Русские за многие сотни лет мирно ассимилировали многие другие древние народы бескрайней Восточно-европейские равнины.
Русичи никого никогда из соседей не принуждали из-под палки становиться частью своего общества. Однако малочисленные лесовики, балты, угро-финны, все же попадали неизбежно под русские влияние.
Шаг за шагом переходили на славянский язык, перенимали продвинутую славянскую культуру… Постепенно добровольно становясь русскими же. А что запрещать что ли было, а?
Вспомним же эти канувшие в лету многочисленные племена.
Голядь
Крупный балтский этнос, что около 1,5 тысяч лет назад заселял территории современных Смоленщины и Московской области. И оставил тут немало топонимов — ту же реку Упа (Upe — река по-балтски).
Эти лесовики, близкие родичи литовцев с латышами, являлись самым восточным осколком былой балтской общности. И оказались относительно мирно ассимилированы русскими уже к XI-му столетию. Хотя и без войн не обошлось — наши летописи XII-го века еще сообщают о некой «Литве-на-Протве» и битвах русичей против нее.
Днепровские балты
Еще одно крупное балтское племя, до славян жившее на территории современных Белоруссии и соседней Смоленской области. Было уже практически полностью ассимилировано одним из первых — к XI-му столетию.
Однако днепровские балты, несомненное, внесли немалый вклад в особенности культуры, внешности да диалекта белорусов, других русских жителей окрестного региона.
Мурома
Древнее финно-угорское племя, тысячу лет назад жившее в Нижегородской, Владимирской, Рязанской областях. И собственно давшее название одному из древнейших русских городов — Мурому. Как и прозвище легендарному русскому богатырю Илье Муромцу.
Само слово «мурома» возможно идет от финно-угорского *marya- «юноша, участник союза молодых воинов». И от частички -maa «земля».
Мурома была полностью ассимилирована русичами к XI-му веку. Хотя некая часть ее возможно вошла в состав ныне существующего финно-угорского народа морды-эрзя.
Меря
Еще один архаичный финно-угорский этнос Руси, также не доживший до наших дней. Но описанный еще в VI-м столетии готским историком Иорданом. Название его может идти от финно-угорского «мёри» — «человек».
Меря заселяли Ивановскую, Ярославскую области, северную часть Подмосковья (в южной жила голядь). Были близки современным мордовцам, а может — марийцам. Помогали русичам — по летописям мерянские воины принимали активное участие в походе князя Олега на византийский Константинополь.
Есть версия, что меря надолго пережила ту же свою соседку-мурому — отдельные лесные мерянские поселения могли в медвежьих углах на Руси сохраняться аж до XVI-го, а то и XVIII-го столетия.
Мещера
Другой некогда крупный финно-угорский этнос северо-востока Руси. Название их может происходит от мордовского эрзянского *ḿeškär — «пчеловод».
Мирные лесовики мещера заселяли обширную область на стыке современных Владимирской, Рязанской и Московской областей — живописную так называемую Мещерскую низменность, уже в XX-м столетии так чудесно воспетую Паустовским.
Мещера сошла со страниц историю где-то в XV-м столетии, растворившись среди русских и мордовцев-эрзя. Часть ее возможно перешла на татарский язык, став татарами субэтноса мишарей.
Печора (печера)
Загадочное племя, оставившее на память о себе название северной русской реки Печора.
Печора могла относиться как к финно-угорскому, так и к самодийскому корням. То есть, приходиться родней как мордве, так и ненцам. А то и вовсе быть братьями саамам.
Русское название этого народа идет от слова «пещора» — пещера (там любили жить печорцы). Ненцы саму печору называют по-другому — сиртя.
Тоймичи
Родственный современным удмуртам и коми-пермякам финно-угорский народ. что до XIII-го столетия жил себе в окрестностях Великого Устюга, родины деда Мороза. То есть, на юге современной Архангельской области, где до сих пор сохраняется особый Верхнетоемский район
Чудь заволочская
Еще один «чудной» финно-угорский народ, живший тысячу лет назад «за волоками». То есть, на севере Руси, в Архангельской области у берегов рек Северной Двины и Онеги.
Чудь заволочская полностью ассимилирована русскими была примерно к XV-му столетию. Хотя некоторые ее отдельные представители возможно помнили родной язык еще в XIX-м веке.
Современной родней чуди заволочской ученые-историки чаще всего называют малый народ вепсов (весь), живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. Сама чудь могла таким образом относиться к балтийским финнам — то есть, другие ее прямые нынешние родственники это — финны, карелы, эстонцы…
Источник https://dzen.ru/a/ZfBRGPfTCAefwliK