На службе у богов

­­ «Пустыня внемлет богу…»

М. Ю. Лермонтов

Занимаясь исследованиями возможностей графического языка чисел, я пришёл выводу, что их фигуры могут выполняться в любом масштабе единиц измерения. При этом их форма меняться не будет.

Подобный опыт уже существовал в древнем мире. Это создание индейцами больших рисунков (геоглифов) в пустыне Наска примерно 1500 лет назад. Они были случайно обнаружены с самолётов в 30-е годы прошлого века.

Ранее я придерживался схожих взглядов при объяснении учёными этой таинственной загадки. Однако, после тщательного просмотра опубликованных рисунков, эти оценки у меня поменялись.

Представляю их копии. См. рисунок

На службе у богов 1
Моё внимание привлекла симметрия частей фигур к центральной оси и большое количество параллельных линий. Я увидел в рисунках язык чисел, выраженный в графике. Этими приёмами могли в совершенстве владеть жрецы древней цивилизации Наска. Применяя эту методику, они умели переводить свои эскизы рисунков в любой масштаб измерений на местности. При анализе достижений индейцев неизбежно возникают два вопроса:

1. Роль фигур в пустыне?

2. Технология их создания?

Исходя из своих представлений я попытаюсь ответить на эти вопросы:

1. Назначение рисунков

Отвергаю любую их связь с иноземными пришельцами. Если бы они действительно посетили Землю, то для местных аборигенов превратились бы в богов, спустившихся с небес. Полагаю, что всё земное «творчество» древних жителей Наска было связано с религией язычества. Знаки земной графики стали для них одним из способов обращения к богам за милостью.

Племена и родовые общины этой цивилизации искали связь с богами и духами, рассчитанную больше всего на их зрительное восприятие. Для небесных богов предназначались видимые рисунки, а для земных – полосы и линии. В течение тысяч лет формы почитания божеств постоянно менялись: от молитв до ритуальных действий и жертвоприношений.
Всё зависело от условий проживания и местных особенностей. В распоряжении древних индейцев Наска оказалась гигантская песчаная «доска», лишённая растительности. Эту уникальную природную площадку, как «земную ладонь», невозможно было не использовать для графических обращений к богам.

Её общая площадь составляет около 500 квадратных километров. Среди изображений имеются разные виды линий и фигур, а также рисунки животных, растений и насекомых больших размеров. Они считали, что боги быстрее заметят крупные рисунки с высоты небес, чем мелкие послания. И за этот жертвенный труд будут благодарить жителей Наска хорошими урожаями.

Индейцы поклонялись священным птицам, «вестникам богов», которые с высоты своего полёта могли, как «в зеркале» увидеть свое изображение на земле. Вся деятельность людей в цивилизации Наска определялась религией и ничем другим. Это был образ их существования. Все языческие обряды и ритуалы управлялись жрецами при очень строгой дисциплине.

Они поклонялись многим животным (тотемы), считая их своими предками. И нашли способ сохранить память о них своими рисунками на тысячи лет. Всё что их окружало, считалось результатом деятельности богов и поэтому всячески почиталось. На плато не было изображений предметов и вещей, принадлежащих людям. И все рисунки в пустыне им не были предназначены. Поэтому выполненную работу, по их представлениям, могли оценить только боги.

2. Технология линий (как сделать)

Все линии и рисунки на плато Наска по своей сложности делятся на пять уровней:

1. Простые линии и полосы.

2. Геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, трапеции).

3 Спирали.

4. Животные и птицы.

5. Насекомые.

Для каждого вида работ была своя технология. На местности применялись разные способы измерений в создании фигур и линий.

В работе использовались одни и те же инструменты. Это: измерительная верёвка, с нанесёнными делениями мер длины. Деревянные лопаты для выемки верхнего слоя грунта. Дополнительно к лопате мог применяться ручной ударный инструмент (кайло) для обработки твёрдого грунта. Колышки для обозначения линий на площадке и камни для их забивания. Шест определённой длины для прокладки линий спиралей. Небольшие эскизы рисунков, с нанесёнными на них размерами расстояний (в единицах измерения). Верёвки, пришедшие к нам из каменного века, выполняли две очень важные функции:

