Славянские боги. Ящер

Ящер, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша — Общеславянский пекельный бог. Мировой змей, не раз упомянут в польских церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной из ипостасей Велеса или Чернобога (как сыном Локи был Мидгардский змей, а Ажи-Дахака -сыном Ангхро-Майнью). В западно-славянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лада).
Впрочем согласно «Хронике Польской» Яна Длугоша он — Jessa — и соотносим с Юпитером. А Фаминцын  сравнивает это божество, не имея ничего, кроме имени, с Белобогом, якобы это «ясный» бог.
Полагаем, что никакого бога Ясоня нет — это плод фантазии толкователей. В «Mater Verborum» находим, правда такого «тезку»: «Jesen, jasni: 1есень, Ясни — Isis lingua egiptiorum terra dicitur».

Материала по этому божеству мало. А та что есть крайне противоречива, поэтому «прикладное» использование этого архетипа крайне затруднительно.

Культ бога Ящера был, как показывают археологические находки и многочисленный этнографический материал, довольно распрастранен в центральной полосе Россиии, был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. С именем Ящера связаны топонимы многих озер и рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря. Там же Ящера рассматривали как отца или самого Волхова.

Одним из самых подробных изложений мифа о Ящере является былина о Садко – гусляре, восхитившем своей игрой подводного владыку (названного в былине Морским царем).

Если вспомнить эту сказку водяное божество Ящер одобряет игру гусляра и благодарит за нее и одаривает Садко предрекая ему небывалый улов рыбы или же поимку рыб-золоты-перья, которые помогут ему перехитрить новгородских гостей и выиграть спор. Все предсказанное сбывается; гусляр становится самым богатым человеком в Новгороде. Игра на гуслях оказалась волшебным средством получения благ. Во второй части былины рассказывается о том, что Садко отправился на дно морское как жертва Ящеру-царю, но с помощью его дочери выбрался обратно (с переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жестокость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось жертвоприношением коня, а позже – чучела; славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку).

Часто Ящера изображали с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Его изображения чаще всего встречаются в новгородском декоративно-прикладном искусстве — на ручках деревянных ковшей, представляющих собой тщательно обработанное скульптурное изображение ящера.

 источник

107

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.