Городецкая культура названа так по раскопанному в 1898 г. В.А. Городцовым городищу около города Спасск-Рязанский. Поселение так и назвали Городецким в честь археолога. Другое название — культура городищ «рогожной керамики».
Относится к раннему железному веку (VII век до н. э. — II век н. э.) и распространена в Среднем Поволжье – в правобережье Волги и по средней и нижней Оке к югу от нее, в бассейнах Мокши и Цны и на Верхнем Дону. Территориально относится к современной Мордовии, Марий Эл, Чувашии, а также Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Липецкой областям.
Происхождение
До сих пор бытует мнение, что происхождение городецкой культуры шло на широкой территории, на базе разнокультурных и, вероятно, разноэтнических групп населения.
Вот различные формулировки по этому поводу:
В последние двадцать лет в литературе все больше стала утверждаться точка зрения о формировании городецкой культуры преимущественно в бассейне р. Оки на базе местных культур (ямочно-гребенчатой, постбелевской «вафельной», волосовской и фатьяновской керамики).
Городецкая культура сложилась на основе культуры сетчатой (текстильной) керамики. В настоящее время общепринята точка зрения, что непосредственной основой как дьяковской, так и городецкой культуры является переходная от поздней бронзы к раннему железному веку культура сетчатой (текстильной) керамики.
В 1930-1960-е гг. сформировалась гипотеза о том, что городецкие племена сложились или непосредственно на базе ираноязычных срубных племен поздней бронзы, или при их активном участии («срубная подоснова»). Аргументация первых исследователей (П.С. Рыкова, А.П. Смирнова, О.А. Кривцовой-Граковой, Н.В. Трубниковой), сводилась преимущественно к совпадению территорий срубных и городецких памятников и наличию на них нижнего срубного слоя, к признанию генетической связи срубной и городецкой керамики (по орнаментации, способу обработки внешней поверхности сосудов, сходству их типов и форм и т.д.).
Критический разбор этой точки зрения показал, что городецкая культура складывалась вне зоны степи и даже лесостепи и срубные племена могли принимать в этом не столько прямое, сколько опосредованное участие, оказав воздействие на сложение культур финальной бронзы лесной полосы, — по нашему убеждению, основного субстрата формирующейся городецкой культуры.
Хозяйственная деятельность и поселения
Население занималось скотоводством и подсобным мотыжным земледелием, если это позволяли условия жизни в лесной полосе, а также охотой, рыболовством, бортничеством.
Городецкая культура представлена небольшими укрепленными городищами, реже — открытыми селищами и жертвенниками. Городища расположены группами по два-три в 1 — 3 км одно от другого, а между такими группами расстояние в 10 – 15 км. Городища расположены обычно на мысах, образуемых речками и оврагами, неприступными по своей природе, а со стороны суши защищены валами и рвами.
Если городище находится не на мысу, то оно окружено валами и рвами. На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища. Очаги глинобитные или каменные. Памятников выявлены сотни. Большинство расположено в местах выхода на поверхность железорудных месторождений (болотных руд, бурых железняков и т. п.). Руды локализуются в определенных районах, и очевидно, что именно с ними связаны «гнезда» поселений.
Могильники не известны. Обряд погребения в землю городецкие племена не практиковали и он явно был заимствован у другого народа, представители которого появились в начале нашей эры на территории проживания городецких племен.
Есть основание полагать, что древнейшие памятники городецкой культуры располагались в бассейне р. Дон, где известно более сотни неукреплённых городецких селищ и только 14 городищ. Городища (укрепленные поселения) появляются несколько позже и их появление, некоторые исследователи, связывают с периодом «военной демократии», который наступает на территории лесной зоны в раннем железном веке. Строительство городищ объясняется тем, что возникает необходимость в защите стад домашнего скота, на который зарились завистливые соседи. Другим каким-то богатством они не располагали.
На городищах практически не находят кладов, на ранних городецких памятников находок металлических изделий очень мало, преобладают орудия из кости.
Закат городецкой культуры
В VI—V вв. до н.э. городецкие племена были вытеснены скифами с большей части территории Подонья. Часть их перешла на Оку, другая — на территорию Саратовского Поволжья, откуда их впоследствии вытеснили сарматы.
Финал носителей городецких древностей связан с формированием древнемордовских племен, в котором они несомненно приняли участие, поскольку древнейшие мордовские памятники появляются на городецкой территории. Но вопреки существующим точкам зрения, вряд ли их роль в этом процессе была главной, поскольку в древнемордовских могильниках до сих пор не найдено ни одного городецкого сосуда с текстильным орнаментом, а среди городецких памятников неизвестно ни одного могильника.
Использованные источники:
- http://генофонд.рф/?page_id=24773
- http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/i/48-1-0-1209