Ехать ли жить в экопоселение. Опыт первопроходцев

За последние 5 лет ситуация, когда люди покидают города, переезжая в экопоселение с целью жить на земле и с земли приобрела масштабный характер. Я решил проехаться по ближайшим экопоселениям с целью встретиться со старожилами, понять мировоззрение экопоселенцев, отважившихся восстанавливать традиции славянской общины 17 — 19 века и увидеть, как говорится, своими глазами. Вот итог посещения 6-ти экопоселений Московской — Ярославской — Ивановской областей.

Бытует мнение, что тема экопоселений — это неизбежное сектанство, что мол всё там корумпированно и заточено под высос денег. Что мол придумывают хитрые узурпаторы — скупщики новомодные религии, и отношение к подобным явлениям, как эко, может быть только настороженным. На поверку оказалось совсем иное: люди объединяются по одному интересу «любви к природе», и даже тема Анастасийцев хоть и звучит, но не выходит за рамки здравомыслия: не пей, не кури, мусор не бросай, уважай мнение других — вот и все основные правила.

Миродолье, Московская обл. Алёна, 3 года в поселении, 1 ребёнок:

-В городе не чувствуешь контакта с реальностью. А здесь — каждый шаг наполнен жизнью. Общение идёт через землю, ведь каждое действие влечёт за собой следствие, мгновенно влияющее на моё бытие.1038828_original

Дима строит ульи и продаёт их

Миродолье, Московская обл. Дмитрий, 38 лет, 5 лет в поселении на постоянке, 4 детей:

-Семьи как приезжают, так и уезжают. Почему? Не представляют, как это – жить на земле. Что натуральное хозяйство требует постоянного присутствия и всего времени. Стоят большой дом, а потом смотрят – ой, его убирать надо, да и участок зарастает, а времени нет. Оказывается не по силам – не только зря, но и бездумно вкладывают средства.1039073_original

Общий дом строят сообща — как это было раньше в миру

-Собираясь в поселение, люди прежде всего думают о жизни на природе, отдыхе и тишине. Но главнее оказалось – дружный коллектив, чтобы общественные дела эффективно решать. Для этого конечно человек должен не дачником себя чувствовать, а коренным, и болеть за землю.1039307_original

Несмотря на многочисленные трудности — у детей есть детство

Немалое в этом дело – коммуникации через детей. Что дети растут на «воле» — это хорошо, но этого мало. Во-первых, детям всё же не хватает общения – семья у меня, да у соседа Ивана, а во-вторых – их нужно образовывать или самостоятельно — подготавливать к сдаче экзаменов, или возить в школу.1039573_original

Труд сообща

Заметка: в сельской жизни России до 1917 повсеместно существовали общины. Вот отрывок из книги Безгин В.Б. — Крестьянская повседневность:

«Общинная помощь – одно из самых любопытнейших и поучительных явлений деревенских будней. Она регулировалась целой системой норм поведения. Ее истоки уходили в первобытные формы хозяйствования, когда труд членов общины сообща органически соединялся с равным дележом продукта. Бытование различных форм сельской взаимопомощи в течение длительного времени свидетельство соответствия их содержания духовно-нравственным традициям русского села. Милосердие выступало отличительной чертой русского крестьянства. Смысл Евангельской любви находил свое воплощение в сострадании и сочувствии к несчастным, в бескорыстной помощи нуждающимся.

Помещик К.К. Арсеньев в заметках о путешествии в Тамбовской губернии писал: «Сами, голодая, крестьяне подают милостыню хлебом. Берут к себе в дом семьи погорельцев и бедняков. Так в селе Бояровке Моршанского уезда, в обыкновенной избе помещалось четыре семьи». «Все крестьяне нашей местности, – сообщал в конце XIX в. Ф.А. Костин из деревни Мешковой Болховского уезда Орловской губернии, – к погорельцам относятся с жалостью, стараются их утешить и помочь, как советом, так и делом». Каждый крестьянин, отмечал он далее, «считает за счастье», если у него поселится погоревший сосед».

В большинстве случаев организатором сельских помочей выступала община. Мир направлял по наряду односельчан на уборку полос хозяйств, пораженных эпидемией, оказывал помощь в выполнении полевых работ семьям ратников, вдовам. Крестьяне никогда не оставались безучастными к горю, постигшему их односельчан. Погорельцам собирали средства, выделяли для заготовки материала делянку в общинном лесу, принимали участие в строительстве нового дома. Высокие нравственные принципы сельской взаимопомощи отмечал в своем исследовании А.А. Риттих.

Он в частности писал: «Маломощным женским семьям давали землю, освобождали их от повинностей, которые мир принимал на себя, снимали подати и с погорельцев или пострадавших от падежа скота. Организовывалась помощь больным и маломощным: мир наряжал возить навоз на их полосы, помогал при уборке урожая. Часто это делалось совершенно добровольно – «ради Христа». Косцы и жницы, оканчивая свои полосы, шли помогать тем, кто задерживался в работе «по маломочности».

