Богомилы и Богомильство — еретики или оговоренные

Богомилы возникли в X веке в Болгарии. Основателем течения является священник Богомил. К сожалению, эта вся информация которую мы знаем об этом человеке. В подавляющем количестве источников обозначены как еретики и секта.

Первые ясные сведения о богомильстве относятся к 936-956 годам. Из источника сообщается, что по стране в эти годы начинает распространяться новая ересь. Богомильство отражало недовольство народа и представляло собой широкое массовое движение.

В середине XII века богомильство проникло во Францию и Северную Италию, оказывая влияние и соединяясь с западноевропейскими ересями – катарством и альбигойством. На Западе они назывались не богомилами и бабунами, а манихеями, публиканами (павликиане), патаренами — в Италии, катарами — в Германии (отсюда Ketzer — еретик), альбигойцами — в Южной Франции (от города Альби), а также текстарантами (от tissarands — ткачи, по ремеслу).

С течением времени в разных местах и в различных общинах учение Богомильство принимало частные черты, не свойственные всем Богомилам вообще. К тому же у нас нет ни одного древнего вероучительного сочинения Богомилов. Есть два древних полемических сочинения против Богомилов, собственно по ним мы и знакомимся с их вероучением.

Предпосылки для возникновения Богомильства

Почему именно в Болгарии? Во внешнеполитическом отношении X век был периодом кровопролитных войн Болгарии с Византией. Эти войны истощали материальные и людские ресурсы Болгарии, а в конечном итоге, не увенчались успехом. Неудачи преследовали болгар не только во внешнеполитическом плане. Политика, проводимая болгарским царём Симеоном, негативно сказалась и на общем развитии страны, и на положении болгарского народе.

Измученное войнами, разорённое реквизициями и налогами, болгарское крестьянство влачило жалкое существование. Царь Пётр (927-969) заключил с Византийской империей мир. Но положение болгар не улучшилось. Наступили времена нищеты и голода, чему способствовала невиданная засуха. Всё это особенно тяжело отразилось на сельском населении. Крестьяне из-за высоких налогов, не имея возможность прокормиться с маленького клочка земли, вынуждены были продавать землю. Так начался процесс обезземеливания крестьян.

В итоге, в Болгарии в правление царя Петра постепенно оформились два резко противоположных друг другу класса (крупные земельные собственники и обезземелевшие крестьяне или стоящие перед угрозой обезземеливания, частично свободные и частично уже закрепощённые).

О тяжелом положении народа говорит и тот факт, что многие болгары, отчаявшись прокормить себя и свою семью, бежали в горы или монастыри. Положение привилегированных слоёв, естественно, резко отличалось от положения рядовых болгар. В их руках находились все богатства страны и власть.

Христианская религия, говоря по существу, к тому моменту ещё не овладела сознаниями масс (процесс крещения в этой стране начнётся в 864 году). Для болгар и славян-язычников духовное сословие было новым и чуждым явлением. У них никогда не было особого жреческого сословия и им было трудно свыкнуться, что между людьми и божеством должны быть посредники. Ещё труднее было свыкнуться с тем, что духовенству предоставлялись значительные привилегии юридического и экономического характера. Это враждебное отношение к клиру, особенно к высшему духовенству, усиливалось из-за пренебрежений и неисполнений своих обязанностей духовенством.

Похожая публикация:  Если бы меня не было

Так под влиянием ряда факторов была подготовлена почва для распространения богомильства.

Богомилы и Богомильство - еретики или оговоренные 1

Мир в понимании Богомилов

Согласно богомильскому мифу, вначале существовал благой высочайший Бог (богомилы мыслили его антропоморфным), создавший стихии и невидимую Вселенную и управлявший ею вместе с Сатанаилом, Первородным Сыном Бога. Сатанаил, захотев стать независимым от Отца, поставил свой трон на Седьмом Небе и привлек на свою сторону часть ангелов. Бог низверг с неба Сатанаила и падших вместе с ним ангелов.

Таким образом, у Богомилов два Бога-Творца: добрый и злой, и два от них происшедших мира — духовный и материальный.

