Продолжая подборку материалов про древние народы, сегодня расскажем про сарматов. С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневековых рыцарей.
Сарматов связывают с разными историями:
- Например, если версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
- В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.
- Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.
- В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии. Геродот (IV, 21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
Кто такие сарматы
Слово “сармат” состоит из двух лексем “сар”+“мат”. Слово “сар” означает царь, а “мат” — мать этого народа, то всё слово означает “царская мать”. У них сохранялся матриархат. Об этом писали многие античные авторы: “Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагом, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычное жертвоприношение. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход”.
Историк II в. н.э. Полиен в своей книге “Военные хитрости” рассказывает о царице Амаге, жене Медосакка, царя сарматов, живших на Понтийском побережье. Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес. Скифский царь отверг предложение о мире.
Тогда Амага сама отобрала 120 человек “сильнейших душой и телом”, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 км), внезапно появилась в ставке скифов, перебила всех охранявших его стражников. Амага стремительно ворвалась во дворец, убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына, которого заставила подписать договор о “вечном мире” с эллинами и сарматами.
Территории сарматов
Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.
Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.
Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматию в основном населяли два племени — анты и роксоланы.
Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках.
Быт и война
Одежда женщин украшалась бляшками из золота и пронизывалась золотыми нитями, они носили серьги с камнями и много других ювелирных изделий. Были распространены золотые (серебряные) флакончики для духов, герметично закрывающиеся и подвешенные на золотых цепочках. Были найдено образцы таких флаконов, случилось это на территории бывшего города Танаиса, большого города роксоланов. Его в 250 г. до н.э. разрушили готы, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были заключить мир.
Сарматы создали очень хорошую армию: тяжеловооружённую конницу; себя и коней они облекали в чешуйчатые панцири, сделанные из распиленных на пластины лошадиных копыт; такой панцирь выдерживал удары мечом и копьём даже в ближнем бою. Воин был вооружён длинным мечом и копьём длиной 4,5 м. Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний ее конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах. Такой всадник назывался катафрактарий. Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных.
Ниже хороший фильм, полный и информативный
Сармат с перевода на аланский-осетинский язык обозначает: Сар- голова; мат- беспокойство. Видимо когда скифы женились на амазонках и женщины шли с ними на войну они говорили себе что сделали себе головную боль — Сар мат.
Константин! А кто автор рисунка?
Рисунок взят с Яндекса. Автор не указан
«Наследие народа заключается в духовно-нравственной плоскости»
«Народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы», — эти слова П.А. Столыпина можно подтвердить многими историческими примерами. Самый кричащий след в истории оставили народы, которые больше всего зверствовали.
У осетин обрывочная история. И информация о них очень скудная. Об этом свидетельствует полемика, поднявшаяся вокруг публикаций Тины Дзокаевой. По гневному ответу на эти труды Людмилы Магкеевой, можно понять их общий смысл. Поднятая тема об истории осетин давно требовала скрупулёзного изучения со стороны осетинских учёных. Почему именно учёных осетинской национальности? Ответ прост — они знают язык, менталитет и обычаи изучаемого народа. По моему глубокому убеждению, именно эти критерии (знание языка, менталитет и знание обычаев) способствуют созданию целостной картины, название которой – ИСТОРИЯ ОСЕТИИ. Высказанное деканом факультета осетинской филологии СОГУ Б. Хозиевым мнение, в беседе с Б. Бигаевым, о создании постоянно действующей исторической кафедры – верно, но с одним уточнением. На кафедре должны быть собраны таланты, а не бюрократы.
Помимо озвученных в полемике моментов, в глубь истории осетин есть ещё две «дороги», которые я считаю главными. Уважаемая мною Людмила Магкеева упомянула о древнейшем символе осетин на Земле — ритуальных пирогах. Неоспорим факт – всё, что у нас есть, и чем мы себя идентифицируем как осетины – это оставленный нам предками культ трёх (двух) пирогов и тосты, тысячелетиями остающиеся, в основном, неизменными. Давайте волшебным образом уберём их из нашего культурного обихода, и у нас ничего не останется! Уникальность осетинского застолья заключается в том, что это не процесс чревоугодия, а способ передачи информации потомкам: кто есть создатель мира, как следует жить в этом мире, отношение младших к старшим и наоборот, культивировались и предписывались уважение между полами и т.д. Одним словом, потомкам передавалась целая философия мироздания, миропонимания, мирознания… Если вдуматься в смысл тостов, то обнаружатся заложенные в них жизнеутверждающие нравственные принципы – честность, доброта, справедливость и т.д. Смысл слова Ёгъдау – это всё-таки нравственность. В русской классической литературе нравственные понятия называются вечными истинами. Наши предки поступили мудро, заложив в фундамент развития своих потомков ЁГЪДАУ – Нравственность. А передача данной информации происходила через культ трёх (двух) пирогов. Прежде всего Ёгъдау передавался личным примером, воспитанием, словом. К сожалению, первые два способа передачи информации, мягко говоря, частично утеряны.
