«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». 1Ин, 4-16
Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово «любовь», но понимаем мы его по-разному, по-разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне?
Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь — трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь». Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих ее страницах. Соответствует ли наша понятие любви истинности мы можем определить только при соответствии её Богу. Всё остальное о понятии любви людьми любовью не является. Если Бог есть любовь, то всё, что не соответствует Слову Божьему в понятиях людьми слова ЛЮБОВИ не должно называться словом ЛЮБОВЬ! Давйте проверим это уже через соответствие Слову Божьему от того, кому Бог велел нести Его Слово людям, а это были в первую очередь Его личные свидетели и посланники. Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит нам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает».
Библия утверждает, что любовь- это проявление Бога в нас, это состояние Бога в нас и везде. Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Любовь, которую обретает человек в себе, рождается совместно с Богом как дар от Бога, то-есть человек получает в себе то, что существовало до его рождения в вечности всего. И далее, каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее: «Любовь не делает ближнему зла». (Рим,:13-10) Итак, когда люди говорят, что существует разная любовь: Божья, родительская, любовь к деньгам и прочее, то это есть ложь, так как любовь может быть только Божьей, истина которой проверяется указанными стихами этими и другими в Библии.
Заповеди, Нового Завета для христиан определяли и определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.» (Галатам, 5:6) Вера настоящая, истинная без любви к Богу не бывает, и об этом говорится в этой статье. Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.
1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в законах и охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в том, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.
Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога. Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». От Иоанна, 13-34
Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова «любовь». На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.
Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!! Любовь — это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.
Мне понятны боль и печаль людей любящих других, но не имеющих ответной любви! Да, есть печали и боли, которые невозможно разрешить на земле. Мы их уносим в вечность, которая принадлежит Богу и всем Детям Его, которые любят не только Бога, но и друг друга. Поэтому там нет безответной любви. Поэтому печаль и боль не могут сопровождать жизнь людей у Бога, всего этого люди у Бога иметь не будут! Стать с Богом Его чадом никогда не поздно для человека, если он имеет любовь в себе к людям. Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе.
Любовь- это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и т.д., которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах.
• Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей. Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
• Любовь-это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше «я».
Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: «Любите друг друга». Люди говорят иногда иначе: «Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?» Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: «А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?» Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей — это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.
Рождение любви в человеке начинается в процессе совместной жизни с людьми, когда человек начинает проявлять сочувствие к людям, находящихся в различных жизненных ситуациях, когда эти люди не безразличны в жизни самого человека по духовному соответствию нас и у нас возникает потребность связать с ними всю свою жизнь. Родственность и любовь- это по сути одно и тоже. Только любовь выше родственности, так как родственность без любви не имеет никакого значения.
У писателя Достоевского в «Братьях Карамазовых» упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком- старцем Зосимой. Она спрашивает его: «Как можно стать верующей?» И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. И далее Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе.
Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского «Идиот» есть высказывание: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя» (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 379).
Еще один пример о «любви» людей: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: «Я люблю тебя», «Я люблю всех». «Тебе не трудно всех нас любить?» — спросил я ее. «Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, то-есть жертвовать своим временем или чем-то другим». Но ее ответ был категоричен: «Мне не трудно любить всех». Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики — коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: «Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные». Ответ ее был такой: приложив палец ко рту, она сказала: «Тсс, не говори громко!». И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи.
Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям-Голгофа. Христос принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.
Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл. 13-3: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею-нет мне в том никакой пользы». Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить ее в себе. Так надо понимать стихи 1-го Послания, глава 13-3.
Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им — это уже начало любви. Сама же любовь и ее воплощение проявляется в поступках людей.
Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто даже жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.
Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен- так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей — собственное «я», эгоизм. Сущность любви состоит в отречении от своего «я» во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер («Не расточай свои печали», Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: «Но те глаза, что слез не льют — не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл. 5–7, говорится: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».
Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия. Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё «я», а не Бога.
Прекрасная статья. Я всегда чувствовала все то, о чем говорит автор. Вот говорит, например, человек: я люблю только свою семью, ребенка, жену, а всех остальных не люблю, и совершает какие-то не очень хорошие поступки. Есть в этом человеке та божественная любовь? Можно ли разрешать себе одного любить, а другому делать зло? Является ли любовь тем чувством, которое можно включить или выключить? По моему мнению, это не является любовью, в том понимании, которое в это понятие вкладывает Библия. Любовь только внутри человека, она идет из него, как вода из крана, для всех, кто его открывает, то есть с кем соприкасается этот человек. Нельзя имея настоящую божественную любовь в сердце одновременно обожать свою жену и всадить соседу нож в спину, потому что ты его просто ненавидишь. Я думаю, что человек уже рождается с любовью, у каждого она есть, но в разных количествах. В течение жизни она развивается, крепнет и расцветает, либо же человек ее растрачивает. Это трудный и тернистый путь. И шипами является наше ЭГО, которое отчаянно сражается с нами. Проходя через трудности, страдания, человек, в чьем сердце уже есть зачатки этой божественной любви, должен взращивать ее. Прочувствуя на себе боль жалеть других, как себя самого. Могу перефразировать «Возлюби ближнего, как самого себя» в «Жалей ближнего как самого себя». Если настоящая Любовь есть в сердце, человек не может причинить зло не только своим близким людям, но и никому вообще. А если это невольно случается, то человек жалеет и раскаивается в этом. Человек с любовью в сердце несет добро, состарадает людям, жалеет их, даже если они по своей глупости, не видят этого и не ценят. Говорят, что любить всех невозможно. Это так, потому что мы неверно понимает слово ЛЮБОВЬ, как верно утверждает автор. Так вот, любить это не значит весело улыбаться и говорить приятные слова, например коллегам по работе, а это по крайней мере, не строить козни за спиной, не клеветать за спиной, не совершать подлостей и гадостей, просто вести себя по человечески всегда и везде. Любовь это путь к Богу, у каждого он свой. Возможно, скорее всего, этот путь состоящий из многих жизней.
Когда мы крестили сына, Батюшка нам сказал, что истинная любовь-это когда муж и жена вместе веруют в Бога и помогают нести друг другу свой крест.
Хорошая и аргументированная статейка! Да Бог есть любовь, любовь есть во-всем, а потому, что всё построено на этом качестве. Большинство людей не замечают этого, даже ярые поклонники псевдо вер — религий не замечают этого. Давече мне явилось видение о любви, и я ужаснулся от того, что люди не знают и близко что это такое. В том то и дело, что мы привыкли выхватывать нужные нам аспекты Любви из целостности. Это еще пол беды, суть в том, что многие просветители не имеют качество реально осознанной Любви, они кидаются этим словом, маня нуждающихся. В самом деле в выдуманной книге — Библии, мудрецы написали прекрасные строки про любовь и это верно, но как книга по поиску осознанности — она проигрывает. Любовь это всё. А всё это Бог, следовательно мы есть единое с Богом — Любовь, любовь есть в нас самого начала, ее столько как в всём мироздании. Мы рождаемся на этой планете, чтобы осознать любовь, понять ее, прорастить ее зерна в своем Я. Но что мы видем — множество душь потерпевших неудачу. Их обманули ложными обещаниями или разными житейскими ситуациями, они так нечего не поняли уходя из своих тел. Так продолжается веками души не идут к Богу, они уже в нем с самого начала, но не могут все осознать себя до конца…