Тарский бунт Русские

История Тарского бунта Лета 7230 от Сотворения Мира в З.Х. (1722 года от р.Христова) известна очень ограниченному кругу. Бунт вспыхнул в городе Таре, который существует и поныне в Омской области. В Таре тех лет  проживали в подавляющем числе староверы-славяне и праведные старообрядцы-раскольники, последователи протопопа Аввакума.

Спровоцировала выступления народных масс  антирусская реформа царя Петра I, выразившаяся в онемечивании народа, навязывании иноземной, чуждой культуры, в неустанных  преследованиях инакомыслящих, инаковерующих людей, насильственном навязывании ортодоксального христианства Никоновского толка.

Восстание было жестоко подавлено государством. С благословения высших иерархов Никоновской церкви и личному указу царя Петра Первого, начались массовые казни, поражающие своей жестокостью.

Тара начала 18-го века

Тара до начала ХVIII в. оставалась крайним пограничным оборонительным пунктом на юго-востоке Западной Сибири и потому занимала важное место в степной политике Российского государства. В 1672 г. Тарский гарнизон насчитывал 743 человека. За службу служилые люди получали государево жалованье: денежное, хлебное, солевое, на время боевых действий выдавалось оружие и оружейные припасы. Служилый человек, отправляясь в любую погоду в дальние, лежащие подчас в сотне вёрст от дома, места, испытывал лишения, голод, рисковал погибнуть от дикого зверя и от худого человека.

Какие же причины конкретнее спровоцировали Тарский бунт в 1722 году?

Петр I издал ряд указов, ущемлявших свобоы и кошелек своих подданных. В частности это коснулось представителей старой веры (не путать с родноверием!, это были уже христиане, но не такие, какие были угодны Никону). Указами 1716–21 строго, вплоть до смертной казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям. Староверы ставились вне закона. Никакого плюрализма мнений! Еще их обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере).

Попытки взимания двойного оклада встретили в Сибири повсеместное сопротивление. Центры сопротивления находились в скитах, населенных десятками и сотнями беглых. Запылали самосожжения протеста.

Ходили слухи о том, что царь подменный и правит антихрист (сейчас такие слухи снова ходят, но не об этом), о близком конце света. Близ Тары власти повели переговоры с руководителями скитов, в которых обитали приверженцы обоих направлений старообрядчества – беспоповского и поповского. И когда те сообщили, что приготовились к самосожжениям, проведение подушной переписи приостановили.

А кто наследник престола?!

Пётр I, оставивший трон без наследников по мужской линии, вынужден был издать Указ о престолонаследии. Династия Романовых по сути на Петре то и прервалась — об этом была публикация на нашем сайте.

Данным приказом ломались вековые устои передачи власти от отца к сыну, теперь царь мог завещать трон «кому оный хочет» — на своё усмотрение. В 1722 году по городам и весям России поскакали гонцы с требованием поголовно присягать «неизвестному ещё» преемнику, т.е. имя его не называлось. Препятствием на пути стал оплот старообрядцев и настоящих патриотов — маленький город Тара.

Сибирские староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени которого нельзя назвать. В скитах о. Сергия и И. Смирнова активно обсуждали ситуацию и решили призвать все население не присягать. С 18 мая в доме у казачьего полковника Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, – «отпорного письма», составленного в скиту о. Сергия, который сам участвовал в этих обсуждениях вместе с казаками П. Байгачевым, В. Исетским, И. Подушей.

Читали и толковали церковные книги («Книгу о вере», «Кириллову книгу», Апокалипсис, Слова Ефрема Сирина и др.) с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России. В мае на подобных сходках под письмом подписались многие казаки и жители Тары – 228 чел. во главе с Немчиновым и о. Сергием.

27 мая комендант Тары Глебовский назначил общий сбор на соборной площади для приведения к присяге, но присягу согласилось принять лишь несколько человек, остальные подали «отпорное письмо», зачитанное тут же на площади. Г.Ф. Миллер на основании каких-то, не дошедших до нас, источников считал, что всего в публичном акте отказа от присяги у собора участвовало около 700 чел.

Подавление бунта

На подавление этого бунта из Тобольска были посланы части Московского и С.-Петербургского пехотных полков с приданной артиллерией и конницей – всего более 600 чел. Восставшие оказали слабое сопротивление. Немчинов с 20 казаками заперся в своем дворе и взорвал себя порохом, др. группа казаков села в осаду во дворе Ивана Подуши и отстреливалась от войск «царя-антихриста» еще 4 месяца. В окрестных скитах произошли самосожжения.

«Тарский розыск» охватил огромные территорию Западной Сибири. Он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями (см. Самосожжения старообрядцев в Сибири).

По сведениям Г.Ф. Миллера, после следствия была предана смерти половина всех собравшихся у собора для подачи «отпорного письма», остальные отправлены в ссылку. Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными. О. Сергий подвергся четвертованию. Поиски «тарских противников» по всей Сибири продолжались несколько лет, последние казни по этому делу проводились в 1735. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных исчислялось тысячами.

Итоги

Сотни инакомыслящих «скитских старцев» были повешены, колесованы, четвертованы, посажены на кол, т.к. сие действо лишает человека посмертного пути (пишут, что до сей поры в г. Таре есть место, называемое Колашный ряд, т.к. на этом месте староверов и старообрядцев сажали на кол. Мне не удалось найти это место на карте, возможно подскажет кто-то из нынешних жителей Тары — есть ли такое?).

Захваченных в скитах, секли кнутом, не щадили ни детей, ни женщин. Общее число наказанных исчислялось тысячами, что свидетельствует о том, что в Сибири проживало значительное количество Русских людей не предавших Веры Предков, а в официальных документах того времени говорится следующее: «…в 1722 году, когда по указу его императорского величества… велено было всем российским подданным учинить присягу, тогда последовало от Тарских граждан некоторое ослушание и причтено было за бунт, посему многия Тарские жители и получили смертную казнь, яко-то: отсечение головы, повешение за ребра, иные посажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500-т домов лучших граждан раззорено, и от того времени город Тара прежнего могущества и красоты, и многолюдства лишился». («Описание Тобольского наместничества» РГВИА, ф.ВУА, д.19107.).

Новые вспышки протеста в 20-е годы 18-го столетия привели к тому, что военными силами стали практиковаться массовые сожжения инакомыслящих людей на огромной территории от Урала до Алтая. Позднее, чтобы скрыть следы таких карательных акций, эти преступления были списаны на совесть сгоревших, в обиходе появились новые термины -«самосожжения, гари».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажми и лайкни

ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ В СОЦ.СЕТЯХ:

Следуй за нами на Фейсбук Подписаться в Твиттере Следовать в Контакте Следовать в Одноклассниках Подписаться в Google+ Следить в LiveInternet

Ближайшее по времени публикации

Опубликовать в Твиттере Опубликовать в Майле Опубликовать в Контакте Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+ Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в LiveInternet Опубликовать в Blogger