Ещё одна отличительная черта заключена в том, что в Осетии две основополагающие религии, которые придерживаются вышеизложенного культа. Особенность данного факта в том, что ни у одного народа в мире, к каким бы религиозным конфессиям он не относился, каким бы «языческим» не был, нет культа трёх (двух) пирогов и передачи информации посредством тостов. В связи с этим обращаюсь к Людмиле Магкеевой, Алине Туаевой и другим моим землякам, которым небезразлично прошлое, настоящее и будущее Осетии. Надо создать документальный фильм, запротоколировать все обряды (поминальные, свадебные, религиозные, праздничные и т.д.). Важны сами тосты – слова, произносимые во время обрядов… Прогресс слишком быстр, и мы можем всё это потерять безвозвратно.
Боюсь предположить, но Ёгъдау может оказаться духовно-нравственным наследием всего человечества. Культурное наследие современного мира базируется вокруг материального — египетские пирамиды, статуи, строения… Все чудеса света являются материальными изваяниями. Возьмите расшифрованные египетские или более древние глинописные артефакты Месопотамии. Их суть заключается в возвеличивании фараонов, правителей или, выражаясь современным языком, в простой бухгалтерии. Сравните эти смысловые понятия с оставленным нам нашими предками духовно-нравственным наследием. Уважаемая Людмила Магкеева! Вы правы, поворачивая осетинское наследие в духовно-нравственную плоскость.
Второй путь в глубь осетинской истории не менее важен. Он «вскользь» отмечен в статье Батраза Бигаева выражением «Ирон ёгъдаумё гёсгё нёлгоймаг никуы тох кодта сылгоймаджы ныхмё». Осетинская нравственность никогда не позволяла мужчинам сражаться с женщиной или перечить женщине. Здесь двоякий смысл. В прямом смысле – всё верно, а вот в бытовом, семейном смысле – неприкрытый матриархат.
В принципе, матриархат возможен только на заре цивилизации. В дальнейшем эти отношения гармонизировались, и появилось другое объёмное выражение: «Нёлгоймаг хёдзары – уазёг, сылгоймаг – къёбицы хицау». Женщина имела моральное влияние на мужчин. Между двумя враждующими мужчинами женщина бросала свой платок и они прекращали схватку.
К чему веду свои размышления? Наши предки придерживались моногамных семейных ценностей, соблюдались равноправные отношения между полами. Важность данного факта в том, что в семье происходило гармоничное воспитание детей. Изначально тяжесть воспитания детей ложилась на плечи матери, т.е. социально-личностный фундамент будущих поколений формировала женщина. Могла бы забитая, напуганная и горемычная женщина дать нормальное воспитание своим детям?! Напуганная, забитая женщина с кровью, молоком и психологически передавала детям ген испуга, пугливости. Разве из таких мальчиков получились бы хорошие воины и отцы, а из девочек хорошие матери? Конечно, нет! Данную линию можно продолжить, затронув тему «Сарматы» (cap — голова, мад – мать). Возможно, мы уцелевшие прямые потомки сарматов. Сарматы не были матриархальным народом – это более древнее название. Амазонки (амзадонта или амазадонта – близнецы, одногодки). Может, женское имя Фатима (фат – лук, има – с, с луком) пошло от них. Из-за пристрастия наших предков-мужчин к наёмничеству мужское население убывало и девушкам приходилось браться за оружие.
«Колода» историй народов жестока. Одни народы появлялись, другие уничтожались. Шло постоянное «перемешивание» народов, языков, культур и т.д. К XV веку нашей эры всё успокоилось. Народы выжившие создали государства, другие частью уничтожены, а частью – рассеяны. К сожалению, в числе последних оказались и наши предки. Горстка оставшихся ушла в горные ущелья и спаслась. Так и произошел разрыв нашей истории. Сейчас многие народы, особенно на Кавказе, ищут свои корни, и мы в том числе. Видимо, пришло время.
