Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином. Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны неизвестными современникам в других странах.
История Японии начинается с неолита. Расположенная на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента (ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) — на севере, Хонсю и Сикоку — в центре и Кюсю — на юге), Япония заключает в себе более трех тысяч островов.
Извержения вулканов, землетрясения, наводнения, горные обвалы и ураганы испокон веков сопутствовали жизни японцев; не в последнюю очередь природные катаклизмы способствовали выработке таких национальных качеств, как мужество, терпеливость, самообладание, сноровка. Стоит ли удивляться, что природа вызывает в душах японцев и чувство обреченности, и одновременно чувство благоговения.
Хотя природные условия Японских островов и оказали заметное влияние на формирование национальной психологии японцев, но определяющим фактором здесь, как и повсюду на земле, безусловно, выступил способ производства.
Японцы издревле занимались охотой, морским промыслом, животноводством, но большая часть населения веками возделывала рисовые поля.
Видимо, уже в V—IV тыс. до н. э. в Японии существовал неолит. Древнейшими неолитическими памятниками Японии являются раковинные кучи, распространенные, главным образом, по тихоокеанскому побережью. По содержимому этих куч можно заключить, что население занималось по преимуществу собирательством и рыбной ловлей. В них встречаются остатки съедобных раковин и рыб, гарпуны, грузила и рыболовные крючки. В более поздних кучах часто встречаются кости пресноводных рыб, оленей, диких свиней, птиц. Вместе с орудиями охоты (обсидиановые наконечники стрел, шлифованные топоры и кинжалы) и рыбной ловли в этих кучах встречается керамика, изготовленная от руки, богато украшенная типичным для ранней Японии веревочным орнаментом (дземон). Глиняные женские статуэтки указывают на существование матриархата. Население жило поселками в больших землянках и хоронило трупы тут же в раковинных кучах.
Заселение японских островов
Народ, создавший японскую цивилизацию, относительно молод. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).
И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытнообщинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны, — это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих в результате контактов с другими народами. Именно после ассимиляции с местными племенами на рубеже IV-III вв. до н.э. начинается возделывание поливного риса и обработка металла.
Эпоха «яёй»
Период продолжительностью шесть веков (до III в. н.э.) носит в японской историографии название «яёй» (по кварталу в Токио, где впервые были обнаружены остатки этой культуры). Культура яёй характеризуется созданием устойчивых общин, основой жизни которых было поливное земледелие. Поскольку бронза и железо проникают в Японию практически одновременно, то бронза использовалась в основном для изготовления культовых предметов: ритуальных зеркал, мечей, колоколов, а железо — для производства орудий труда.
Эпоха Ямато
Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III-IV вв. н.э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.
Период с IV по начало VII в. носит название курганного («кофун дзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство — а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов — не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства— изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца, что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности (мифологическо-летописные своды «Кодзики», «Нихон сёки»).
Приближалось время буддизма. Как же и когда он попал в Японию. Официально дата появления буддизма определена как ни странно весьма точно — это 552 год, или 13-й год правления императора Киммэя (по другой версии — 538 год). Из корейского государства Пэкче тогда прибыли послы с дарами в виде мандал, сутр, священных изображений и книг.
Буддизм приходит, поворот в истории Японии
Историки культуры полагают, что стихийный процесс проникновения буддийской культуры начался на несколько веков раньше, с периода Яёй. Тогда закончился каменный век в Японии и начался век металла (с III до н.э. по III век н.э.). Из-за огромных волнений, возникших на материке, через Корею и Южный Китай волна беженцев хлынула в Японию. Эти переселенцы принесли с собой в японскую культуру производящий тип культуры. Рисосеяние, керамику с более высоким обжигом и другие виды деятельности принесли эти люди. Но пришло вместе с ними и новое мировоззрение. Что такое мировоззрение земледельца, в отличие от мировоззрения охотника? У земледельца более упорядоченное пространственно-временное восприятие. У охотника время течет неравномерно, потому что когда преследуешь зверя, время сжимается. Когда племя находится в состоянии покоя после трапезы, время течет по-другому. Временные тропинки здесь вообще очень запутанны.
В охотничьих мифах многих народов мира человек может встретиться сам с собой в другой временной ипостаси. Для нас это уже чисто фантастический сюжет. У земледельца же время круговое: упорядоченное чередование четырех сезонов. Появляется представление о центре и периферии. Ведь при обрабатывании поля нужно учитывать, что у него существуют границы, что есть чужое пространство, есть свое и т.д. Вырабатывается иерархия пространства и времени. Начинает вырабатываться и социальная иерархия внутри общества. После периода Яёй в Японии складывается первая государственная структура, в основном опирающаяся на родоплеменные отношения (IV-VI вв., период курганов, как говорят историки, или период Ямато). Но уже в конце этого периода стало ясно, что это анахронизм, что необходима классовая система отношений. И тогда образцом становится Китай — развитая цивилизация, с многовековым опытом государственного устройства, с письменностью, которой у японцев к этому времени еще не было (хотя они иногда утверждают, что какие-то образчики или попытки символического письма были, но это пока гипотезы, не нашедшие строго подтверждения).
В середине VII века происходит стремительная китаизация японского государства. Происходит строительство абсолютной монархии, вертикали власти. Принцип родовых отношений сменяется принципом сословной иерархии. Это требовало нового, более прогрессивного мировоззрения. Девиз правления императора Тэмму означает «небесное воинство», ибо он опирался на синтоистскую традицию. Однажды он пригласил к себе чиновников и заявил, что положение, при котором каждая семья имеет собственную версию всеобщей истории, более не терпимо. Нужно все собрать воедино, создать одну вертикаль власти. Так появился на свет унифицированный историко-мифологический свод «Кодзики».