  1. С их помощью проводили все измерения на местности.
  2. Верёвка, в натянутом состоянии, создавала на поверхности земли прямую линию. Каждый математик подтвердит, что самая правильная прямая получается от натянутой нити. Древние индейцы могли изготавливать верёвки из шерсти или кожи лам, которых разводили в достаточном количестве. Для применения этих инструментов нужны были лишь рабочие руки.Жрецы управляли разметкой линий при создании фигур на плато. Размеры рисунков были в пределах от 50 до 290 метров. Они зависели от возможностей натяжения верёвки. Это был своего рода «рекорд». Трудно себе представить, чтобы верёвку можно было превратить в прямую линию на расстояние — 0,5 км. Простые расчёты показывают, что верёвка длиной 300 метров могла весить до 100 кг. Например, современные рулетки со стальной лентой выпускаются длиной не более 50 метров. Иначе лента провисает и искажает размеры.
    Остановлюсь на технологиях выполнения отдельных работ. Самая простая из них – это прокладка прямых линий в пустыне, которых около 13 тысяч. Все они имеют беспорядочные направления, без какой-либо системы. Для индейцев было гораздо важнее наличие самой линии, чем её направление.

Для их прокладки ориентирами могли служить вершины гор, звёзды или точки восхода и захода солнца на горизонте. Эти лучи-линии и полосы предназначались для связи с земными богами и духами. Их «адреса» не были известны, поэтому «каналы связи» прокладывали наугад («на деревню дедушке»).

Каждая родовая община надеялась, что боги быстрее окажут им «адресную помощь» по этим прямым линиям-указателям. За столетия в пустыне образовалась целая «паутина» графических «линий связи» между жителями и богами. А само плато Наска стало самым древним в мире «коммутатором».

При проведении линий на местности выполнялись три вида работ тремя группами людей: Одна группа обеспечивала верёвкой прямые линии. Вторая забивала по этим линиям колышки (с промежутками около шага). Третья – вдоль колышек рыла канаву. Затем колышки и верёвка переносились на следующий отрезок. И всё повторялось по такой же схеме.
Таким способом, можно было проложить черту на земле на многие километры. При высоком мастерстве в выполнении этих работ, отклонение линии могло быть ничтожным. На следующем этапе индейцы научились соединять прямые линии друг с другом с помощью углов. И у них стали появляться на плато геометрические фигуры.

Спирали на местности создавались по другой технологии. Самая сложная часть — её центр. Он обозначался верёвкой, сложенной вдвое в виде большой петли и двумя параллельными линиями. Она изображала на земле «эскиз» первичного кольца спирали. Затем рисунок центра обозначался колышками и по их кольцу рыли канавку. После верёвку убирали и продолжали закручивать остальные кольца на одинаковом расстоянии между ними. Размеры определяли длиной шеста.

В создании рисунков птиц и животных применялись наиболее сложные технологии. Их суть заключалась в способах превращения маленьких этюдов в гигантские копии на местности. Чтобы создавать подобные рисунки нужна была центральная осевая опорная линия, равная длине фигуры. На рисунках её не видно, но эту ось применяли в обязательном порядке.

Ценность этой линии можно сравнить со столбом, на котором держится шатёр, или с уровнем моря по отношению к суше. Эта ось соединяла в единое целое все части рисунка. Индейцы создавали прямую центральную линию натяжением длинной верёвки. Затем её обозначали колышками для поперечных параллельных измерений.
От этой оси («как от печки») справа и слева делались замеры всех расстояний до точек линии фигуры с помощью параллельных натяжений верёвок.

Все проведённые замеры обозначались на местности колышками. Затем вдоль их пунктирных линий рыли канавки определённой ширины и глубины. Применялось разделение трудовых операций. Каждая группа людей выполняла свой участок и вид работы.

Самой сложной фигурой для них был рисунок паука длиной около 50 метров. Вот его реальный вид: рисунок № 3.

На службе у богов 2

Для его изображения, по моим подсчётам, индейцам требовалось выполнить верёвками более 120 измерений от центральной осевой линии.
Показываю примерную сетку эскиза паука, по которой можно создать его изображение на гигантской площади. Рисунок выполняется в масштабе: 1 см. равен 100 метрам. См.  рисунок

На службе у богов 3
Родовая группа из 15-20 человек могла создать любой рисунок на плато за 5-7 дней. За всеми измерениями осуществлялся строгий контроль. История умалчивает с какой отдачей боги и духи воспринимали их земные «дары» и сигналы линий.

Чтобы окончательно поставить точку в этом таинственном достижении, нужно повторить где-то в подобной пустыне то, что сделали жители Наска в глубокой древности.
Подобная технология по созданию гигантских графических фигур на местности может реально выполняться.

Автор Владимир Кондряков

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.