История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э., появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий, всевозможные украшения и керамику.
Всего на территории республики к настоящему времени известно до 130 пунктов находок древнейших орудий труда, характеризующих так называемую ашельскую стадию древнекаменного века (нижний палеолит). Первые люди (архантропы, палеоантропы, затем неандертальцы) селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и устраивать засады на животных, в скрытых от ветра ложбинках рядом с источниками сырья.
В середине I тысячелетия до н.э. на территорию Абхазии стали проникать греки, которые основали первые портовые города-колонии. Диоскуриада — на месте нынешнего Сухума, Гиэнос — на месте Очамчиры, Питиунт — на месте Пицунды. Вскоре города-колонии превратились в культурно-исторические центры черноморского побережья, в которых развивались ремесла и торговля.
Эллинистический период
В конце VI и начале V веков до н.э. греки основали маленькое государство Диоскуриаду. Ионийские поселенцы из Милета назвали город в честь братьев-близнецов Диоскуров, участвовавших на легендарном походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду. Древний замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума, сохранил уникальные памятники, свидетельствующие об эллинистическом влиянии в древней Абхазии. В начале VI-V вв. в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв. до н. э.), произошло интегрирование греков в Абхазию.
Византийский период
В I веке н. э. на территорию Абхазии проникают римляне. При римском императоре Августе Октавиане античная Диоскуриада была переименована в Себастополис. Римско-византийский период истории Абхазии продолжался до VII в. н. э.
Вместе с римскими солдатами в Абхазию пришло христианство. Были организованы три когорты (отряды численностью до 500 воинов), которые распределились по трем городам в Питиунте, Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчырского района). К концу III — началу IV вв. в Питиунте была образована древняя христианская община на Кавказе. Первые христианские церкви (IV–V вв.) Абхазии были построены именно в Питиунте, что отражало религиозное состояние не только римского гарнизона, но и местного населения. Питиунт занимал важное место в истории христианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны.
Нашествие арабов. Анакопийское сражение
В начале VII века была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное сооружение на Кавказском побережье Черного моря. Она защищала территорию государства от арабов, которые начали свои военные походы в Западное Закавказье.
В 738 году арабское войско во главе с Мерваном ибн-Мухаммедом, прозванным Мерваном Кру (Кру – «глухой», потому что он был глух к мольбам о милосердии), вторглось в страну. Мерван разрушил Цхум (современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне – Новый Афон), стены которой защищали три тысячи воинов. Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска, защищавшего Анакопию. Мощная стена Анакопийской крепости, протяженностью 450 м, была снабжена семью башнями четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. Это неким образом компенсировало неравные силы войск.
В результате кровопролитной борьбы, а также вспышки эпидемии холеры, которая унесла жизни многих воинов, армии Мервана пришлось отступить.
Абхазское царство
В VIII веке на территории Абхазии сложилось объединенное государство – Абхазское царство, где проживали адыгские, абхазские и грузинские племена. Границы государства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. В период Абхазского царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли. Абхазское царство просуществовало 200 лет, после его упадка Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался распад «царства абхазов и картлийцев» (грузин) на отдельные княжества.
Абхазия и Великий Шелковый путь
Древние караванные пути, связывавшие Европу и Азию, проходили через Западный Кавказ. В эпоху раннего средневековья из-за военного противостояния Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработало три западно-кавказских ответвления Великого Шёлкового пути («северный маршрут»), что подтверждается письменными источниками и археологическими материалами.
Сирийские и согдийские товары, китайские шелка, золотые изделия, украшения с китайскими иероглифами времён династии Суй (VI в.), найденные в одном из женских захоронений Цибилиумского могильника, на трассе Даринского пути – все это свидетельствует об активной торговле, которая велась западно-кавказском отрезке Великого Шёлкового пути. Сам шёлк доставляли на верблюдах к кавказским перевальным путям, а затем пе-рекладывали на абхазских вьючных лошадей.
Великий Шелковый путь сыграл существенную роль в образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных районов горного Прикубанья на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют крупные археологические находки (посуда, вооружение, одежда, украшения), архитектурные сооружения (крепости, храмы) и культура (нартский эпос, христианство).