Но и в нем уже заметны СЛЕДЫ ВЛИЯНИЯ БУДДИЗМА. Мы видим, что в первых японских государственных памятниках, возникших после 645 года, неразрывно переплетены синтоистская картина мира (традиционная, мифологическая) с буддийской, а также — с конфуцианской. Но именно под влиянием буддизма в сознании японцев возникли такие вещи как представление об уже не круговом, а векторно-историческом времени.
Интересные вещи происходили и происходят в отношении взаимодействия культуры, искусства и религии. Из истории культуры мы видим, что господствующие классы в течение довольно долгого времени, а в некоторых культурах — на удивление долго, не делились своим эзотерическим, религиозным знанием с массами. Это был продукт эксклюзивного, элитарного пользования. Только потом массы стали допускаться к этому. В Японии такой «массовый» буддизм возник далеко не сразу. Сначала он был достоянием группы элиты. В России один из первых поборников христианства — князь Владимир Киевский. В Японии приход буддизма связывают с именем императора Сёму. Да и происходило это приблизительно в одно и то же время. И причины были сходными. Сознание созрело до необходимости интегрированной, цельной картины мира. Возникает вопрос: а если бы не буддизм? Если бы к Японии оказалась поближе христианская культура? Какой бы страной была Япония? Видит Бог, не знаю. Но я думаю, что все равно не такой, как у нас. Потому что мировоззренческий японский синкретизм существовал тогда и существует сейчас. И он все равно многое определяет. Дело в том, что японцы — не аборигены своих островов. Они поселились там около десяти тысяч лет до н.э. Аборигенов они оттуда выжили. От южных аборигенов остались лишь сказания, от северных — осколки айнского этноса.
Итак, буддизм вначале насаждается сверху. По всей стране возникают мужские и женские монастыри, создается государственная система экзаменов для монахов, которые, по решению государственных цензоров и инспекторов, получают приходы, более или менее близкие к столице или отдаленные от нее. Но одновременно начинается стихийное движение снизу. Кто первым откликнулся на буддизм не в государственном, а в культурном смысле? Отклик случился сразу с двух сторон: от элиты и от низов общества. Элита отреагировала интеллектуально. В эпоху Нара возникло шесть теоретических школ буддизма.
- Первая — Кэгон, по-китайски — Хуаянь («величие цветка», поскольку в основе лежит «Сутра о величии цветка»).
- Вторая школа — Хоссо (кит. Фасян, основана на учении индийского философа Васубандху «йогачара», суть которой — сознание как основной источник бытия).
- Третья школа — Санрон (Саньлун, учение Нагарджуны «шуньявада» — об абсолютной пустоте, отрицающей даже само понятие пустоты, что беспредметно для дискурсивного сознания. В этой пустоте все содержится как возможность, потенция).
- Четвертая школа — Рицу (кит. Люй, санскр. Виная), утверждающая, что главное заключается в хранении заповедей. Храните чистый образ жизни, заповеданный Буддой, и все остальное приложится.
- Пятая школа — Куся (кит. Цзюйшэ, основана на философском разделе Трипитаки — Абхидхарма Коша).
- Шестая школа — Дзёдзицу (кит. Чэнши, подраздел школы Санрон, продержалась недолго). До сегодняшнего дня сохранились лишь три школы: Кэгон, Хоссо и Риццу.
Но нужно сказать, что все шесть нарских школ были научно-философскими — своеобразными кафедрами теоретического буддизма. Это подтверждается еще и тем, что не было разделения, один и тот же человек обычно занимался двумя-тремя этими учениями. Но это все в готовом виде родилось не на японской почве.
Итак, для аристократии важно было, во-первых, интеллектуальное начало в буддизме. Во-вторых, они ценили в нем эстетическое начало. На чутких в этом смысле японцев колоссальное впечатление произвели китайская архитектура, скульптура, живопись. Аудиовизуальная картина мироздания в буддийском ритуале вообще очень любопытна. Мне доводилось быть свидетелем некоторых обрядов Сингон. Это грандиозное действо, по масштабу отдаленно напоминающее византийскую литургию. Монашеское пение сопоставимо со знаменным распевом валаамских монахов. Это производит грандиозное впечатление.
Привлекало знать и оккультно-магическое начало (и в этом смысле она от народа не сильно отличалась). Но когда закончилось раннее средневековье, на первое место выдвинулись совсем другие аспекты буддизма, например, религиозно-этический. Вопросы греха и добродетели, погибели и спасения. Почему они стали острыми именно в это время? Дело в том, что приблизительно в середине эпохи Хэйан наметился кризис системы абсолютной монархии. Одна за другой начали отмирать некоторые ее важнейшие государственные функции, множились противоречия. Появляется знать автономная, независимая (отчасти политически, отчасти экономически, отчасти психологически), что порождало при дворе подковерную политическую борьбу, перевороты и в конец концов привело к открытому военному противостоянию. В результате власть перешла к феодальным князьям, во главе которых стали военные правители-сёгуны. Наступила эпоха, когда правили меч и собственность на землю, эпоха типичной феодальной вражды княжеств, лишь изредка прерывавшейся периодами неустойчивого мира. Завершилось все это в период Эдо, когда клан Токугава создал унитарное государство с жесткой вертикалью власти.
Но это уже другая часть истории Японии….
Источники:
- http://www.sunhome.ru/religion/12335
- http://civilka.ru/japania/japania.html