Когда начинаешь писать о славянстве, многие начинают говорить, что официальных источников нет. Их правда мало, а те, что есть где-то в архивах, доступа к которым нет.
В итоге, при попытке доказать что-либо религиозному фанатику, с той стороны следует “убойный” аргумент: “нет источников, которые свидетельствовали бы о достижениях язычников”. Все — Тупик.
Археологические находки игнорируются, или их происхождение приписывается другим народам (как правило – крестившимся раньше славян). Исследования лингвистов обзываются “спорными”. На фольклорные свидетельства вешается ярлык “сказки”. Таким образом, требования последователей прозападной истории сводятся к тому, что “подайте нам летописные свидетельства о славянах, но пусть они будут написаны современниками древних событий” или же “пусть будут хроники, которые написаны в христианнейшей Византии, просвещенной Европе или мудром Востоке”.
И все же удалось собрать подборку из хроники Византии, Западной Европы и арабского Востока, написанные современниками славянских достижений.
О славянах I – II веков
Рим
- Птолемей. I – II век н.э. Первое упоминание о славянах и ругах.
- Публий Корнелий Тацит. I –II век н.э. Описывает славянские (или славянизированные позже) народы Венедов и Ругов в сочинении «О происхождении и местах обитания германцев».
О славянах V — VI веков.
Византия.
- Приск. V век. Славянский этногенез.
- Начало VI века – Прокопий Кесарийский (цикл «Войны» с 5 по 8 книги), славяно-ромейские отношения, обычаи славян, устройство их общества. («О постройках») – дополнение. («Тайная история») – о мощи славян.
- Плиний Старший (VI век) «Естественная история«. Описание антов.
- Агафий Миринейский («О царствовании Юстиниана») рассказывает о славянах V века на службе в войсках Византии.
- «Ответы на вопросы» VI век (Псевдокесарий или Кесарий Назианзский). Описаны нравы славян.
- VI век. Славянская история у Иоанна Масха («Луг духовный»).
- Сведения о дунайских войнах славян есть в указах (Новеллах) Юстииана.
- Менандр Протектор. (V век) «История». Славяно-аварские войны и «славянская политика» Константинополя.
- «История» Феофилакта Симокатты (конец VI века) — славяно-ромейские войны.
- Феофан Исповедник (IX век) «Хронография». Славяно-ромейские войны, описанные у Феофилакта, но дополненные из других источников.
- Архиепископ Иоанн из Фессалоники. «Чудеса св.Дмитрия Солунского».(VII-VIII вв.) События во Фракии с участием славян.
- «Анонимный военный трактат» (VI век) Описывает военное дело славян.
- Маврикий. «Стратегикон». (VI век). Устройство славянского общества, обычаи, хозяйство, материальная культура.
- «Именник болгарских ханов». (VIII век). Славянские имена болгарской аристократии.
Западная Европа
- Остгот Иордан VI век. О расселении славян. («О происхождении и деяниях гетов«). О славянах и антах («О сумме времен» или «Романа»).
- Флавий Магн Аврелий Кассиодор (V – VI вв) так же упоминал славян.
- Латинский хронист Марцеллин (V — VI века) поминает славян как гетов (скорректировано с учетом сведений Феофилакта Симокатты)
- «Баварский географ» (источник IX века) повествует происхождении и расселении славянских племен в V – VII веках.
- Мартин Бракарский в эпитафии св.Мартину Турскому (VI век) сообщает о случаях крещения славян.
- Виктор Тонненский в «хронике» упоминает болгарское нашествие 559 года.
- Иоанн Бикларский («Хроника») рассказывал о набегах славян на Византию.
- Лангобардский историк Павел Диакон (конец VIII века). «История лангобардов». Столкновения славян с баварами.
- Фома Сплитский. (XIII век) О появлении славян в Далмации (6 в н э).
- Письма папы Григория.
- Саксон Грамматик. Его труд «Деяния данов» содержат предание о славянском князе Бое. («Сага о Книтлингах») – описание культов балто-славянского этноса.
- Балто-славянские культы XI- XIII веков описаны Адамом Бременским.
- Герборг – то же самое.
- Эббон – то же самое.
- Гельмольд – то же самое.
Восточная Европа
- Козьма Пражский (XII век). История чехов с языческих времен..
- Далимин (XIV век). То же самое.
- Пржибик Пулкава. То же самое.
- Неплах из Оратовиц. То же самое.
- Кутен из Шпринеберка (XVII в). Предания чехов.
- Гаек из Либочан (XVII в) предания чехов, перечисление их богов.
