Гиперборея. Исторические корни русского народа

Вполне возможно, что во времена климатических катастроф и глобальных геофизических изменений часть существовавшего тогда населения планеты Земля предпринимала попытки спастись от смертоносного похолодания и очередного, ожидаемого потопа не путем миграции на Юг или переселения в горы, а в подземных убежищах. Для этого использовались в первую очередь естественные подземные пустоты, но не только они. Преданиями о подземных мирах и жителях перенасыщен фольклор самых разных стран и народов. Есть ли в этих легендах рациональное зерно? Скорее всего, есть! Дыма без огня не бывает.

Особенно распространены подобные сказания на территории Севера вообще и Российского Севера в частности. Среди русского населения, а также аборигенов Европейской и Азиатской частей России особенно популярны рассказы о «подземной чуди», обитающей глубоко под землей и ведущей особый образ жизни. «Чудь» в данном контексте — собирательное название для древних неведомых народов, некогда живших на поверхности земли, которые из-за неблагоприятных обстоятельств вынуждены были переселиться под землю или даже под воду.

Старинные рассказки по чудь

Детализация темы обнаруживается в преданиях российских саамов – древнейшей коренной народности Европейского Севера. О полярной легенде поведал Василий Иванович Немирович-Данченко (1845–1936) – некогда весьма популярный и плодовитый писатель, чье собрание сочинений насчитывало пятьдесят томов. Он еще в конце прошлого века пешком исходил чуть ли не всю Русскую Лапландию, написал об увиденном несколько сочувственных книг, одну даже детскую, «для народа и школ», с трогательным названием «Лопь белоглазая».

По саамской версии, древний народ, который раньше обитал на Севере, погрузился на дно океана и там продолжает жизнь. Под водою, как и наверху, те же горы, леса, бродят звери, летают птицы. «Чудь подземная» (точнее было бы сказать, «подводная») пасет под водой не только оленей, но и моржей, тюленей, разводит вместо коров дельфинов, отбиваясь от нападения акул с помощью огромных железных луков и каменных стрел. Своеобразная полярная версия легенды о невидимом граде Китеже, с той лишь разницей, что речь идет о целом народе, погрузившемся вместе со своими городами в пучину Ледовитого океана и продолжающего там прежнюю жизнь. Несомненная память о гиперборейских временах!

В дальнейшем эти сведения стали перекликаться и с легендами о другом таинственном городе Русского Севера – «Мангазеи златокипящей». Такой город действительно существовал в районе Обской и Тазовской губы до середины XVII в. Однако после недолгого и фантастического расцвета (когда через него ежегодно проходило до полумиллиона шкурок соболей – «мягкой рухляди» – по терминологии того времени) Мангазея неожиданно исчезла с лица земли. По официальной версии – сгорела дотла со всеми домами, складами, церквами и архивами. По народным преданиям – опустилась на дно океана.

Похожая публикация:  Что показано на Готторпском глобусе, подаренном Петру I-му

Подземный народ в литературе

В исключительно содержательной книге путевых очерков «Страна холода» (1877) Немирович-Данченко излагает легенду о «подземной чуди» несколько иначе:

чудь белоглазая«Чудь «ушла в камень», в нем хоронится. По вечерам она внутри гор разговаривает. Перекликается тоже. Из пахты [скала. – В.Д.] в пахту. Против такой чуди есть заклятие – стать лицом к Северу и повторить до 12 раз: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа, чудь некрещеная, схоронись в камень, размечись по понизью не от меня грешного, а от креста Христова. Не я крещу – Господь крестит, не я гоню – Господь гонит. Молитвенники соловецкие Зосима и Савватий – наши заступники, а Трифон Печенгский – предстоятель и заступник наш, а Варлаам Кретский – надежда во веки веков. Аминь!»

В беллетризированной форме о том же самом рассказывает и А.В.Барченко. Он, как известно, не просто верил в правдивость древних легенд, но и пытался отыскать реальные следы мифологизированных событий в районе Русского Севера. Именно здесь и развертывается действие его романа «Доктор Черный». Собственно, действие развертывается по всему миру – и в Индии, и в Тибете, но завершается в глубоких и наполненных неразгаданными тайнами подземельях Русского Севера. Приключениям в многокилометровых северных пещерах, когда едва не погибает одна из героинь романа, предшествует ее разговор со стариком-плотником:

«Далеко, на том берегу вспыхнул огонь. Окунулся, исчез, замигал снова, и было похоже, будто в глубине озера, блеснув чешуей, поползла змейка. Тучи, подмазанные краской заката, падали в воду. И навстречу, со дна поднимались такие же тучи, и нельзя было разглядеть, где зажегся, мигает огонь. Обнажая небо, тучи уходили друг в друга, и не было туч, не было озера. Синие шапки сосен под обрывом, опрокинутый берег и жуткий маленький огненный глаз – все висело в мутной лиловой мгле и вместе с нею дрожало и колыхалось под глухими ударами колокола. А огонек все мигал. Притухал временами, передвигался. И особенно жутко почему-то становилось на душе, когда, шевеля тонким лучом, будто подтягивался к веранде, будто делался ближе…

– Что это за огонь мигает, Илья? Где это? Это рыбаки?

Старик повернулся к озеру, долго смотрел, даже рукою прикрылся, хотя давно погасла заря, пожевал неодобрительно губами.

– Никак нет, это не рыбаки. Это… в печорах.

– Где? – переспросила хозяйка.

– Так точно. В печорах. Там рыбаков не бывает. Каменья там, скалы, гранит. Глухое место… Это в печорах.