Я попытался сформулировать два важных направления. Есть и третье направление. От своих друзей и знакомых часто слышу о многочисленных названиях на осетинском языке на Западе. Надо собрать их, отсеять шелуху, классифицировать и опубликовать. Даже король Артур со своим круглым столом представляет интерес. Круглый стол – символ равноправия и независимости. Наши предки были гордыми, независимыми и равноправными. Круглый стол – это их изобретение, кем-то подсмотренное и украденное. Не смогли или не захотели склонить головы перед одним человеком, и в итоге не смогли создать централизованного государства.
Конец нартов оказался пророческим для скифов, сарматов и алан. Для получения информации не надо ехать на Запад. Пусть кто что знает (об осетинских названиях на Западе) сообщит по телефону или письменно и, после перепроверки, мы получим поверхностное представление о «цене» вопроса, а для полного прояснения нужно глубокое научное изучение. Во-первых какие-либо источники, где упоминается о культе трёх (двух) пирогов. Возможно, изначально этот культ выглядел как-то по-другому, но логика должна сохраняться. То же самое и в тостах. Не может быть, чтобы из-за своей неординарности этот культ не упоминался в каких-либо древних источниках. Второй параллельный источник может сузить поиск нашего прошлого – это т.н. женский «след». Надо присмотреться к тем древним народам, у которых женщина не является рабыней или одной из жён, а равноправна или имеет некий культ женщины. Соответственно, проанализировать их религиозно-культовые обряды и сравнить с древнеосетинскими. Сам пробовал «поверхностные» исследования, «залез» в Интернет, где содержатся сведения о шумерской цивилизации. Оказывается, ученым удалось перевести на современный язык всего одно слово – амарги (амарди), означающее буквально «возвращение к матери». Учёным смысл данного слова не совсем понятен, а для осетин проблем с расшифровкой не возникает. Одному моему товарищу, Арсену Кодзасову, попался на глаза древнелатинский трактат. Так вот, Арсен утверждает, что около половины текста данного произведения ему понятен. Я не призываю к «осетинофильству», но вышеизложенное предполагает и подталкивает нас к поиску, и еще раз – к поиску! Материал может оказаться в самых неожиданных местах по всему информационному полю. Как-то попутчик, узнав, что я осетин, посетовал на то, что, имея такую древнюю веру, мы молимся другому…. Я, естественно, поинтересовался его национальностью. Он мне ответил, что – еврей. После этого я задумался о том, кто мы и зачем живём на этой земле, если даже представители других древнейших религий и национальностей подтверждают если не нашу исключительность, то, по крайней мере, исключительную самобытность. Первым религиозно-нравственным учением, опирающимся на единобожие, является Библия. Есть основание полагать, что религиозно-нравственной основой Библии послужили идеи древне-осетинской религии (не язычества, которое нам пытаются навязать), а веры в единобожие и, особенно, её нравственные критерии. Другим доказательством, так скажем, данной теории является то, что слишком много тождественного в древнеосетинской религии и христианстве. Есть одно и очень весомое отличие – наши предки обращались к Создателю лично, без посредников…
Хотелось бы закончить свои размышления па данную тему следующей мыслью: «Тот народ мудр и разумен, который считает себя не выше и не ниже других народов».
А. ДАРЧИЕВ.
Саки(Скифы), Уйсуны, Сарматы, Аланы, Канлы, Гунны, Тюрки, Монголы и все другие, это в разное время, разные названия одного народа ЕврАзийских степей -ТЮРКОВ и все они были тюркоязычными!
Современнные Осетины-это ираноязычный народ, произошедший от загнанных в горы остатков персидского войска, пришедшего в Северное Причерноморье воевать с Скифами. Всегда был персо-ираноязычный Иран и тюркоязычный Туран, которые вечно враждовали
Очень может быть, что вы правы
Ты скифский язык или аланский читал? Если приветствие на тюркском языке» да бон хорз» как приветствовали аланы то они были тюрками если же нет то лучше молчать чем писать всякую ерунду.
