В ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано (ныне прочно забытое) «Предупреждение» А.В. Луначарского. Нарком просвещения писал:
«На многих украшениях и плакатах… по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (показан равноконечный крест с загнутыми концами влево). Так как свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление».
Свастика в России была запрещена легко и быстро
Такая заметка рекомендательно-запретительного характера, подписанная всесильным распорядителем культурной жизни России, на страницах правительственного издания, могла быть оценена, как официальная директива, что и приняли к сведению и исполнению современники. По сути Луначарский прямо запретил использование свастики в России. И хотя наказание за нарушение не определено, все понимали, что в действительности за ним дело не станет – революционное время было слишком кровавым.
Свастика в России постепенно исчезла из наглядной агитации советской повседневности, хотя до 1924 г. ее все еще продолжали использовать в нарукавных знаках красноармейцев ряда частей.
После 1930 г. очень редко в научных работах встречается какое-либо упоминание о свастике. Это было время, когда занятие руской историей или же употребление понятий «русская история», «русская народная культура» в исследованиях считалось вредительством, а ученых, их использовавших, относили к врагам народа со всеми вытекающими последствиями.
И в послевоенных исследованиях, имеющих непосредственное отношение к теме ярги-свастики, продолжал действовать запрет на этот знак. Ученые всячески избегали упоминаний слова «свастика», употребляя вместо него «крест с загнутыми концами», «солярный символ» и т.д. Такой подход вполне оправдан, учитывая участь сосланных и расстрелянных специалистов по славистике, русской истории и народоведению.
Запрет начертания и написания свастики
1. Изображение глиняного сосуда, найденного в Самарре (4000 г. до н.э.). В послевоенных изображениях этого памятника, срединная свастика, как правило, отсутствует. Так, на задней обложке научно-просветительной книги А.Л. Монгайта «Археология и современность» изображение ярги полузатерто, чем создается ложное впечатление о плохой сохранности подлинника.
* Слева оригинал, справа изображение на обложке книги А.Л. Монгайта.
2. В 1980-е издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея». На одной из цветных вкладок был изображен подвес, на котором среди других узоров встречались кресты с загнутыми концами. При изготовлении пробных отпечатков в типографии ГДР немецкие исполнители обвели их на контрольном отпечатке и поставили знак вопроса. В результате вышедший из печати альбом уже не содержал изображений «крестов с загнутыми концами».
3. Накануне Великой Отечественной войны в деревню Вологодской области заехал сотрудник НКВД. Во время ужина он заметил висевшее на божнице полотенце-убрус, в средине которого светом лампады высвечивалась большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических крестов с загнутыми концами. Увидев свастику, глаза у гостя стали от возмущения яростными, хозяину еле удалось его успокоить, объяснив, что помещенный в середине убруса знак не свастика, а «Косматый Ярко», а узоры на боковых полосах – это «гуськи». Сотрудник НКВД обошел всю деревню и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются в каждом крестьянском доме.
4. Во время Великой Отечественной войны работники Каргопольского краеведческого музея уничтожили целый ряд редчайших вышивок, содержащих свастики. Подобное истребление музейных ценностей, содержащих свастику, проводилось повсеместно, и не только в музеях. Эти действия к культуре были закономерны. Они вырастали из политики Советской России, провозгласившей воспитание нового человека и построение нового мира, в котором русской истории и народной культуре места не предусматривалось. В военные годы был и дополнительный предлог в усилении давних намерений по искоренению народной культуры – в грозное военное время свастика показывалась знаком врага, представлялась знаком изуверства и не человечности.
5. Показателен случай в Демидовском районе, со слов основателя музея «Смоленские украсы» В.И. Грушенко. В 80-х гг. ХХ в. он зашел в местный краеведческий музей к директору, которого застал за любопытным занятием. Директор, немолодой уже мужчина, срезал бритвой кресты с загнутыми концами с музейных божников-полотенец. Нисколько не смутившись, он пояснил, что ему неудобно перед посетителями и гостями, а особенно перед начальством, за «фашистскую свастику» на местных божниках. Пример показывает, сколь сильна была большевистская «антисвастическая прививка» у старшего поколения спустя почти 60 лет после запрета ярги.
Подобных случаев множество. В 1930-е годы комсомольцы боролись со свастикой. Затем в 1940-е, во время войны спецотряды НКВД изымали у сельского населения вещи со свастикой и уничтожали. До сих пор коренные жители Севера хранят память о 40-х гг. прошлого столетия, когда им запретили вышивать свастику на одеждах, исконно бытовавшую в их культуре.
Для современного общественного мнения, среди наших соотечественников, также характерно преимущественно недопонимание ярги и ее историко-культурное значение не только для русской культуры, но и для культур большинства народов России, где ярга-свастика является одним из основных знаков одежды, обрядов и обычаев. Очень сильна та негативная энергетика, которая создана в сознании наших людей в отношении фашистов, использовавших свастику в качестве своей символики.
Существующий ныне законодательный запрет на фашистскую символику трудно отделить от запрета на использование ярги, и поэтому он, по сути, продолжает социокультурную политику большевиков-ленинцев 20-30-х гг. запрещавших Бога, веру и народную культуру.
источник
Забавно, что ещё в 2010 прокурор Костромской области пытался привлечь к ответственности
блогера за употребление этого знака Шорина.
«Мы постоянно мониторим интернет и электронные СМИ,— сообщили Газете в областной прокуратуре.— Так что ничего необычного в этом деле нет». На аватаре блогер Prishelec поместил изображение свастики на фоне красного ромба. Сомнительный рисунок скопировали с сайта и отдали специалистам на экспертизу. «Согласно заключению специалиста, указанный символ является сходным до степени смешения с нацистской символикой, используемой войсками фашистской Германии во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»,— пояснили в областной прокуратуре.
Тем не менее после похода в прокуратуру (боязливый) Prishelec свой аватар поменял на более безобидный. Однако щекотливая тема, поднятая им на форуме, быстро нашла единомышленников, которые решили по-своему поддержать Prishelec. Теперь на форуме костромских джедаев один за другим появляются аватары со свастикой.
Интересная статья однако, удивительно как на российском сайте цензура такое пропустила. Думаю администратор сайта идейный историк и настоящий журналист, раз пишет и публикует такие статьи для обсуждения как эта. Что касается свастики, то я уже не однократно встречал в сети материалы объясняющие происхождение свастики разного рода. Именно коммунистический режим начал запрещать использование свастики и других подобных изображений причём задолго до начала расползания по Европе фашизма. Хотя свастика как не странно это нечто правильное, светлое и благое, не зря ведь название свастика произошло от слова свасти, означавшего приветствие, пожелание удачи, благоденствие, добро желание.
Гитлер изучал древние артефакты и различные легенды ( видно собирался жить вечно) и в индийской мифологии нашел древний знак, изображающий солнце — свастику, осталось только загнуть концы в другую сторону и получился известный всем фашистский символ. Вот так искажаются уже известные понятия.