- Винцентий Кодлбук (XIII век). Языческая Польша.
- Богухвал – то же самое.
- Дежва – то же самое.
- Ян Длугош (XV век) – хроники и устные предания о языческой Польше. Частично — история Руси.
- М.Меховский (XVI век). Польские хроники и фольклор, боги.
- М.Кромер (XVI век). То же самое.
- М.Бельский (XVI век). То же самое.
- М.Стрыйковский (XVI век). Тоже самое.
- «Mater Verborum» описывает польское язычество.
- Ткадлечек (XIV- XVI в) так же приводит сведенья о религии поляков.
- Восточноевропейский перевод библейской книги Иисуса Сираха содержит вставку с именем Велеса.
Восток
- «Армянская география» (источникVIII века) сообщает о действиях славян во Фракии и содержит сведенья о происхождении славян, перекликающиеся со славянскими средневековыми преданиями.
- Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век) писал о происхождении славян, о рассвете и гибели Волынского союза (в 7 веке).
- «История Табаристана» (XIII – XV вв) ибн Исфендийара. Описаны контакты Сасанидского Ирана со славянами в V-VI веках.
- «История Табаристана» Захир-ад-дина Мараши (XIII – XV вв). То же самое.
- Сириец Иоанн Малала (середина VI века) пишет о нашествии болгар и славян, упоминает славянских богов.
- Сириец Иоанн Эфесский (середина VI века). То же самое.
- Михаил Сириец (XII в). Болгаро-славянские нашествия VI века
- Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, он же Григорий Иоанн Бар-Эбрей. (XIII век) Тоже самое.
Болгария
- Индекс запрещенных книг (XI-XIII века). Языческие верования болгар.
- Синодик царя Борила. То же самое..
Русь
- Начальная летопись (XI – XII век). О появлении восточных славян и предыстория Руси, верования и религия.
- Повесть Временных Лет – то же самое.
- Устюжский летописный свод (XVI век) на основе древней смоленской летописи – то же самое.
- «Житие равноапостольного князя Владимира» описывает языческую веру славян.
- «Житие преп.Авраамия Ростовского» — то же самое.
- «Слово о полку Игореве» (XII век) – то же самое.
- «Беседа трех святителей» — то же самое.
- «Хождение Богородицы по мукам» — то же самое.
- Языческие культы из устных преданий («Сказание о зачатии Новограда», историческое описание Т.Рвовский) – то же самое
- «Сказание об основании Ярославля» — то же самое.
Хочется отметить, что первоисточники V – VI веков использовали, упоминая славян:
- Послание патриарха Николая III (XI век).
- «Петиции Исидора» XV век.
- Малые хроники XVI-XVII вв.
На основе сказаний V – VI веков созданы апокрифы с языческими элеменетами:
- Апокриф «Сказание о царе Волоте Волотовиче».
- «Рукописание Адама».
- «Об озере Тивериадском».
И еще ряд ученых считает, что указанные ниже труды, отражающие право славянских народов, ведут свое начало с указанной выше эпохи. Это:
- «Закон судный людем» (XI век). Право. Болгария и Великая Моравия.
- «Русская Правда» на основе древнего «Русского закона».
- Немецкое «Швабское зеркало». XIII век. Право карантанцев.
- «Рожмбергская книга». Чехия. Право XIII- XIV веков.
- «Эльблонгская книга». Право. Польша XIII- XIV веков.
- «Винодольский закон». Право. Хорватия XIII- XIV веков.
- «Закон общий черногорский и горский» XVIII век.
О славянах VII – VIII веков:
Византийские источники
- Георгий Писид (поэма «О случившемся нашествии варваров».VII век) писал об осаде Константинополя аварами, персами и славянами в 628 году
- «Пасхальная хроника». То же самое.
- То же. Федор Синкелл «О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый град». То же самое.
- Георгий Кедрин. То же самое.
- Феофан Исповедник. «Хронография». Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв.
- Патриарх Никифор. «Бревиарий» Славяно-византийские отношения на рубеже VIII – XI вв.
- «Чудеса св.Дмитрия Солунского». Второе собрание. Славяне в Македонии, осады Фессалоники, политика с империей и пр.
- «Житие св.Панкрата» повествует о славянах на Сицилии (VIII в.) и о расселении и культуре славян Адриатики.
- Неизвестный автор («Монемвасийская хроника» Х век) – расселение славян в Элладе.
- Арефа («Летописец вкратце» Х век). То же самое.
- Константин Багрянородный. «Об управлении империей» Х век — расселение славян на северо-западе Балкан, «О фемах» – славянская история VII- VIII веков
- Коптский хронист Иоанн Никиуский (VII век) пишет о походе славян на Византию.