Абхазское княжество и Турция
Во второй половине XV века после захвата турками Константинополя, в портах Абхазии появились турецкие корабли. В это время шла междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена граница между абхазами и картвелами (грузинами) по реке Ингур.
В 1634 году войска турецкого султана высадились в районе Кодорского мыса. Турки опустошили и разграбили прилегающую территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году на побережье Севастополиса турками-османами была построена крепость Сухум-кале, которая дала название современной столице Абхазии. После захвата турками Севастополиса на территории Абхазии стал распространяться ислам.
Абхазия под покровительством России
В июле 1810 года в период русско-турецкой военной кампании российская военная армия штурмом взяла крепость Сухум-кале. Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. Именно 1810 год считается датой вступления Абхазии под покровительство Российской Империи. В том же году началось массовое переселение абхазов в Турцию. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.
XX ВЕК
Независимая ССР Абхазия была провозглашена 31 марта 1921 года. Ревком Грузии подписал Декларацию «О независимости Социалистической Советской Республики Абхазия». Она была оглашена и одобрена на I съезде трудящихся в конце мая 1921 года. В Декларации, в частности, говорилось: «Революционный комитет Социалистической Советской Республики Грузия признает и приветствует образование независимой Социалистической Советской Республики Абхазия и полагает, что вопрос о взаимоотношениях между ССР Грузии и ССР Абхазии окончательно будет решен на первом съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов, как Абхазии, так и Грузии. Пусть трудящиеся обеих социалистических республик сами определят формы тесного объединения и братского сотрудничества между собой». Ровно через 45 дней после объявления Грузревкомом Декларации о независимости ССР Абхазии по воле Сталина началась закулисная кампания по ее ликвидации. В декабре 1921 г. лидеры Абхазии под сильным нажимом последнего и Орджоникидзе вынуждены были заключить с Грузией «особый союзный договор», ратифицированный 17 февраля 1922 г., который зафиксировал равноправие двух республик.
В дальнейшем в связи с принятием Конституции СССР (1924 г.) во всех республиках началась разработка новых конституций в соответствии с Конституцией СССР. Такая работа велась в ЗСФСР, в ССР Грузии и ССР Абхазии. В составлении нового проекта Конституции ГССР от Абхазии активное участие принял Председатель ЦИК Абхазии С. Я. Чанба. В Абхазии также была создана конституционная комиссия во главе с Н. А. Лакобой. В июне 1926 г. в Сухуме состоялось выездное заседание сессии ВЦИК ССР Грузии, которая заслушала отчеты руководителей обеих республик. Главным вопросом повестки дня сессии ВЦИК Грузии в столице был доклад секретаря ВЦИК Грузии С. Тордия о Конституции ССР Грузии. Сессия ВЦИК Грузии единогласно утвердила Конституцию ССР Грузии и ввела ее в действие. Окончательно она была утверждена IV Всегрузинским съездом Советов 4 апреля 1927 г. Особенность ее состояла в том, что в нее была включена особая глава «О договорной Социалистической Советской Республике Абхазия».
В феврале 1931 г. под давлением Сталина ССР Абхазия была преобразована в автономную республику (Абхазская АССР) и включена в состав Грузинской ССР. Этот вопрос был решен в Тбилиси на VI Всегрузинском съезде Советов (19 февраля 1931 г.). Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18—26 февраля 1931 г.), выразившему недоверие правительству и советской власти.
После смерти 28 декабря 1936 г. председателя правительства Абхазии Нестора Лакобы, отравленного в Тбилиси на обеде в доме Л. Берия, начался самый трагичный период новейшей истории Абхазии. На республику обрушился террор, приведший к полному уничтожению политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленными темпами проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена с латинской на грузинскую графическую основу, исконные абхазские топонимы заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, целенаправленно проводилась ассимиляторская переселенческая политика, направленная на деформацию этнодемографической структуры населения. К практическому осуществлению плана переселения в Абхазию, намеченного Н. Жордания, приступили в 1937 г. по инициативе Л. Берия. В1937—1953 гг. из внутренних районов Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. В завуалированной форме демографическая экспансия грузин продолжалась и в постсталинский период. В результате, если в 1886 г. в Абхазии грузины составляли всего 6% населения, в 1989 г. их стало уже 45,7%. Следует сказать о самом характере, форме и методах осуществления переселенческих мероприятий. С самого начала массового переселения руководители ЦК КП Грузии и СНК республики столкнулись с серьезными трудностями, увидев, что свободных земель оказалось очень мало. Они не учли того, что 2/3 территории Абхазии заняты горами.
