Ящер, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша — Общеславянский пекельный бог. Мировой змей, не раз упомянут в польских церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной из ипостасей Велеса или Чернобога (как сыном Локи был Мидгардский змей, а Ажи-Дахака -сыном Ангхро-Майнью). В западно-славянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лада).
Впрочем согласно «Хронике Польской» Яна Длугоша он — Jessa — и соотносим с Юпитером. А Фаминцын сравнивает это божество, не имея ничего, кроме имени, с Белобогом, якобы это «ясный» бог.
Полагаем, что никакого бога Ясоня нет — это плод фантазии толкователей. В «Mater Verborum» находим, правда такого «тезку»: «Jesen, jasni: 1есень, Ясни — Isis lingua egiptiorum terra dicitur».
Материала по этому божеству мало. А та что есть крайне противоречива, поэтому «прикладное» использование этого архетипа крайне затруднительно.
Культ бога Ящера был, как показывают археологические находки и многочисленный этнографический материал, довольно распрастранен в центральной полосе Россиии, был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. С именем Ящера связаны топонимы многих озер и рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря. Там же Ящера рассматривали как отца или самого Волхова.
Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является былина о Садко – гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку (названного в былине Морским царем).
Если вспомнить эту сказку водяное божество Ящер одобряет игру гусляра и благодарит за нее и одаривает Садко предрекая ему небывалый улов рыбы или же поимку рыб-золоты-перья, которые помогут ему перехитрить новгородских гостей и выиграть спор. Все предсказанное сбывается; гусляр становится самым богатым человеком в Новгороде. Игра на гуслях оказалась волшебным средством получения благ. Во второй части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское как жертва Ящеру-царю, но с помощью его дочери выбрался обратно (с переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жестокость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось жертвоприношением коня, а позже – чучела; славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку).
Часто Ящера изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Его изображения чаще всего встречаются в новгородском декоративно-прикладном искусстве — на ручках деревянных ковшей, представляющих собой тщательно обработанное скульптурное изображение ящера.
источник
268