Первый русский город в Заполярье сверкнул в истории XVII века словно яркая звезда. Сверкнул и исчез, будто не было его. Основанная в глухих сибирских лесах Мангазея на долгое время стала олицетворением благополучия и процветания. Со всей страны сюда съезжались купцы, охотники и казаки в надежде разбогатеть, а сам город называли пушной столицей Российской империи.
Русские первопроходцы начали проникать в Сибирь при Иване III. В основном этим занимались казаки: им было поручено искать полезные ископаемые и договариваться с местными племенами о подданстве с целью получения пушнины. Сольвычегодск стал удобной стартовой точкой для дальнейшего освоения Сибири на суше. Параллельно архангельские поморы разведывали морской путь. Местом стыка морских и сухопутных путей стала Мангазея.
Это был город-острог на реке Таз, в бассейне Енисея. Он был основан в 1600-м году в период правления Бориса Годунова, как опорный пункт для дальнейшего освоения Сибири и место сбора ясака (мехов). Мангазея стала первым заполярным приобретением русского царя.
Как поморы пришли в Мангазею
Тип поморских кораблей назывался «коч». Это были суда длиной 18-24 метра, шириной 5 метров, их строили из сосны или лиственницы, а конструкция была хорошо приспособлена для плаваний в полярных условиях. Высокая устойчивость сочеталась с малой осадкой, что позволяло кочам проходить прибрежной полосой, свободной ото льда, а если такое судно затирали льды, то его не раздавливало, а выжимало на поверхность.
На коче имелись каюты и трюм, а также палубное устройство типа ворота, позволяющее стаскивать коч с мели. Именно такие суда успешно проходили в новый порт. Поморы умели ориентироваться как у берегов, так и в открытом море.
При раскопках Мангазеи были найдены поморские навигационные приборы: компасы, глубинные лоты, солнечные часы.
Центр русской Сибири
Мангазея стала процветающим городом. В 1607 году были построены укрепления: деревянная крепость с пятью башнями, а также воеводский двор, церковь, ремесленные мастерские. Население достигло 2000 человек.
Отсюда в европейскую часть России отправлялось порядка 100 тысяч соболиных шкурок в год. Об этом месте ходили легенды среди английских и голландских купцов – конечно, им хотелось сюда попасть и торговать без участия российской налоговой системы, но их корабли были плохо приспособлены для плавания в полярных широтах, а маршрут был сложным, включающим также реку Таз с множеством рукавов и опасных мелей. Корабли европейских торговцев без труда проникали к Мангазеи только в теплое время года.
В Европе в те времена уже истребили большую часть пушных зверей, поэтому купцы из Англии и Голландии хорошо знали дорогу в города российского севера. Русский соболь ценился в Европе на вес золота, и предприимчивые мореплаватели быстро освоили путь до Мангазеи через моря Северного Ледовитого океана.
Сложные отношения с местными этносами
В районе Мангазеи обитали реликты древних народов самодийской группы, с которыми наладить отношения было намного труднее, чем с другими сибиряками. Ещё когда несколько столетий назад сюда пришли тюрки, им пришлось столкнуться с загадочным народом «сиирта» (по-фински «другие»), которых сочли призраками. Эти люди выходили по ночам из своих укрытий и убивали пришельцев.
Русские тоже подвергались нападению местных обитателей и теряли много людей, однако в итоге сумели договориться и наладить уплату ясачного налога в обмен на товары, продукты и защиту.
Закат Мангазеи
Правительство царя Михаила Фёдоровича обнаружило, что голландские и английские купцы всё же нашли способ получать пушнину, не внося налога в русскую казну. Они либо доплывали (летом, как и было сказано ранее) до города, либо крейсировали по Белому морю, встречали там суда, идущие из Мангазеи и скупали меха, минуя таможню.
Это явление принимало массовый характер, вдобавок стало известно, что в Холмогорах и Архангельске иностранцы настойчиво выспрашивали поморов о маршруте. Были зафиксированы всё новые их попытки проложить туда дорогу. Царское правительство было в курсе разбойничьего поведения европейцев в Индийском океане и совершенно не хотело, чтобы то же самое повторилось в Сибири.
Не желая прямого конфликта с европейскими купцами, в 1627 году было принять единственно верное решение. Правительство запретило пользование Мангазейским морским путём под страхом смертной казни. К этому времени уже было известно о существовании крупной реки Лена, и правительство поручило землепроходцам найти и проложить этот маршрут. Так город Мангазея утратил своё значение.
Разрушенный город
Без морской торговли Мангазея быстро начала хиреть. А потом неприятности посыпались на нее как из рога изобилия. Сначала два местных воеводы учинили в городе побоище за право быть первейшим представителем короны. Получилась этакая гражданская война в миниатюре, которая здорово выкосила местное население. А потом на город обрушился пожар, который уничтожил 70% всех деревянных построек.
После этого бедствия Мангазея уже больше не смогла оправиться. Торговли не было, морские суда в порт не заходили, поток пушнины стал иссякать (банально истребили в окрестностях всего зверя). Начался исход оставшихся жителей. Неизвестно точно когда опустел город, скорее всего это произошло в 1670-х годах. Последние царские служивые люди ушли на восток, где на берегах Енисея основали Новую Мангазею (сейчас это город Туруханск). А сама же Мангазея исчезла, уйдя в ледяную заполярную землю.
Полезная и интересная информация!