Забытые писатели. Вера Крыжановская

Книги Веры Крыжановской стали возвращаться лишь в последние пять лет — и это большая их часть вышла в издательствах Риги, а до России просто не дошла. В архивах сохранились многие рукописи писательницы, хотя далеко не все ее романы есть даже в хранилищах бывшей «Ленинки», не говоря уже о более мелких библиотеках.

Вера Крыжановская-РочестерВера Ивановна Крыжановская родилась 2 (14) июля 1861 года в Варшаве в семье генерала-майора артиллерии Ивана Антоновича Крыжановского, происходившего из старинного тамбовского дворянского рода.

Вера Крыжановская с детства увлекалась историей Древнего мира и средних веков, а к мистике и оккультизму обратилась благодаря влиянию своего мужа, известного спирита С. В. Семенова, возглавлявшего «Кружок для исследований в области психизма» в Петербурге. С. В. Семенов занимал довольно высокое положение при дворе — с 1894 года служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а в 1904 году получил звание камергера.

Почти все романы Крыжановской (а первый вышел в Париже в 1886 году) издаются под двойной фамилией Крыжановская-Рочестер по той простой причине, что диктовались писательнице в бессознательном состоянии духом английского поэта Дж. Уилмота, графа Рочестера (1647–1680).

Современники утверждали, что во время подобных сеансов Вера Ивановна (которая была прекрасным медиумом) впадала в бессознательное состояние, а ее рука быстро исписывала по-французски чужим (не Крыжановской) почерком страницу за страницей.

Вряд ли стоит комментировать этот факт — факт остается фактом, тем более что придя в себя писательница ничего не помнила из написанного, и рукопись переводилась на русский и редактировалась ею самой или близким ей человеком. Некоторые романы Крыжановской впервые были напечатаны на французском языке в Париже.

Именно фактом написания романов во время спиритических сеансов и объясняется довольно странное построение романов В. И. Крыжановской: ни в одном из них нет деления на главы.

Похожая публикация:  В Иордании были обнаружены 70 металлических книг

Условно творчество Крыжановской-Рочестер можно разделить на три группы: исторические, фантастические и «женские» романы. Всего же писательницей было написано более 50 романов, повестей и рассказов. Успехом у любителей исторических романов пользовались творения Крыжановской о Древнем Египте («Фараон Мернефта» (1888), «Царица Хатасу» (1894), «Железный канцлер»), Древнем Риме («Эпизод из жизни Тиберия» (1886), «Сим победиши» (1893), «Геркуланум» (1895)), средневековые («На рубеже» (1901), «Бенедиктинское аббатство» (1908)).

Однако истинный успех писательнице принесли фантастические романы — «Адские чары» (1909), «Дочь колдуна» (1913), «Заколдованный замок» (1898) и, прежде всего, пенталогия «Маги» (1901–1916), рисующая апокалиптическую борьбу во Вселенной божественных и дьявольских сил.

http://www.youtube.com/watch?v=Hg6CGT-Wtdg

источник

8 мнений о статье “Забытые писатели. Вера Крыжановская

  1. Впервые, случайно стала читать вторую книгу из трилогии в «Царстве тьмы». Написано интересно, захватил сюжет и стиль произведения, чувствуешь себя почти участником событий и современником самого автора. Потом, умерла Вера Крыжановская в 1924 году, сейчас весна 1923, почти столетие со дня её смерти… Читая её роман, словно с помощью «машины времени» возвращаешься в те годы, и технический прогресс тех лет вызывает умиление.

  2. Темы здесь всегда очень интересные,писатели,устройство мира,возникновение всего сущего,в общем много тем поднимается!Это очень радует прямо скажем,возможно человек пытается достучаться до нас!Попытки похвальны,хоть как-то попробовать привлечь людей хоть не много задуматься что происходит!?Лично я такое отношение приветствую,по поводу данного автора,если он не эксрасенс,не бог и основания только на фантазии,то относиться необходимо исключительно скептически!

  3. На свете так много забытых писателей, чьи произведения можно считать по истине достоянием мировой литературы, и их возрождение поможет обогатить современную культуру, поскольку нынешнее поколение, к сожалению, не отличается образованностью и духовной воспитанностью. Замечательно, что возрождается культурный русский язык, богатый и необъятный!

  4. Марина, возможно некоторые книги и уникальны, но я думаю что основная их часть, как бы это грубо не звучало мусор. Так как в прошлом и нынешнем времени, достаточно горе — писателей, творчество которых не стоит и минуты нашего драгоценного времени. А Вера Крыжановская сделала своё имя за счёт само-пиара, так званых спиритических сеансов, ведь раньше людям было свойственно верить во всякую чертовщину.

  5. За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных произведений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В ином мире». Здесь мы видим странное будущее кастовых государств, очень напоминающее современные «космические оперы».
    Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».

  6. Крыжановская Вера Ивановна (в замужестве Семёнова, псевдоним Рочестер, Rochester W.I., 2 июня 1857 — 29 декабря 1924) — русская романистка.

    Отец — из старинного дворянского рода Тамбовской губернии, генерал-майор артиллерии Иван Антонович Крыжановский; мать — из семьи аптекаря. После смерти отца (1871) Крыжановская была принята в Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге, в 1872 поступила в училище св. Екатерины казеннокоштной воспитанницей, «уволена» в 1877.

    В 1880-90-х гг. жила в Западной Европе. С детства Крыжановская интересовалась древней историей и оккультизмом, выступала на сеансах в качестве медиума. Муж Крыжановской, известный спирит Сергей Валерьянович Семёнов, с 1894 служил в Собственной е. и. в. канцелярии, с 1904 камергер.

    Следуя традиции, распространенной среди спиритов, Крыжановская утверждала, что её романы были продиктованы ей духом английского поэта Джона Уилмота, графа Рочестера, верившего в посмертное существование души на земле (отсюда её псевдоним, который она ставила на произведениях рядом со своей фамилией). Писала на французском языке, а затем переводила на русский.

    После революции эмигрировала в Эстонию, более двух лет работала на лесопильном заводе, где непосильный физический труд подорвал её здоровье.

    Не влюбиться в произведения В.И.Крыжановской не возможно, книга «В царстве тьмы» открыла мне глаза на окружающий мир, а «Закалдованный замок» это вообще нечто превосходное!Читаются на одном дыхании!

  7. Да, ранее я находила сведения об этой интересной писательнице, которая прославилась именно, как медиум писавший свои книги в бессознательном состоянии и чужим почерком. Жаль разочаровывать любителей мистики, но в те времена не было таких простых процедур как сканирование мозга ( МРТ или КТ) после которых можно найти причину подобных явлений.

  8. На свете много забытых писателей, в том числе русских. Которых изучают только филологи. А ведь люди жили, переживали, что-то видели, полцучали впечатления от событий, встреч. Размышляли. Неужели их миры не заслуживают нашего внимания? Просто надо больше читать. В том числе и редких книг. Многие из них пылчтся в архивах библиотек без нашего внимания. А ведь каждая такая книга — уникальна, как и каждая творческая личность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.