Овинники у славян

Овинник почитался в народе как хозяин овина — деревянной постройки для сушки хлеба. В овине использовался очень древний тип печи, заглубленной в землю. Бережное и суеверное отношение к овину, стремление умилостивить его хозяина имеет очень глубокие корни.

В старинных летописях встречаются точные указания на то, что овины служили у наших Овинникпредков-язычников местом поклонения огню: "и огневи молятся под овином". Потому Овинник-дух, охраняющий овин — является, по-видимому, олицетворением овинного огня.
Однако нельзя считать Овинника лишь воплощением огня.

Он — полновластный хозяин всей постройки, а ведь она хлебному делу служит, благополучию всей семьи. Овинник (иногда смешиваемый с покойниками) — возможно, и предок, покровитель семьи. Он предсказывал судьбу девушкам в Васильев вечер, накануне Нового года — так же, как и Банник. Овинник мог одарить заслужившую его расположение девушку.
Девка кладет ночью руку в овинное окно: коли никто не тронет, в девках сидеть; голой рукой погладит — За бедным быть; мохнатою — за богатым. По некоторым поверьям, Банник дружен с Овинником и ходит к нему в гости, но приятели могут и подраться.

Сложный, двойственный образ Овинника вызывал у крестьян противоречивые чувства. Повелевающий огнем, жестокий и своенравный Овинник может запихать в печь, сжечь, убить, потому опасались топить овин поодиночке. Тем более боялись ночевать в овине.

На обычное местообитание Овинника указывает одно из его имен: Подовинник. По поверьям, сидит Овинник в нижней части овина, где разводится огонь, в яме под сушилом. Верили, что он неустанно следит за работой; охраняет овин, подметает гумно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк, а иногда и сам трудится в овине, приняв обличье крестьянина. Сильно гневается овинный хозяин, если к нему относятся без должного уважения, мешают, пытаются выжить с его любимого места у огня.

источник

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *