Что такое вирши?

Тенденции современной поэзии все чаще сводятся сейчас к философским темам. Человека заботят темы бытия, его естества и места в мире. Авторы, используя прозу, выражают свои глубокие мысли и переживания, а иногда и доносят философию до умов читателя.  И это не ново.

Любой поэтический текст может быть в форме стихов или строк. В зависимости от длины текста, количества ударений, слогов и стоп в каждой строке выделяют тоническую,  силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения.

Тонический стих характерен для древнерусской поэзии.  От гр. tonos – ударение, он основан на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Он характерен для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. Например для русского и немецкого языка.

Силлабо-тоника начинает распространяться у нас  с 30-х годов XVIII века. А вот силлабическая (или виршевая) поэзия господствует в XVII – начале XVIII века.

Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский и французский.

Вирши (от латинского versus — стих, польское — wiersz) — один из видов тонического стиха — духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся с конца XVI до начала XVIII в. Вирши появились в Польше в конце XVI века, а в русскую литературу вошли в конце XVII века.  Как стихи вирши характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма и свободой в числе слогов.

В русской литературе виршевая поэзия связана  с именем Симеона Полоцкого (1629—1680).  Симеон был  придворным поэтом московских царей – Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, воспитывал детей государя, прославился своей просветительской деятельностью. Отмечу, что  вирши можно встретить и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века.

Помимо Симеона Полоцкого, среди русских поэтов-виршеписцев стоит назвать таких поэтов как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков, а также, позднее, уже в XVIII веке, Антиох Кантемир, создававших различные произведения в  этом жанре.

Вирши по своему содержанию могут быть духовные, лирические, сатирические  и даже исторические, повествующие о народной истории.  Этот вид стиха в своем творчестве использовали и зарубежные поэты. В 1952 году свои «Дианетические вирши» представил Рон Хаббард в Финиксе, штате Аризона. В этих строчках он передал общее понимание устройства человека и его взаимодействия с окружающей вселенной. Позднее, все они были положены на музыку и выпущены  в альбоме под названием «Верный способ быть — просто быть». Они просты и понятны.

«Ты можешь сделать все, за что бы ты ни взялся».

            «Чего  бы ты ни избегал, тебя когда-то одолеет»

            « Чтобы локти не кусать, источником лишь нужно стать».

Современная культура оказывает влияние на формирование поэзии, но и обратную связь невозможно отрицать. Появление большого количества писателей, прозаиков, публицистов говорит о том, что и национальная и мировая поэзия переживают период расцвета. Виршевая поэзия, начиная с времен своего зарождения оказала большое влияние на формирование истории и ее роль в открытии литературного потенциала остается велика.

Елизавета Шаламова

Поделиться этой записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.