Многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и другие места великой России, как-то: Забайкалье и даже Камчатку и с гордостью называющий себя в течение многих веков «казаками», едва ли может правильно понимать носимое им имя, а тем более объяснить его значение.
Евграф Петрович Савельев
Древняя история казачества
Известный и прославленный своими трудами по древней и современной истории казачества писатель и краевед Евграф Петрович Савельев родился 18 декабря 1860 года, а кончил свои дни в 1927 году в Новочеркасске. Он был свидетелем последнего расцвета, а также заката Российской империи.
Все мысли историка-патриота всегда были обращены к поиску истоков казачества, как древнейшей и самобытной части русского народа, сохранившей идеалы предков: ведических ариев, саков, массагетов, алан, сарматов-роксалан. Само возникновение имени казаков он относил в глубь веков, возводя его к самоназванию арийцев, как Азов-Саков, али Асов. Важно вспомнить, что и сам Будда Сакья-Муни, основатель буддизма, был князем из рода саков-сакиев. Да и Буса Белояра «Велесова книга» именует Будаем, то есть Буддой. Христиане же первых веков в князе Бусе Белояре видели образ Христа.
Скачать http://knigosite.org/getbook/86226/rtf
Добрый день! Я предполагаю, что и известный князь Светослав был казаком (жил в 10-м веке). Внешние атрибуты: Носил чуб на гладко бритой голове и усы буквой «АС» — атрибуты казаков. Носил в мочке левого уха серьгу с рубином и двумя жемчужинами по бокам. Рубин значит кровь народа, который доверил ему свою защиту, две жемчужины означают мужское и женское начало, т.е. заботу о будущих поколениях. Носить такую серьгу мог только князь. Воеводы носили золотые серьги, дружинники — серебряные. Эти знаки отличия сохранились частично у казаков.
Добрый день! Хотелось узнать: А князь Светослав был казаком? Я могу предположить, что он был казаком.Внешние атрибуты: Носил чуб и усы — атрибуты казаков. Носил в мочке левого уха серьгу с рубином и двумя жемчужинами по бокам.Рубин значит кровь народа, который доверил ему свою защиту, две жемчужины означают мужское и женское начало, т.е. заботу о будущих поколениях.Носить такую серьгу мог только князь.Воеводы носили золотые серьги, дружинники — серебряные.Эти знаки отличия сохранились частично у казаков.
Полагаю, что в годы когда жил этот князь, понятие «казак» воспринималось не совсем так, как мы привыкли, либо вообще отсутствовало. Внешние атрибуты наследованы, но вот от кого — от ордынцев, от казаков или кого-то еще?…
В 1725 году слободские казаки получили приказ снарядить отряд в тысячу человек и направить его сроком на год в прикаспийские провинции Персии, уступленные шахом России двумя годами ранее. Командование отрядом было доверено Харьковскому полковнику Григорию Семеновичу Квитке. В начале осени казаки прибыли в крепость Святого Креста (ныне Ставрополь), откуда вскоре направились в первую экспедицию в горы Дагестана. Им была поставлена задача «над супротивными и недоброжелательными ко Империи Российской чинить поиск…». За 18 дней «поиска» было убито 639 местных жителей, сожжено 20 аулов, захвачено большое количество людей и скота. Поход стоил жизни 52 казакам. До конца года состоялись еще две подобные экспедиции. Так слободские казаки приняли участие в самой длительной войне в истории Российской империи — Кавказской.
Вот типичное польское представление о русских: «Мос-каль всегда разный, в зависимости от того, какой день недели, какие люди вокруг него, за границей он или дома. У русского нет понятия ответственности, собственная выгода и удобство движут его поведением. Русский человек очень мелочен и придирчив, но не потому, что хочет сделать на пользу родине, а потому, что старается для собственной выгоды, получить взятку или отличиться перед начальством. В России выгоде и удобству посвящается всё, даже Отечество и Вера. Мос-каль даже когда крадёт, делает вид, что делает благое дело». Однако, сокрушив в конце XVIII века Речь Посполитую, русские на деле доказали, что несмотря на все свои особенности и недостатки при правильном управлении лишь они одни достойны претендовать на лидерство в славянском мире. Таким образом, матушка Екатерина весьма достойно и в интересах империи использовала в конце XVIII века эту очередную англо-французскую свару.