- Указ Юстиниана II от 688-689 гг., сохранившийся в виде надписи на мраморной плите в храме св.Дмитрия в Фессалониках. Факты южнославянской истории VII века.
- Печать 694-695 г. с упоминанием переселения славян в Малую Азию Юстинианом.
- Афонская легенда об основании Кастамонитского монастыря. Повествует о славянах в Македонии.
- «Житие св.Стефана» (в древнерусском переводе греческого произведения) поход князя Бравлина.
Западная Европа
- Послание папы Агафона на VI Вселенский собор (680 год) рассказывает о христианизация далматинских славян.
- Анонимное переложение «Географии» Страбона рисует карту расселения славян в Элладе.
- Исидор Севильский (VII век) так же о расселении славян по Балканам.
- Фредегар (VII век «Хроники Фредегара»). Об отношениях славян и франских королей.
- «Обращение баваров и карантийцев» IХ век. О славянском государстве Само.
- «Деяния короля Дагоберта». То же самое.
- Павел Диакон «История лангобардов». Продвижение славян на запад, отношения с лангобардами, аварами и баварами, походы в Италию.
- «Хроника св.Бенедикта Кассинского» (IХ век). То же самое.
- «Житие святого аббата Колумбиана и его учеников» VII век. Попытки крещения альпийских славян.
- «Житие святого епископа Аманда». То же самое.
- «Франская космография» VII век. Географическое положение славянских народов.
- Итальянская «Салернская хроника» Х век. Славяне в Далмации.
- Две грамоты баварского герцога Тассило III упоминают славян.
- Грамоты германских феодалов Пэйгири и Эгилольфа. То же самое.
- Опись Херсфельдского монастыря («Бревиарий св.Лукла»). То же самое.
- Грамоты каролингских монархов Вюрцбургской епархии. То же самое.
- «Бревиарные записи» из Зальцбурга. То же самое.
- Письма «апостола германцев» Бонифация о славянах.
- Письма придворного ученого Алкдина. То же самое..
- «Житие св. Бонифация» Виллибальда. То же самое..
- «Житие Виллибальда епископа Эйхситеттского». То же самое.
- «Житие Стурми». То же самое..
- «Загадки, посланные сестре». Бонифаций. То же самое.
- «Обращение баварцев и карантанцев». Очерк по истории Хорутанского княжества.
- 14 памятников франской анналистики VIII- IХ веков (Лоршские, Мозельские, Петау, св. Назария, Алеманские, Вольфенбюттельские, Королевства франков, Королевские, Зальцбургские, Фульдские, Мецские, св. Максимина анналы, фрагмент Дюшена, «Фульдская компиляция»). Упоминания о славянах.
- Жалованная грамота Пражской епархии (Х век). Племенная структура древней Чехии VII- VIII веков.
Скандинавия
- «Сага о Скъелдунгах» (в изложении Саксона Грамматика) повестует о событиях эпохальной битвы на Бравалльских полях за ладожские земли между скандинавской династией Хрерика Метателя Колец и славянского князя Ратибора.
- «Сага о Хервёр» — дополняет историю о Бравалльском сражении.
Юго-Восточная Европа
- «Летопись Попа Дуклянина» излагает историю сербов и хорватов.
- «Книга понтификов» IХ век. О славянах в Далмации в VII веке.
- Фома Сплитский («История архиепископа Салоны и Сплита» XIII век). То же самое.
- Милеций (Стихотворная хроника XIV- XV веков). История далматинских славян.
- Анналы Рагузского Анонима. То же.
- Грамота XIII века, обосновывающая притязания Барской епархии в ее споре за первенство с Дубровником. То же самое.
Восток
- «Смешанный хроникон» Сирия. Упомянуто вторжение славян на Крит.
- Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари («Область славян» VII век). География славянских народов.
- Ахмед ибн Абу Йакуб ибн Джафар ибн Вадих аль-Катиб аль-Аббаси аль-Йакуби (IХ век). Контакты арабов и славян со слов очевидцев VIII века. Поход арабов на Хазарию в 737 г. и о переселении славян на земли Халифата
- Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ибн Дауд аль-Балазури (IХ век). Тоже самое.
- Ал-Куфи (IХ век). То же самое.
- Персидское «Собрание историй» (XII век). Легенда о происхождении Руси
Болгария
- «Сказание Исаии Пророка» (оно же – «Апокрифическая летопись»). Южнославянская историография XI- XIV веков.
- Летописные заметки при переводе Византийской хроники Константина Манассии XIV века. То же.
