Весной 1915-го года жителей села Орудьево Дмитровского уезда ждал неприятный сюрприз. Лес, который начинался буквально за околицей, был объявлен запретной зоной. Вооруженные патрули, колючая проволока, и таблички с надписью «Стой, стреляю!». Но смелых и любопытных это не останавливало. То, что они видели в лесу, впечатляло надолго.
Примерно за полгода до этих событий на стол российского императора Николая Второго легло письмо. Некий инженер Лебеденко предлагал построить боевую машину, которая, (по его словам), изменит ситуацию на русско-германском фронте. К письму прилагались чертежи и расчеты.
Это было нечто. Никому доселе неизвестный конструктор, предлагал создать самый большой в мире танк. Его тактико-технические характеристки опережали свое время.
Длина корпуса – почти 18 метров (17 800 мм). Ширина – 12 метров. Тип брони – стальная катаная. Тип двигателя – «Майбах»: авиационный, карбюраторный, высокооборотный. Вооружение – два капонирных орудия калибра 76,2 с боекомплектом на шестьдесят выстрелов, плюс несколько пулемётов «Максим» калибра 7,92 с боекомплектом от восьми до десяти тысяч патронов. Экипаж – 15 человек.
Смелый проект государю понравился. Николая Лебеденко пригласили в Зимний Дворец. Инженер явился с подарком – деревянной моделью будущего танка. Трехколесная тележка с пружинным двигателем от обычного граммофона резво бегала по ковру, преодолевая различные препятствия. Император был в восторге. Вместе с инженером Лебеденко он больше получасу, словно младенец, в буквальном смысле ползал «на карачках» по своей резиденции, катая по полу чудаковатую машинку.
В результате проект получил высочайшее одобрение, а заодно и необычное прозвище — «Нетопырь». Когда игрушечную модель танка держали за заднее колесо, то она и вправду напоминала по форме летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры.
Царь Николай Второй решил оставить макет будущего танка у себя, пообещав при этом, что лично будет следить за ходом строительства железного «гиганта».
Через несколько месяцев машина была готова. Масса и размеры танка действительно поражали. Стальной монстр высотой с трехэтажный дом весил шестьдесят тонн. Его ходовая часть напоминала огромный пушечный лафет: Два колеса на поперечной балке, железная платформа, и массивный хвостовик с небольшим поворотным катком. На платформе были установлены пулеметные башни. Одна – посредине, и две – по бокам. Проектная скорость новой боевой машины по шоссе составляла 17 километров в час.
В августе 1915 года состоялись первые испытания. Царь-танк тронулся с места, съехал с бревенчатого настила, и вдруг остановился. Задний каток угодил в глубокую яму. Водитель давил на газ, но все было напрасно. Танк застрял. Сказалась ошибка в расчетах. Большая часть веса машины пришлась на хвостовик. Передние колеса рыли землю, но не могли вытащить каток из ямы. Комиссия дала заключение – танк Лебеденко не пригоден для езды по пересеченной местности. Шла война, денег на доработку проекта в казне не было, и его решили свернуть.
Восемь лет Царь-Танк простоял в лесу. Сдвинуть его с места не было никакой возможности. Хотя отчаянные попытки неоднократно предпринимались. И в 1923 году, уже при новой власти, он был разобран на металлолом.
И все же история самого большого в мире танка на этом не закончилась. В 20 столетии известный американский режиссер, создатель культовой фантастической саги «Звездные воины» Джордж Лукас настолько вдохновился проектом русского Царь-танка, что придумал на его основе межпланетный дроид-танк «IG-227 Hailfire» типа «Огненный град». Правда, при этом американский аналог не имел заднего катка, а огромные колеса танка находились под углом друг к другу.
Очередной живой пример-подтверждение того, что большое не значит хорошее. Про Царь-танк читал и ранее, но что новое и неожиданное нашёл в этой статье, так это история с Джорджем Лукасом. Оказывается, некоторые межплонетные технологии корнями из дореволюционной России. Забавно, честное слово.
Я,конечно не специалист в танкостроении,но мне кажется, такие колеса оказывают большое давление на грунт при таком весе танка.Может по бетону он бы и двигался,а на земле он просто грузнет, под свои весом.
Смотрел документальный фильм про поиски останков танка,но тут больше интересного узнал.Только я думаю он был бы не эффективный из-за легкого попадания в колеса.Тот кто его придумал явно страдал комплексом наполеона)Но все равно спасибо за подсказку идеи Джоржу Лукасу)
Да, хватало в те времена на Руси народных умельцев. Без спецсредств такую махину собрать — дорогого стоит. Интересно было ознакомиться с историей создания такого танка.
очень оригинально , а главное по русски , всадить последние деньги на танк который так и не довели до ума, просто бросили в лесу! ФАНТАСТИКА русского народа! я бы сказал в россии всё делается » через танк брошенный в лесу»
Да при царе хоть построили этот «чудо танк»,а вот большевики-красавцы,ничего лучшего не придумали,как сдать на металлолом,а скорей всего-просто растащили,лучше-бы поставили в музей.
Слышал, слышал о таком «чуде» природы! Но таких подробностей не знал. Во времена Николая Второго такой танк был скорее всего психологическим оружием. Представить страшно, что такая махина надвигается на тебя, а у тебя только винтовка! Страх да и только. Можно в интернете еще и видео найти об этом танке. Не буду пересказывать документальный фильм, посмотрите сами о простых упущениях конструктора.
Наши люди, как впрочем, и большинство остальных – «нам бы побольше и поустрашающей», а в итоге — просто «пшик». Придумать идею, построить, задействовать кучу ресурсов, потратить много денег… вот это любят… А как дело доходит до практики, так ничего не получается)))
Огромный получился танк, а смотрится как детский трехколесный велосипед. Жалко конечно, что не пришлось испытать всю его мощь в бою. Неприятель бросился бы бежать только от одного вида этого танка.
Что касается продолжения истории танка в саге «Звездные воины» то это не первый случай когда Российские изобретения вдохновляют забугорных сценаристов на шедевры.