А мне вот интересно, когда зародилось казачество конкретно? Некоторые вообще думают мол они на украине появились. Эх, грустно когда историю свою не знают…
Да не важно где даже. Не было тогда Украины, России. Была общая, большая страна и всё
у меня брат историк в институте, говорит новая история очень сильно отличается от той которой учили его примерно десять лет назад, то есть факты переписываются история переписывается, кому это надо? и где правда если такое происходит!?
Дада-да. Вопрос происхождения казачьего народа сознательно запутанный и по тому сейчас тяжело найти где лежит начало нашей истории. Но непременно, можно даже утверждать, что наши предки практически всегда, с глубокой древности, обитали на берегах Дона и его притоках(в частности по берегам р. Хопра).
1991г. в Ставрополе состоялся Второй Большой круг Союза казаков, в котором приняли участие около 800 делегатов. Этот съезд дал новый импульс для активизации и расширения казачьего движения. Вместе успехами, в процессе возрождения казачества, также существовало много трудностей и проблем. Не было ясных и всесторонних планов работы. Казачество пытались втянуть в политическую борьбу различные партии. Преследуя свои цели, некоторые казачьи лидеры стали сотрудничать с политическими партиями. Среди высших руководителей казачества иногда встречались безответственные люди, демагоги, люди — карьеристы. Это затрудняло возрождение казачества, тормозило его, наносило серьезный вред. В это время, в стране, шла борьба за власть и правящей элите было не до казаков. Власть уступала организованному напору казачества, и признавало их существование, но неохотно привлекало казаков для обеспечения безопасности и стабильности в регионах, пыталось уклониться от сотрудничества. Несмотря на это, большая и важная работа по возрождению казачества продолжалась. Многое было сделано, чтобы сохранить и развить казачью культуру. Были восстановлены культурно — бытовые традиции и обычаи казаков. Подрастающее поколение стало приобщаться к казачьей культуре. Процесс возрождения казачества стал необратим. В стране, казачье движение, стало мощной общественной силой.
В феврале 1794 г. на усмирение бунтовщиков, собравшихся в станице Есауловской, двинулся отряд казаков в 1000 человек во главе с наказным атаманом, генералом Андреем Мартыновым. К ним подоспел князь Алексей Щербатов с 5-ю полками (Шлиссельбургским, Ростовским, Воронежским и Каргопольским) под командою полковников Буткевича и Ребиндера и 4-мя батальонами пехоты, 2-мя эскадронами драгун, 4-мя полевыми орудиями, а также три Чугуевских полка под начальством генерала Платова. Станицы заняты были почти без боя. 6-го июля началась обычная расправа, какую Москва всегда применяла к казачеству: 48 старшин и 298 казаков были закованы в цепи и сосланы в Оренбуржье, 1645 человек наказаны плетьми. Назначено, по приказанию Военной коллегии, следствие. Председателем следственной комиссии был Щербатов. Оказалось, что все бузулуцкие, хоперские и медведицкие станицы также не приняли войсковых грамот и отказались от переселения. Князь Щербатов признал и их виновными и около пяти тысяч человек подверг наказанию кнутом, из-под которого немногие вышли целыми. Десятая часть попали в Сибирь. Есаул Рубцов, которого считали главным виновником бунта, получил 251 удар кнутом и в тот же день скончался
В ноябре 1941 года несколько десятков казаков 37-го Армавирского полка совершили подвиг у деревни Федюково, отражая натиск немецких танков и штурмовых групп автоматчиков. Несмотря на отсутствие полноценного сна, отдыха, горячей пищи и значительное численное превосходство фашистских войск, эскадрон кубанских казаков не дал немецким захватчикам прорвать линию обороны.
Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.
Наиболее распространенным у козаков в виду боевого порядка стал так называемый лагерь — важнейший элемент казацкой тактики в условиях равнинной степной местности. В центре четырехугольного подвижного укрепление, состоящее из нескольких рядов сдвинутых и скрепленных между собой повозок, располагалось войско. Такой боевой порядок позволял быстро переходить от наступательного боя в обороне и наоборот. Лагерь использовали и в боях, и на переходах. Современники называли его «плавающей крепостью». Во время похода пехота время выходила возов, в случае опасности замыкалась в оборонном кольце.
