Поговорим об Африке. Бушмены Цивилизации

bushman-01

Считается, что именно бушмены ближе всех к древнейшим представителям человечества. Культура бушменов во многом напоминает каменный век, основные «орудия производства» — лук и стрелы, смазанные ядом личинок жука. Зато музыка построена не на ритме, как у других африканских народов, а на мелодии. Все они обладают абсолютным музыкальным слухом — в их языке значение слова зависит от тона и даже от громкости.

В незапамятные времена бушмены заселили Южную Африку, сегодня их немногочисленные племена живут в пустыне Калахари и на прилегающих к ней территориях.

Учеными Пенсильванского университета, США, были проведены грандиозные по масштабу исследования генетического материала африканских народностей, которые позволили поставить точку в споре о том, какая нация является самой древней на планете. В ходе исследования были составлены генетические портреты более чем 3-х тысяч жителей «Черного материка», принадлежащих к 121 народности. Затем полученные данные ученые сравнили с генетическими портретами людей, населяющих все остальные континенты нашей планеты.

Результат проделанной работы показал, что к геному первого представителя Homo sapiens, жившему более 50 тыс. лет назад, наиболее близок геном народности бушменов, проживающих на территории современных Намибии и Ботсваны. Бушмен, в переводе с голландского, означает «человек из кустов». Это собирательное название, данное голландскими колонистами в XVIII веке группе племен, обитающих на границе пустыни Калахари.

Сейчас у бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены - это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.

У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».

За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.

Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.

У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».

Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.

Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.

Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».

В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.

Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.

В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.

О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.

Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.

Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.

Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.

Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.

В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.

Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.

Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +500С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.

Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.

Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.

Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь.

Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.

Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.

Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.

Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.

Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.

Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.

Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы.

У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.

Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.

Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.

Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.

Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.

Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.

Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».

В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.

По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.

Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.

Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.

Источник: www.mk.ru

Нажми и лайкни

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Ближайшее по времени публикации

Новые комментарии

  1. Алексей

    Как бы ни смеялись белые над бушменами, они показывают свое единение с природой. И могут прожить в таких условиях, от которых у белых остается очень плохое настроение. После охоты перед каждой жертвой они молятся своему Богу и говорят, что им приходится убивать животных, чтобы прокормить себя и семью. Им неведомы плохие человеческие чувства, алчность, зависть, какая-то гонка за благами, конкуренция. В то же время они настолько гармонично сочетаются с местной африканской природой, что не способны жить иначе. Жизнь бушменов очень хорошо и с юмором показана в южноафриканских комедиях «Кажется, боги сошли с ума».

  2. Картинка профиля valentina valentina

    Здравствуйте меня поразила статья мы живем в чистоте со всеми удобствами и все ровно жалуемся на жизнь а вот бушмены доказывают что они самые мудрые и сильные люди у них нет зависти и злобы поэтому они самые счастливые.

  3. Картинка профиля Natasha Galuzina Natasha Galuzina

    Настоящие люди, дети природы эти бушмены. Живут в гармонии с природой, наделенные настоящими чувствами и качествами людей, не то что мы растеряли все свои человеческие качества в погоне за богатствами и соревнованиями между собой. Почему бы и нам так не жить выкинув из жизни все наши плохие качества.

    1. Картинка профиля jh0nyqeed jh0nyqeed

      Natasha Galuzina переезжай к ним,и жизнь наладится)
      Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.Надо же)

  4. Картинка профиля Наталия Анисимова Наталия Анисимова

    Отрадно понимать, что где-то на планете все же остались такие вот люди. Пусть они не цивилизованы, но зато они счастливы. Люди, в которых развиты нормальные человеческие чувства..

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *