Тенденции современной поэзии все чаще сводятся сейчас к философским темам. Человека заботят темы бытия, его естества и места в мире. Авторы, используя прозу, выражают свои глубокие мысли и переживания, а иногда и доносят философию до умов читателя. И это не ново.
Любой поэтический текст может быть в форме стихов или строк. В зависимости от длины текста, количества ударений, слогов и стоп в каждой строке выделяют тоническую, силлабическую и силлабо-тоническую системы стихосложения.
Тонический стих характерен для древнерусской поэзии. От гр. tonos – ударение, он основан на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Он характерен для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. Например для русского и немецкого языка.
Силлабо-тоника начинает распространяться у нас с 30-х годов XVIII века. А вот силлабическая (или виршевая) поэзия господствует в XVII – начале XVIII века.
Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский и французский.
Вирши (от латинского versus — стих, польское — wiersz) — один из видов тонического стиха — духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся с конца XVI до начала XVIII в. Вирши появились в Польше в конце XVI века, а в русскую литературу вошли в конце XVII века. Как стихи вирши характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой — значительной свободой ритма и свободой в числе слогов.
В русской литературе виршевая поэзия связана с именем Симеона Полоцкого (1629—1680). Симеон был придворным поэтом московских царей – Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, воспитывал детей государя, прославился своей просветительской деятельностью. Отмечу, что вирши можно встретить и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века.
Помимо Симеона Полоцкого, среди русских поэтов-виршеписцев стоит назвать таких поэтов как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков, а также, позднее, уже в XVIII веке, Антиох Кантемир, создававших различные произведения в этом жанре.
Вирши по своему содержанию могут быть духовные, лирические, сатирические и даже исторические, повествующие о народной истории. Этот вид стиха в своем творчестве использовали и зарубежные поэты. В 1952 году свои «Дианетические вирши» представил Рон Хаббард в Финиксе, штате Аризона. В этих строчках он передал общее понимание устройства человека и его взаимодействия с окружающей вселенной. Позднее, все они были положены на музыку и выпущены в альбоме под названием «Верный способ быть — просто быть». Они просты и понятны.
«Ты можешь сделать все, за что бы ты ни взялся».
«Чего бы ты ни избегал, тебя когда-то одолеет»
« Чтобы локти не кусать, источником лишь нужно стать».
Современная культура оказывает влияние на формирование поэзии, но и обратную связь невозможно отрицать. Появление большого количества писателей, прозаиков, публицистов говорит о том, что и национальная и мировая поэзия переживают период расцвета. Виршевая поэзия, начиная с времен своего зарождения оказала большое влияние на формирование истории и ее роль в открытии литературного потенциала остается велика.
Елизавета Шаламова