Сельская община выступала хранительницей нравственный устоев деревни, осуществляя подчас жесткий контроль над поведением своих членов. Выполнение неписанных норм сельского общежития достигалась, прежде всего, силой общественного мнения, а в случае необходимости и теми многообразными санкциями, которые мир применял к нарушителям. Замкнутость сельского сообщества и «прозрачность» внутридеревенских отношений практически не оставляли возможности скрыть тот или иной неблаговидный проступок.

Безупречная репутация имела для крестьянина большое значение. Она служила основой авторитета и уважения со стороны односельчан, являлась надежной гарантией при совершении имущественных сделок, придавала значимость высказываниям на сельском сходе. И напротив, крестьян, снискавших себе дурную репутацию, сторонились, избегали иметь с ними деловые отношения, старались не вступать с ними в брак, духовное родство. Часто их изводили насмешками, обидными прозвищами, а при случае попрекали за прошлые грехи. Такой сельский бойкот порой был страшнее розог волостного суда.

Крестьянский мир проявлял заботу о духовном развитии и нравственном облике односельчан. На сельском сходе принимали решение о строительстве церкви и содержании причта, об открытии школы для обучения сельских ребятишек, разбирали случаи безнравственного поведения местных жителей и т.п. На волостном сходе Садовской волости Бобровского уезда было принято 9 декабря 1889 г. решение, которое обязывало сельских выборных лиц следить за тем, чтобы «лица моложе 17 лет не допускать в трактиры и пивные. Пьяных малолеток сельская полиция и старосты должны были забирать в сельскую
управу, освобождать их по вытрезвлению не иначе, как по просьбе родителей и опекунов. «

По сути — экопоселения задаются целью восстановить былую систему.1040323_original

-Прежде, чем переезжать, надо чётко усвоить 2 момента: чем будешь заниматься и образование детей. Зарабатывать деньги можно ремеслом – главное, это стремиться. Вот, в поселении «Босы Ноги» делают соломенные блоки, например. При оформлении земли в администрации лучше появляться с развернутой программой.
1039772_originalХоровод, экопоселение Родное, Сергиево-Посадский р-н

-Первых детей рожали с акушерками в воде, последнего самостоятельно. Профилактика – прощупываешь положение ребёнка, то есть всегда заранее можно определить, как будут протекать роды. В целом – природой всё предусмотрено, и ощущение комфорта для роженицы важнее медицинского контроля.
1039893_originalПохороны мух и комаров, старинный способ проводить осень — славянский праздник осеннего равноденствия, Родное

Появляется ребёнок – даже мыть его не надо, потому что рождается он в чём-то наподобие смазки; сразу кладёшь маме на грудь вместе с плацентой. Через несколько часов плацента перестаёт пульсировать – полностью отдаёт кровь, именно тогда её и обрезаешь. А отросток от пупка отвалится сам.
1040486_originalСаманный дом — самый дешевый и экологичный способ строительства. Глина и солома — все ингредиенты. Не раз услышал, что в земле, — в землянке ли, или в доме из самана, — чувствуешь себя лучше всего.

Личные наблюдения: Участок в поселении называют не иначе, как поместье. Часто посевы пополам с лесной порослью — принято растить деревья, не обязательно плодовые. Забор предпочитают создать из живых насаждений, но у многих забора нет. Во многих поселениях свои уставы и правила.

Переселяются из города — и тут же начинают рожать, как говорится — «плодить нищету». Но так говорят лишь городские, по сути — имеющие «содержания» в несколько раз меньшее, чем «оформления». Потому что на практике многодетная семья в экопоселении обходится меньшим, чем в городе — однодетная, а чувствует себя даже лучше.

В хозяйстве немаловажно наличие пруда. Он же – купалка для детей. В пруд запускается рыба. Зимой расчищают пруд и играют в хоккей. У Дмитрия самодельный ветряк из дюралеалюминия – даже при среднем в нашей полосе ветре 3-4 м с эффект есть.
1040810_originalДеревня отличается. Многим. Неухоженностью, заборами, мусором. В поселении нет ни заборов, ни подозрительности. И пьяных здесь не бывает. Большинство даже не курит. 98% образованных людей.

В Благодати впервые в жизни увидел, как должна бы выглядеть русская деревня в 21 веке. Коровы ходят по верёвочкам. Каждый уголок обжит, каждый камушек пристроен. Ровно. Травка.

Экопоселение Благодать, Виктор Петрович, 61 год, живет 12 лет:

-Приезжают – и начинается: а как без электричества? А как с образованием? Родовое поместье это гармония с землей, а не поиск решения проблем на стороне. Если человек видит проблемы, но живет постоянно, он пытается решить их на месте.
1040904_originalКлубничка растёт и вертикально. Да ещё и переносится с места на место.

-В город приедешь – я враг природы. А в поместье – друг, её элемент. Плодородный слой – микрокосм. В 1 куб см почвы миллионы стад коров.

