Вера в Древнем Риме

Римляне вероятно заимствовали божества у греков и назвали их своими именами. Но им были чужды образы живых и светлых греческих богов; у них вообще не было никаких рассказов о богах. Их боги – одни только названия, и взяты эти названия от человеческих действий:

  • малого ребенка учат ходить, кричать и говорить особые боги ходьбы, крика и речи;
  • двери домов и ворота города охраняет бог-Отпиратель (Янус);
  • есть богиня Верность;
  • бог Держатель слова и т. п.

Главная сила у бога-воителя, Марса, и у великого отца, Юпитера. Богам служили товарищества жрецов. В жрецы и гадатели выбирали людей, умевших понимать речь богов; ее можно было открыть в полете и крике птиц, в молниях, в особых приметах на внутренностях животных. Поклонениялись лицу государственности — императору.

По понятию римлян, между людьми и богом заключен договор: когда люди исполняют в точности все малейшие обряды, бог должен им дать помощь; если он не помогает, значит, что-нибудь в обряде забыли или неверно сделали. Надо зорко смотреть за всем: если, совершая богу возлияние, забудешь сказать: «Прими вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещано все вино, лежащее в погребе, и тогда придется все и отдать. Но люди могут также воспользоваться каким-нибудь пропуском в договоре или истолковать его в свою пользу. Например, если обряд требовал принесения в жертву редкостного животного, которое трудно было достать, делали слепочек его из теста или воска и подносили богу.

Можно было перезвать бога, помогающего врагам, на свою сторону: при осаде города надо было только узнать настоящее имя бога, которое туземцы скрывали от чужих, и помолиться этим именем. Если город удавалось взять, надо было перевезти к себе бога, сделать его из чужого своим, иначе он останется врагом; напротив, если он переезжал к победителям, он должен был увеличить их силу. Все обряды старались исполнять неспеша, спокойно, среди полной тишины: римляне не любили восторгов, излишних чувств и волнения; все это они называли суеверием.

Похожая публикация:  За что инквизиция уничтожила катаров

Большое значение имели гадания, без которых не начинали важного дела. Перед началом войны, закладкой города, выбором начальников жрецы молились и гадали внутри священного четырехугольника. Своим загнутым жезлом гадатель проводил две черты, с севера на юг и с востока на запад, в виде креста и становился на их пересечении лицом к югу. Небо над собою он мысленно делил такими же линиями. Знамения слева от себя он считал благоприятными, справа – дурными. Если знаки были дурные, гадатель говорил собравшемуся народу или его начальнику: «До другого дня». Это значило, что с делом надо подождать или совсем отступиться от него. Если знаки были хорошие, гадатель требовал полной тишины; затем он наблюдал небо и дожидался ответа богов на поставленные им вопросы.

Военный лагерь в пути или новый город освящали согласно тому же обычаю. Гадатели становились тут землемерами. По бороздам, которые они проводили при закладке, испрашивая помощь богов, размещались главные улицы лагеря и города. На пересечении их в лагере становился алтарь, перед ним была палатка вождя и около – место сбора воинов, а в городе устраивалась большая рыночная площадь, форум.

Всякое дело у римлян начиналось с гадания. Главные жрецы (понтифики) гадали вперед на целый год и устанавливали заранее добрые и злые дни, когда можно и когда нельзя приниматься за дела; в этом и состоял старинный календарь римлян.

Короче говоря, древнему Риму был присущен политеизм или многобожие по-русски выражаясь. Что показательно — во всех мало мальски крупных верах древнего мира, информация о которых дошла до наших дней, присутствуют не одно божество……

источник

10 мнений о статье “Вера в Древнем Риме

  1. На мой взгляд, многобожие — это самый оптимальный вариант, по крайней мере знаешь какому богу молиться, если нужно что-то определенное, например, чтобы воры в дом не влезли. А вот что же делать, если не хочешь обидеть хотя бы даже одного из такого огромное количества богов?! Это сколько жертвоприношений и ритуалов надо сделать, да ещё и без малейшей ошибки, а то ведь не поможет — жуть! Если говорить про веру и мифологию, то греческая мне конечно нравится больше, там боги более конкретизированы и имеют человеческие очертания, хотя они ужасно жестокие, непредсказуемые и эгоистичные натуры. Но именно поэтому, эта тема так и интересна.