Хозяйка спросила с неудовольствием:

– Там пещеры?

– Так точно, печоры. К самой воде подходят, а потом в землю, в скалу, на Фильянскую сторону. Говорят, на большие тыщи верст под землей эти печоры самые, очень глухое место, прямо, можно сказать, темное.

Похожая публикация:  Гиперборея и Гренландия

– А огонь там откуда?

Старик плотник пожевал губами еще неодобрительнее. Покосился в сторону огонька, покрестился на звуки благовеста. Отозвался нехотя:

– Так то… Нечистота.

– Что такое? – Хозяйку, видимо, не на шутку заинтересовал жуткий огонек. – Что ты говоришь, Илья? Какая нечистота?

– Обыкновенно какая… – Плотник решился, махнул на огонь шапкой, заговорил скороговоркой:

– Вы, сударыня, себе этим не беспокойте, оставьте безо внимания. Не к добру это, не к ночи будет сказано – просто можно сказать, к несчастью. Тут, в этих местах, в старое время чудь жила. Очень обнакновенно, не извольте смеяться… Жила, стало быть, чудь, а потом чухны этой стороной завладели, так точно. Вот она, стало быть, и ушла под землю… Чудь эта самая. Живет себе никому невидимо. Ну, а как, стало быть, перед бедой, перед несчастьем каким, сейчас она повылазит. Огонь жжет, аукает, людей пужает… прямо, можно сказать, невежество. А изымать ее человеку никак невозможно. Подойдешь, а она в землю уходит».

Поиски в наши дни

Надо полагать, Барченко знал, что описывал. И именно это искал! Нашел ли? Экспедиция «Гиперборея-98», через 75 лет следуя по маршруту Барченко, обнаружила взорванный лаз под землю. Кто его взорвал? Когда? И почему? На эти вопросы еще предстоит ответить…

В мифологизированном сознании русского народа «подземная чудь» не обязательно локализовывалась на Севере. На Алтае среди староверов ходили столь же колоритные и подробные рассказы о подземных хранителях «ключей от счастья». Впрочем, старообрядцы пришли на Алтай после церковного раскола и гонений не ранее конца XVII в. А давно известные легенды просто спроецировали на «местные условия». Память о Золотом веке оказалась неискоренимой. И привязывалась она к вечной Стране счастья – Беловодью.

«Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый Царь пришел на Алтай воевать и как зацвела Белая Береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым Царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями, – сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу Великую науку, тогда придет опять Чудь со всеми добытыми сокровищами».

чудь приуральскаяСказания о подземном царстве – излюбленный фольклорный сюжет разных народов мира. У мантии оно располагается в районе Ледовитого океана. Его властитель – бог Куль-отыр – один из сотворцов Вселенной – живет здесь в золотом дворце (мифологема Золотого века) в окружении свиты из подземных карликов. У русских особенно любима во все времена была сказка о трех подземных царствах – Медном, Серебряном и Золотом. Популярность ее не поддается сравнению. Только опубликованных различных версий ее известно около пятидесяти. Хотя главный стержень во всех известных вариантах остается неизменным. Да и сюжет – в общем-то достаточно незамысловатый – тоже.

Похожая публикация:  Гиперборея в палеоцене и эоцене

Суть такая: главный герой – естественно, младший брат, всеми презираемый (имя и сословная принадлежность у него в разных сказках может не совпадать, и уж совсем не обязательно – Иван-царевич) попадает под землю, где попеременно попадает в Медное, Серебряное и Золотое царства. Надо полагать, царства располагаются друг над другом, но из контекста сие не следует. В каждом царстве живет распрекрасная девица-хозяйка – одна краше другой. Виктор Михайлович Васнецов посвятил им одну из лучших своих картин «Три царевны Подземного царства», которые существуют в двух далеко не тождественных вариантах (1881 – можно увидеть в Третьяковской галерее; другой – 1884 – в Киевском музее русского искусства). После ряда неизбежных в таких случаях приключений и преодоления смертельной опасности герой возвращается на родную землю, женится на самой ослепительной красавице – хозяйке Золотого царства, да еще и братьям своим по жене дарит.

Какими-либо уж очень уникальными подробностями сказки не блещут. Однако кое-что все-таки имеется.

  • Во-первых, попасть в подземные царства не так уж и сложно: нужно отворотить большой камень (конечно, заветный), а там – «дыра в землю»; дальше – главное: не теряться и не бояться.
  • Во-вторых, во всех трех царствах светло, как днем, – тоже немаловажно.
  • В-третьих, счастье там в изобилье: ешь – не хочу.

Одним словом, перед нами классическая мифологема «трех веков» (трех стадий первоначального развития человечества) – Медного, Серебряного и Золотого, облаченная в сказочную форму.

Любопытно, однако, почему этакая благодать оказалась под землей, а не наверху, не на поверхности земли-матушки. Впрочем, с точки зрения Матери Сырой Земли, все части ее «тела» прекрасны: внутри или, так сказать, во чреве даже теплей и уютней. Но неспроста ведь Страна счастья под землей оказалась? Пока что запомним это, а ответить на вопрос постараемся попозже.

Другая отличительная особенность русских сказок про подземное царство – возвращение главного героя домой. Если вниз он проник через довольно-таки узкое отверстие, то назад, возвращается, как правило, сидя верхом на могучей птице. Зоологическая принадлежность птицы в этом случае решительно никакой роли не играет, а вот летательный аспект путешествия на поверхность земли – вряд ли случаен. Мы уже видели, с чем он связан. Не гиперборейские ли опять отзвуки?

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.