-Род состоит из 3 поколений. Старики рассказывали детям – передавали опыт преемственности. На моей памяти разрушение этой системы и примеры её значимости: кузнец, жестянщик просили ученика в колхозе – не дали. Иду раз мимо дома – старушка. Дай я спрошу про ржаной хлеб, как печь. Так она даже заплакала: кому-то ещё нужны мои знания… А дети, внуки в городе.

-Косить никто не умеет… Мало прочитать, увидеть изображение. Мышечная память нужна.
1041450_original
Кратерное земледелие

Благодать, Валерий Ковалев, 52 года, 9 лет в экопоселении, 1 ребёнок.

-В сельскую школу детей отправлять нельзя. Был нормальный ребенок, травинки гладил. 2 недели побыл – носится, крапиву рубит. Орёт.
1041851_originalЛесное болото можно превратить в огород!

В иных поселениях родители организуют школьное образование с последующей сдачей, да и школы открывают.
1041924_original

Капуста и среди берёз будет расти

Старожил Алексей из пос. Богатырское Ивановской обл, на своём поместье высадил лес — около 80-ти деревьев.

-Целину пахать не надо. Прикрыл скошенной травой – даже сорняков не будет! Сено и греет, и преет – удобряет.
1042197_original

Деревенские крутят пальцем у виска: вот мол чудак, лес сажает! Мало леса что ли растёт? И не знают простой истины: настоящий лес — явление редкое. Сведены леса антропогенным влиянием. А сажать лес — это восстанавливать экосистему. По сути — подвиг.
1042449_original

Пчеловодство — давнее занятие жителей средней полосы. Десятки тысяч тонн воска продавала Россия в Европу в 17 веке ежегодно. Построить улей самому не сложно. А держать пчёл оказывается легче, чем растить помидоры.
1042881_original

1043155_original
В зимовье у Алексея. И не скажешь, что 12 км от Иваново
1043340_originalБард Ирина Крайнер, Богатырское, 3 года с мужем жила в землянке. Прежде, чем построили дом, спали на печке под землёй и под метровым слоем снега.
1043624_original

1043927_original

1044157_original

-Порой и по следам нас трудно было найти. А соседи — те вообще дёрна нарезали и стены возвели, 2 зимы так жили.
1044434_original

Стена из самана

Напоследок — ещё отрывок из «Крестьянская повседневность», на этот раз о воспитании детей:

«Детство сельских детей трудно назвать счастливым. Тяготы крестьянского труда, отнимавшие у матери большую часть времени, не позволяли осуществлять должный уход за новорожденным. Свою роль в этом вопросе играли невежество крестьянских баб, отсутствие у них элементарных знаний гигиены. Доктор медицины Г. Попов писал: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза 2 — 3, для того, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок. Ребенка моют не чаще одного раза в неделю, а белье только высушивают».

Болезни младенцев лечили народными способами. Грыжу «заговаривали», испуг «отливали», при «собачьей старости» «выпекали» в печи, от поноса поили церковным вином. Основу детского питания составляло материнское молоко. В перерывах между кормлениями ребенку сосал «жевку», тряпицу, в которую заворачивали жеваные баранки. В случае отсутствия молока у матери находили кормилицу или отпаивали козьим молоком, используя вместо рожка коровье вымя. Месяца через два варили молочную кашу, через четыре начинали кормить ржаной соской. Около года ребенка приучали к похлебке.

Говорить о какой — то системе воспитания в крестьянской семье, как целенаправленного процесса, не приходится. Мудрость народной педагогики заключалась в том, что сельские дети росли в естественных условиях, окружающую среду познавали посредством эмпирического опыта, навыки обретали через подражания взрослым. Обыкновенно, маленькие крестьянские дети большую часть дня проводи- ли на улице с раннего утра до поздней ночи. Там они, как правило, бегали, играли, шалили, дрались и являлись домой только поесть, или сообщить отцу или матери о том, что его такой то поколотил. Дети были предоставлены сами себе, вот почему им часто приходилось вступать в смертельный бой с гусями, петухами, баранами, кошками, поросятами и попадать под ноги крупных домашних животных.

В своих играх сельские дети репродуцировали мир взрослых, воспроизводили их манеру поведения. Девочки в своих играх создавали подобие семейных отношений — стряпали пироги из глины и песка, играли в свадьбу, а зимой в куклы. Мальчики гуляли отдельно от девочек. Они играли в городки, деревянные шары. Изображая верховых урядников, ездили верхом на палке. Зимой строили снежные крепости и играли в «казаков — разбойников». Повседневные игры мальчиков и девочек не в меньшей мере, чем серьезная помощь взрослым, формировали стереотипы будущих жизненных ролей. Мальчишечьи игры выковывали мужские эмоции и волевые качества – выносливость, упорство, умение постоять за себя и друга. Игры девочек были ориентированы на женский, материнский труд. »

Фильм на тему:

Источник мыслей — http://ardm.livejournal.com/84580.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.