  2. Везет же римлянам их двери охранял бог Янус, а в наше время даже кодовые замки не помогают. Я думаю ,что поклонении множествам богов это не плохо.В наше время религий, направлений в религии много, а вот люди испортились…

  3. Римская религия не имела единой организации и учения, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

  4. Ну и нравы были у римлян, если они полагали, что даже бога можно переманить на свою сторону какими-либо преференциями. По их понятиям «все продается и покупается»., в том числе и божество заманить можно. Интересное сочетание суеверия и веры в богов. Наша вера — христианская — отрицает всякие гадания, знаки и прочие суеверные вещи. А римляне все в одну корзинку сложили.

  5. Римляне похоже одними из первых поняли, что и с небесами можно договориться или заключить взаимовыгодную сделку. Я — человек, согласно пунктам договора, на земле не всегда грешу, а ты – Бог мне за это помогаешь. Причем по каждому вопросу свой Владыка небесный. Напоминает структуру государственного бюрократического учреждения, где кланяешься каждому клерку по конкретному вопросу.

  6. Вера в тех или иных богов или вовсе отказ от какого либо вероисповедания , очень тонкая тема. Огромное количество воин начиналось именно из за разных вер и сужению разным богам между соседями. Достаточно вспомнить крестовые походы — достойный пример этому. Тем не менее именно к богам мы обращаемся в трудную минуту и не важно в кого мы верим.

  7. У древних римлян действительно было много богов.Но по крайней мере они их всех почитали и боялись.А у словян русских или украинцев или белорусов один-единственный Бог и то перестали его бояться и бояться божьей кары за плохие поступки и преступления.Люди творят такое, что аж страшно.И куда мир котится?Не иначе как в пропасть.

  8. Очень интересно и познавательно, прочитал с большим удовольствием. Всегда интересовался историей Древнего Рима, его самобытностью и развитием. Написана статья вполне просто и понятно, доспупно будет даже для ознакомления школьникам, чтобы на уроках истории блеснуть своими знаниями.

  9. Похоже, что со времён правления Древнего Рима и до нашего времени, существенных изменений не произошло. Что бы что- то иметь, необходимо испросить позволения. Было тогда, есть и сейчас. Что бы жить получше других и заниматься своим делом — необходимо заплатить дань. Мы это делаем по сей день. Что бы верхушки правили, низы должны приносить подаяние. Так что же изменилось. Если для принятия решения необходимо раскинуть карты, прислушаться к тому, что скажут звёзды. Сейчас больше гадают на кофейной гуще, ходят к экстрасенсам и от услуг астрологов тоже никто не отказался. Перемен не произошло. Мы все думаем, что свободны в своём выборе, в высказываниях, суждениях. Нет и ещё раз нет.

  10. не плохая статья , и мне во всяком случае кажется , что создавать богов от человеческих действий было бы довольно не плохо и у нас! ведь то во что превратили нашу веру даже видеть не хочется( , если смотреть на данную ситуацию в нынешнее время нашего бога можно было бы назвать — бог легального развода старушек на жильё или бог необлагаемого налогами бизнеса! у нас по большому счету не осталось святых на вере в бога делаются наибольшие деньги , которые вполне можно назвать «легкими» + они не облагаются налогами и каждый кто платит за свою веру деньги (посвятить квартиру , машину, крещение ребенка, венчание и т.д. ) будут говорить мол это им помогает! но если открыть на всё это глаза , то мы получим ясную картинку , : наших детей крестит какой-то поп в котором нет ничего святого , он так же бухает, курит , и ездит на крутой спортивной тачке как и всякие мажоры! так что свою веру в первую очередь нужно подтверждать действиями , святость она в ваших делах : помоги слабому который не может за себя постоять , помоги подняться старику на улице , переведи старуху через дорогу или помоги ей донести пакеты до дома в конце концов , для этого не нужно ходить в церковь и платить за это деньги!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.