В августе 1942 г. фашистские войска вторглись в пределы Абхазии. Были заняты Клухорский, Марухский и Санчарский перевалы, а 27 августа — высокогорное село Псху. Авиационному налету был подвержен Сухум и другие города Абхазии. На территории Абхазии в то время находилась 46-я армия под командованием генерала К. Леселидзе, которая в начале сентября 1942 г. перешла в наступление, а в конце 1943 г. отбросила германские войска за пределы Абхазии.
Война нанесла огромный ущерб Абхазской ССР. Значительно сократилось производство промышленной продукции и сельского хозяйства. Программа дальнейшего восстановления и развития народного хозяйства Абхазии была намечена сессией Верховного Совета Абхазской АССР
Массовые митинги и демонстра ции с требованием выхода Абхазии из состава Грузии происходили в 1957, 1964, 1967, 1978 и 1989 годах.
После смерти Сталина и Берии в адрес ЦК КПСС поступали многочисленные письма, в которых рассказывалось о грубейших нарушениях законности и злоупотреблениях должностными лицами в Абхазии. Волновали всех и вопросы искажения топонимики. Об этом в конце 1953 г. писал, в частности, и Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР А. М. Чочуа своему тогдашнему грузинскому коллеге: «На основании решений старого руководства Абхазского обкома КП Грузии за последние годы, особенно в период с 1948 по 1951 гг., были произведены массовые переименования населенных пунктов Абхазской АССР. Причем переименование ряда населенных пунктов произведено без достаточного изучения местных условий и надобности, что привело к грубым искажениям, создало неудобство и справедливое нарекание населения».
Важное значение для нашей республики имели постановления Президиума ЦК КПСС (июль 1956 г.), где была дана принципиальная оценка политике Берия и его ставленников в Абхазии, и XX съезда КПСС о культе личности Сталина. Однако исправление допущенных ошибок проходило медленно, поэтому, несмотря на принятые позитивные решения, общественно-политическая обстановка в автономной республике продолжала оставаться двусмысленной.
В 1954 году абхазский алфавит переведен с грузинской на русскую графическую основу.
Абхазским национальным движением было сформулировано требование обретения Абхазией некогда утраченного статуса самостоятельной республики. 18 марта 1989 г. произошло событие, которое уже вошло в анналы истории. В этот памятный день на исторической поляне Лыхнашта собралось более 30 тыс. человек, которые единогласно заявили о назревшей необходимости пересмотра статуса республики в составе Советской Федерации. В «Лыхненском обращении» речь шла о восстановлении ССР Абхазии, существовавшей с 1921 по 1931 годы. Это был беспрецедентный факт подлинного всенародного волеизъявления, под которым подписались и представители других национальностей, проживавших в Абхазии.
С конца 1988 г. произошла реанимация идей П. Ингороквы, которые в виду своей недвусмысленности и легкодоступности и ныне широко распространены среди населения Грузии, грузинской интеллигенции, особенно неспециалистов.
Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры тогдашней Грузии З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуме, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия — это грузинская земля, а абхазы — это грузины.
Особенно старались отличиться многочисленные грузинские писатели. Ежедневно печать, радио и телевидение Грузии провоцировали абхазов, заявляя, что они «гости» на грузинской земле, что они «апсуйцы» и им нужно даже лишить автономии.
Процессы, происходившие в СССР в период Горбачева, дали новый импульс стремлению абхазов воспользоваться неотъемлемым правом любого народа самому определять свой политический статус. Поэтому представители абхазской общественности в 1988 г. направили в адрес XIX партконференции письмо, но оно осталось без должного реагирования. Тогда из лиц, направивших письмо, была выделена инициативная группа по созданию организации, способной защитить интересы абхазского народа, отстаивать интересы многонационального населения Абхазии («Айдгылара»).
Вылившиеся в июле 1989 г. в кровавый конфликт абхазо-грузинские противоречия не носили этнического характера. Они протекали на уровне «идеологической конфронтации» и политического противоборства.