Когда оборонялись, телеги ставились плотно друг к другу, их колеса связывали и скрепляли цепями, в сторону врага возвращали оглобли как копья или рогатины. За возами скрывалось все войско. Во время длительной осады неприятельской крепости или круговой обороны повозки иногда засыпались землей и из них делали крепкий вал, а вокруг копали окопы, валы, «волчьи ямы» с заостренными кольями на дне и другие временные земляные укрепления. Как свидетельствовал современник, сто казаков в лагере могли успешно защищаться от татарских отрядов из тысячи больше воинов. Польские панцирные уланы разбивались о неподвижный стену казацкого лагеря.
Очень смелыми были действия запорожцев в августе 1614 года. На сорока чайках они отправились к берегам Турции. Казаки захватили Трапезунд, взяли в осаду Синоп, овладели замком, выбили гарнизон и уничтожили весь флот галер и галионов, стоявшие на рейде. 1615 году запорожцы на восьмидесяти чайках подошли к Стамбулу . Они сошли на берег между двумя столичными портами, сожгли и опустошили все вокруг. По приказу султана вдогонку казакам отправилась турецкая эскадра . У устья Дуная произошел бой, в котором казаки одержали победу. Раненый турецкий адмирал попал в плен к запорожцам.
К концу XVI в. определились два основных центра донского казачества: одни избрали местом обитания Средний Дон, в районе Клетского, Вешенского, Медведицкого городков, другие — Нижний Дон, в районе Черкасска, Маныча, Раздор. Первые казаки стали именоваться верховыми, вторые — низовыми. Специфические условия существования донского казачества определили своеобразие хозяйственного уклада, социальных отношений, политической организации. Регуярную хозяйственую деятельность казаки не вели, а занимались в основном, промыслами — охотой, рыболовством, бортничеством. Дон и его притоки — Хопер, Медведица и другие изобиловали рыбой, имелись прекрасные луга с сочной травой, ковыльные степи, удобные для скотоводства. Важным источником жизни казачества был военный промысел, т.е походы «за зипунами» в Крым, Турцию, Персию, а также разбойные походы на Волгу, Каспийское море, нападали на купеческие караваны и дипломатические представительства иностранных государств. Царское правительство стремилось обуздать «вольницу». С 1551 года донские казаки служат царю. Поток беглых людей все время возрастал, здесь они находили для себя надежное убежище. Этот процесс защиты интересов бывших подневольных людей нашел свое правовое выражение в известной формуле: «с Дону выдачи нет». В 1570 году Иван IV вынужден признать образовавшееся донское войско. С 1571 года на Диком поле стала постоянно действовать общерусская сторожевая служба. Благодаря казакам с каждым новым годом границы Московского государства все более и более расширялись на юг. В 1582 году волжские казаки разделились на две части. Один отряд во главе с Ермаком ушел вверх по Волге к Строганову в Сибирь, другой — с атаманом Богданом Барбошем на Яик (ныне р. Урал) перебрался и положил начало яицким казакам.
За последнее время кубанские казаки не раз попадали в поле зрения СМИ. В июне 2012 года было учреждено казачье движение «За веру, Кубань и Отечество», на съезд которого приезжал Ткачев. Во время ликвидации последствий наводнения в Крымске казаки, как сообщали СМИ (в основном, местные), боролись с мародерами. Кроме того, казаки засветились как противники выставки Icons, которую привозил на Кубань Марат Гельман. Открытие выставки было сорвано при участии казаков. По официальной версии, в провокациях участвовали казаки, которые не входят в казачье войско.
История казачества, в том числе и Донского, еще мало разработана, а потому казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень немного; о первоначальном же происхождении этого народа не имеет ни малейшего представления, если не считать ни на чем неоснованных легенд, дошедших до нас изустным преданием, или записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми легковерными историками.
Казачество, это особый вид воинства. Живут они по своим канонам и уставу. Поклоняются своим старейшинам. Никому не подвластны. Насколько умеют любить, настолько и ненавидеть. Жестокость и гордыня присущая нраву казачества, не позволяет сделать правильные выводы. Они делают выгодные. Пример тому — Красный Луч.
