого технологии, не было оборудования для откачки воздуха, не было производства электропроводящих и изолирующих материалов. Не было ничего, что позволило бы сделать самую простую лампочку.

И всё-таки до сих пор остаётся загадкой, какими осветительными средствами пользовались художники Древнего Египта, создавая прекрасные многоцветные росписи и ювелирной работы рельефы во мраке камер пирамид и храмов. На стенах и потолках нет следов копоти от факелов, которые могли быть единственным средством освещения.

Другой вопрос: почему в распоряжении историков так мало или совсем нет прямых свидетельств применения электроэнергии в Древнем мире? Ответ видят в том, что, прежде всего, являясь достоянием жрецов и правителей, знания и технические секреты хранились в глубокой тайне. Но когда некоторые тайные знания древности всё-таки просачивались в общество, они почти не воспринимались общественным сознанием и не становились объектом изучения науки. Этому препятствовала церковь. Тем не менее во множестве легенд об алхимиках, магах и волшебниках говорится о вечных лампах, горевших в течение веков. Одни из них были настолько холодными, что к ним можно было прикасаться; другие — ослепительны и опасны.

В наши дни выдвинута новая версия: на стенах храма Хатхор в Дендере изображены действительно предметы богов, как об этом и твердили египтологи, да только боги эти были не мифическими, а вполне реальными существами, которых в Древнем Египте называли Шемсу-Хор («служители Хора»). Они посещали Землю и передавали людям знания.

Источник bagira.guru

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нажми и лайкни

ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Следуй за нами на ФейсбукПодписаться в ТвиттереСледовать в КонтактеСледовать в ОдноклассникахПодписаться в Google+Следить в LiveInternet

Ближайшее по времени публикации