Нет вопервых Сарма́ты — народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана) а Туранцы Тур тоже ираноязчный народ но кочевой под туранцами имнуются сарматы саки месогеты
Кто назначил осетин Аланами ?! ( Профессор А.А. Клесов )
С Осетинами и Скифами ситуация в ДНК-генеалогии тяжелая. В современных исторических науках принято считать, что предки Осетин – это Аланы, а Аланы – ираноязычное племя Скифо-Сарматского происхождения. То есть по всем признакам они должны были бы иметь основную гаплогруппу R1a, но этой гаплогруппы у осетин практически нет, ни у дигорцев, ни у иронцев. У осетин доминирует гаплогруппа G2a – от двух третей (дигорцы) до трех четвертей (иронцы), а эта гаплогруппа к скифам и аланам никак не вписывается, если следовать определениям современных историков, что Аланы – это потомки Скифов и Сарматов. Что-то здесь не сходится. Либо Аланы – это не потомки Скифов-Сарматов, либо Осетины – не потомки Аланов, либо в этой связке произошла какая-то акробатика, совершенно непонятная. Например, почти полное замещение одной гаплогруппы на другую почти у всего народа, что дело странное и необычное.
Итак, Аланы – это народ, который выступал на исторической арене с 1 по 13 вв. нашей эры, в основном в Приазовье и предгорьях Кавказа. Но гаплогруппа G2a у Осетин – не от них, она – от общего предка, который жил примерно 3025 лет назад, в конце II тыс. до н.э. Это времена начала Кобанской культуры, времена создания Диаохи и Колха, первых государственных образований на территории Грузии. В Грузии почти на треть – та же гаплогруппа G2a1a1-P18, что и в Осетии. Аланы, понятно, там были не при чем. Но в Осетии есть относительно недавняя и многочисленная ветвь гаплогруппы G2a1a1-P18, возрастом 1300±200 лет. Это – Аланские времена, 8-й век н. э., плюс — минус два века. Строго говоря, «Аланские времена» – это вовсе не обязательно Аланы, тем более это та же гаплогруппа, что появилась на Кавказе три тысячи лет назад. Значит, она там издавна была, и не Аланы — Скифы ее принесли.
Тогда вопрос следующий – а откуда эта гаплогруппа на Кавказе? Ответ: Кавказ – не родина гаплогруппы G2a, она пришла из Европы, а в Европе ее находят в древних захоронениях с датировками 5000 лет назад. То есть и там никак не Аланское происхождение. Похоже, гаплогруппу G2a в Европе постигла та же судьба, что и другие гаплогруппы примерно 4500-4000 лет назад – они бежали от истребления, и носители гаплогруппы G2a прошли из Европы по Малой Азии в Месопотамию, и оттуда поднялись на Кавказ.
Если так, тогда непонятно, причем здесь Аланы — Скифы? Не исключено, что Аланы принесли в Осетию всего немного гаплогруппы R1a, которой сейчас у осетин 0.5-0.8%.
Ситуацию окончательно запутывает и то, что исторические источники сообщают о большой роли Аланов в образовании ВАЙНАХОВ, а гаплогруппы G2a почти нет (единицы процентов) не у Чеченцев, не у Ингушей. У них больше гаплогруппы R1a, чем G2a: у Ингушей гаплогруппы R1a – 7%, у чеченцев в Ингушетии – 8%. То есть Аланы могли все-таки быть в основном гаплогруппы R1a? Если так, то Осетины – не их потомки.
Вот такая ситуация с аланами, с которой еще много предстоит разбираться. Вопрос – а откуда вообще представления о том, что Осетины – потомки Аланов? Похоже, что это представления лингвистов. Хотя и там ситуация далека от определенной. Одни лингвисты утверждают, что Осетинский язык – прямой потомок Аланского, а другие, наиболее авторитетным из которых являлся В.И. Абаев, сообщают (цит. из В.И. Абаева, 1949): «Осетинский во многих существенных отношениях продолжает традицию местных кавказских языков, совершенно так же, как в других отношениях он продолжает традицию иранскую… Причудливое сочетание и переплетение этих двух языковых традиций и создало то своеобразное целое, которое мы зовем Осетинским языком».
Что касается происхождения Осетин, то мы вопрос уже в достаточной степени «озвучили», и нашли, что данные ДНК-генеалогии стыкуются и с лингвистикой, и с антропологией. Итоговая (на современном уровне знаний) картина складывается такова, что Аланы если и внесли вклад в происхождение Осетин, то минимальный, на уровне единиц процента, а то и долей процента. Ясно, что найдутся возражающие, но пусть они возражают путем подачи научных статей в профильные журналы. Такой путь резко уменьшит количество возражающих, и отсечет любителей ля-ля.