Казаки были очень необыкновенно сильными и мужественными людьми.Они виртуозно владели саблей и шашкой.Также были очень честолюбивыми людьми.Готовы принять смерть, чем стерпеть унижения или сдаться в плен.Дедушка говорил, что наш род пошел от казаков.
а чего такая коротенькая статья?? можно было бы чуть побольше написать. былоб интирестно почитать
ребят без обид я сам из Запорожья у нас казачий город по истории , сам я посвящен в казаки уже ка 4-е года и не признаю никаких других казаков кроме Запорожской Сичи , один маленький остров Хортица держал в страхе всю Польшу , Турцию и Крым , а те про которых тут написано вообще права не имеют называть себя казаками
Да, забыл добавить,почитайте «Тихий дон».
Вы забыли еще добавить,что казаки отличались особой жестокостью.Вспомните, кто разгонял большевистские демонстрации в прошлом веке,кто уничтожал советский народ во время гражданской войны? Казаки-или забыли.
Достойная внимания статья про казачество, всегда уважительно отношусь к людям этой категории. После прочтения мое отношение только закрепилось.
С давних времен слова казачество, доблесть, смелость, преданность на Руси стояли рядом. Казаки были главной опорой для большинства правителей дореволюционной Руси. В годы Великой Отечественной Войны казаки проявили не дюжую отвагу, очень многие стали Героями Советского Союза, к сожалению не мало посмертно.
Кроме того казаки считаются одними из лучших хранителей традиций.
Мало знаю о донских, ставропольских, яицких казаках. Но остановлюсь на кубанских.После ликвидации Запорожской сечи часть запорожцев до последнего воевала с царскими войсками, когда силы были неравные, те что остались в живых ушла за Дунай. Малое количество казаков, предав Родину, обычаи, товарищей, приняли присягу на верность Московии, за шмат чужой земли ушли на Кубань. Потомки ихние тех же нравов. Нынче воюют против Украины, отрабатывая собачью кость.
Ага, и еще русские — враги всему живому.., ну так уже до кучи
Зачем Вы так,Volodymyr Petryshyn ничего плохого о русских не сказал.А то что казаки воюют на Украине-это факт.Интересно, чью это они там честь отстаивают?Это плохая страница в их истории.
Мне показалось, что он имел ввиду ополченцев. Против Украины воюют ведь ополченцы. Кто кинул эту собачью кость? Может Volodymyr Petryshyn сам пояснит
Живу на Ставрополье, здесь Казачество — это не просто слово, а целый пласт общества. К казакам прислушиваются, их мнение ценят и уважают. Очень радует, что древние истоки казачества начали возрождаться в нашей большой стране. Написала Казачество с большой буквы потому, что горжусь, это наша история!!!
Если честно, первый раз слышу, что казаков народом называют… Люди, который бежали от своих господ, рабы, да и прочие сомнительные личности — вот те, кто стоял у основании казачества… А уже потом они создали что-то наподобие вооруженных отрядов и были, по сути, наемниками, довольно дорогими наемниками. Правда, их вся Европа боялась, так как им плевать было на свою жизнь и дрались они очень даже хорошо…
Давно интересовал вопрос возникновения казачества и искал откуда же выросли корни. Самому казачество нравится, традиции казаков очень интересные.
А насколько я знаю, Екатерина вторая собирала всех недовольных и отправляла за Урал, к ним присоединялись и беглые крестьяне.Они и называли себя казаками.Вспомните бунт Пугачева.
Спасибо за статью))) Я если честно, то думала совсем иначе. Мне казалось, что козачество,пошло с Киевской Руси еще….
Несмотря на популярность сочинений Савельева по истории казачества, его представления об истории характеризуются как донаучные
Знаете, история казачества всегда привлекала меня с самой школы. Так вышло, что познакомился с другом, который поведал о его предках, которые также были казаки. Увы, многое о казачестве я так и не узнал, только в общих словах. И вот тут попадается такая интересная статья. Пока не читал, но надеюсь, что будет интересно, спасибо
Казачество — это особая ветвь в истории Руси. Уже много об этом известно, но еще сколько тайн и загадок остается.