Следующий после «Лыхненского обращения» этап национального движения — принятые 25 августа 1990 г. сессией Верховного Совета Абхазии декларация «О государственном суверенитете Абхазской АССР» и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».
События конца 80-х и начала 90-х годов XX в. перекликаются с событиями «смутного времени» 1917–1921 годов. Происходит консолидация народов Северного Кавказа и Абхазии. Фундамент этого движения был заложен в Сухуме 25—26 августа 1989 г. (после июльского абхазо-грузинского конфликта), на I съезде Ассамблеи горских народов Кавказа (АГНК).
III съезд АГНК состоялся в столице Абхазии 1—2 ноября 1991 г. В нем приняли участие представители всех народов Северного Кавказа. На съезде была создана Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК), подписан Договор и принята «Декларация о Конфедеративном союзе горских народов Кавказа». Съезд принял решение сформировать Кавказский парламент, Третейский суд, Комитет обороны, Комитет Кавказских Сообществ и другие структуры Конфедерации, штаб-квартирой которой был определен г. Сухум.
3 ноября 1991 г. в древнем селе Лыхны состоялись церемония подписания принятых съездом документов и первое заседание Кавказского парламента. Но жизнь вносила свои коррективы. Наступил 1992 г. — не за горами было 14 августа. Абхазия вступала в полосу трагических событий, связанных с Отечественной войной 1992–1993 годов.
Век XXI идет и уже принес много событий в историю Абхазии. Но это уже в продолжении.
Информация отсюда и отсюда
Была на отдыхе в этой замечательной стране.Недаром ее называют страной души. Кавказские горы и Черное море все это сочетает в себе Абхазия.Красивая природа,какие здесь пейзажи..это надо видеть.Чистое море,горный воздух.Народ спокойный,гостеприимный и добрый.Здесь действительно отдыхаешь душой.Впечатление будто в сказке побывала.Было интересно почитать про многовековую историю этой прекрасной республики.
Не в первый раз захожу на этот сайт и зачитываюсь статьями. В этот раз читаю про Абхазию. Отдыхали 9 лет назад в Гаграх, очень понравилось. Сегодня узнала про историю этой замечательной страны. Очень интересная статья, познавательная и увлекательная. Спасибо автору за интереснейшее путешествие в прошлое.
Не ожидал,что у Абхазии такая насыщенная история,спасибо за интересный текст,много узнал интересного о этой небольшой но гордой стране.Интересно самому посмотреть достопримечательностиБобязательно съезжу)
да Абхазия когда то была прекрасным краем и не плохой провинцией , но к сожалению года берут своё и если кто не знает от этой красоты не осталось и 25% а в свете недавних событий некоторая часть Абхазии превратилась в серую военную базу России что очень прескорбно(
я живу в Абхазии и это по — прежнему цветущая страна.и в серую военную базу она не превращалась.
Была в Сухум в 90-х после войны. До сих пор осталось потрясение от красоты этой составляющей Кавказа. Прочитав в статье о советском периоде, была очень удивлена такой превратности в судьбе народов Абхазии. Раньше не задумывалась о том, чего им стоила такая независимость. Резюме только одно, просто катастрофически не хватает в сети подобных материалов, а незнание исторических фактов ведет всегда к искаженному пониманию настроений страны и народа. Спасибо автору за статью об этой горной жемчужине среди гор
По условиям моей работы, мне приходилось несколько раз бывать в Абхазии. Это удивительный край. Природа необычайной красоты, люди не обыкновенной доброты. Об Абхазском гостеприимстве можно легенды складывать. Тот кто там был не даст мне соврать. А Абхазские домашние вина это вообще чудо, аромат и вкусовой букет не возможно описать словами. Желаю процветания этому краю.
Полностью согласен с Михаил Зет.Абхазия-страна прекрасная,мне тоже посчастливилось бывать там и не раз.Природа-красотища,а вино-не передать,люди приветливые.
спасибо за все пожелания , приезжайте мы всегда рады гостям. привет из Абхазии.
Интересная экскурсия по истокам и развитию очень прекрасного края на нашей планете — Абхазии. Советую ознакомиться всем любителям тематической истории.