Восточная Европа
- «Богемская (Чешская) хроника».
- Далимил «Чешская рифмованная хроника».
Русь (тут мало!, исправно уничтожали)
- Софийско-Новгородский свод XV века. История славян до крещения.
Вера, мировоззрение и обычаи славян хорошо описаны в следующих источниках:
Южные и восточные славяне
- Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (Х век). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
- Георгий Младший. «Житие Георгия Святогорского».
- «Об истории, что о начале Русской земли и создании Новгорода» (XVII век).
- «Слово св.Григория, арскрытое в толкованиях о том, как, сперва язычниками будучи, народы кланялись идолам и требы им клали, что и ныне творят» (XI- XII века).
- Слово некого христолюбца и ревнителя по правой вере (XI века).
- Беседа св.Григория Феолога об избиении града. (XI века).
- Слово Исайи-пророка, истолкованное св.Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и Рожаницам (XII века).
- Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII век).
- Слово, истолкованное мудростью от св.апостолов и пророков, и отцов о твари и о дне, называемом неделя. (XII- XIII века).
- Слово св.отца нашего Иоанна Златоуста (XIII век).
- Слово от Святого Евангелия (список XIV века).
- Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV век).
- Слово и откровение святых апостолов (конец XV начало XVI века).
- Беседа трех святителей (XIV век).
- О вдохновении духа в человеке (список конца XV начало XVI века).
- Устав преподобного Саввы (XIV век).
- Поучения духовным детям (XIV век).
- Пустынская летопись (XIV век).
- «Синопсис». И.Гизель (1674 г.).
- «Поучение в понедельник святого духа» (XVII век).
- Исповедь каждого чина по Десятисловие (XVIII век).
- Румянцевский сборник (XVIII век).
- Анания Федоров. Суздальский летописец (1754 г.).
Поляки
- Статут провинциальный вкратце (1420).
- Ченстоховская рукопись Яна из Михочина (1423 г.)
- Рукопись польского гусита (XV век).
- Польская глосса в житии св.Войцеха.
- Истинная повесть об основании монастыря на Лысой горе (XVI век).
Чехи
- Хроника венгерского короля Белы (XIII век).
- Хроника Неплах (XIV век).
- Немецкий перевод хроник Далимиоа и Неплахи (XIV век).
- Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии.
Балто-славянский этнос
- Видукинд Корвейский. Деяния саксов (Х век).
- Письмо св. Бруно Кверфуртского к императору Генриху III
- Титмор Мерзенбургский. Хроника. (XI век)
- Монах Альберт из Трех источников. Хроника. (XI век)
- Послание епископа Адельгота (1108 г.).
- Монах Прифлингенский. Житие Оттона (XII век).
- Страсти мучеников, погребенных в Эбсторфе (XIV век).
- Хроника Пулкавы.
- Николай Марешалк Турий. Анналы герулов и вандалов (XV век).
- Конрад Бото. Саксонская хроника (1492 г.).
- Захариус Гарцеус (бранденбургский хронист XVI века).
- Давид Хитреус. Саксонская хроника (XVI век).
- Адальберт Кранц. Вандалия (1572 г.).
- Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц (1580 г.).
- Петр Альбин. Мейссенская хроника (1590 г.).
- История Каменкой епархии (первая половина XVII века).
- Валентин фон Эйхштедт.
- Иеремия Симон. Эйленбургская хроника XVI- XVII века.
- Будышинские анналы.
- Церковная история Силезии.
- Экхардт «Памятники Ютербога» (1732 г.).
И отдельно – о наличии у славян-язычников письма до миссии Кирилла:
- Черноризец Храбр «О письменах» (X век)
- «Толковая Палея» (XV в)
Итого — сто девяносто семь письменных источников!
А стоило бы вспомнить, что:
- Академику Б.А. Рыбакову мы обязаны знаниями о развитии славянского язычества от палеолита до наших дней. Именно он создал теорию эволюции богов и открыл иерографические вышивки-молитвы на национальной одежде.
- Д. Дудко сумел донести до масс доказательства существования докирилловского славянского письма.
- Институт Философии АН СССР опубликовал обширный и подробный список славянских достижений в сельхозотраслях, в ремеслах, в политике и архитектуре, проявленных еще ДО крещения Руси.
- С. Алексеев на основе сотен летописей арабов, византийцев, хронистов Западной Европы и пр. реконструировал историю славянских государств с 3 в.н.э. до Рюрика.
- Неоценимый фольклорный и этнографический материал преподнесли В. Даль, С. Максимов, М. Забылин, А. Афанасьев.