Сатанаил свирепствовал над людьми до времени пришествия Христа и всячески соблазнял их, чтобы отвлечь от Небесного Отца: навёл потоп, рассеял людей по земле, погубил Содом, взошёл на Синай и через Моисея дал дурной закон. Словом, у Богомилов, как у гностиков и манихеев, Бог ветхозаветный — существо злое, время до Христа — служение злому началу; все ветхозаветное они отрицали и порицали.

Чтобы сокрушить силу блудного сына и спасти людей от его власти, Небесный добрый Отец спустя 5500 лет после творения мира послал людям другого сына  — Иисуса.

Богомилы утверждали, что их учение подлинно христианское, что оно исходит из Евангелия как самого достоверного источника. Истинно христианскими книгами богомилы считали лишь четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Что касается остальных книг Ветхого Завета, то богомилы считали, что они созданы злым творцом и нельзя назвать их христианскими. Из молитв они признавали лишь «Отче наш», считая все остальные ненужными и празднословными. В своих проповедях и речах богомилы использовали чаще текст Нового Завета, нередко давая совершенно другое, нужное им толкование текста, отличающееся от православного.

Сами Богомилы не имели храмов и особых мест для богослужения. Считая литургию и всякое богослужение многословием.

Праздников православной церкви не признавали, но посты соблюдали и постились в понедельник, среду и пятницу. Их собственная иерархия состояла из учителей и так называемых апостолов; в каждой общине были учитель и при нем 12 апостолов.

Похожая публикация:  Древняя религия Бон. История расцвета и уничтожения

Сопоставьте некоторые постулаты Богомильства и до христианское мировоззрение потомков славяно-скифов

1. Богомилы утверждают, что вечная борьба доброго Бога со злым когда-нибудь закончится победой первого. Этот постулат соответствует славянской традиции противостояния Белобога и Чернобога (Добра и Зла).

2. Богомильство отрицает значимость материальных богатств. Все греко-римские историки обращали внимание на то, что, практически, все галло-кельтские племена были безразличны к роскоши, а доблесть ценилась у них выше богатства.

3. Богомилы, как и язычники, предлагают выбор: или ты на Русой стороне, то есть стороне Света, Добра, Нестяжательства или ты поддаёшься искушениям Чернобога (Сатанаиила), который потакает твоим соблазнам, но и наказует тебя Потопами, казнями Египетскими, Столпотворениями.

Бог Богомилов не может творить зла. Он милостив. Он Создатель духовного мира и Отец человеческой души. Сатанаиил создал тело человека, что бы над ним господствовать, руководить им, управлять его страстями в обмен на его покорность. Значит: человек должен блюсти своё тело и отказаться от чрезмерных материальных благ – тогда Чернобог не будет иметь над ним власти.

В дохристианские времена люди жили общиной и владели всем сообща. Сокровища и добычу несли в храм – Богу.

4. Богомильство категорически отрицает Ветхозаветную традицию в иудейском исполнении. Почему бы? Евреи поклоняются не богу? Завета не было? Они украли историю у другого народа и присвоили себе? Или евреи написали совсем другую историю происхождения мира? Мы не знаем дословных причин неприятия богомилами иудейского мировоззрения, а так же его пропаганды через христианскую церковь. Но то, что у них были на это основания – очевидно. Они знали что-то, что нам категорически стёрли из памяти.

5. Отрицание церкви – как института религиозной власти. В понимании как язычников, так и Богомилов – между богом и человеком не может быть посредников (священников и института церкви). Бог/Род – есть Отец. Отца уважают и почитают, но говорят с ним напрямую. Жрец, друид, волхв, дед – это только учитель, наставник, но не посредник.

6. Богомилы не имели храмов и особых мест богослужения, как и язычники, для которых весь окружающий мир (созданный Богом) и есть сам Бог воплоти. Богомилы, отрицая материальное (что от Лукавого), продолжали традиции предков молиться там, где есть божий дух. А дух, по определению, вездесущ. Молитвенные рощи и капища не требовали возведения специальных помещений, достаточно было поставить на месте молитв истукана (столб) почитаемого божества и место считалось застолблено.

7. Крест как орудие казни, по мнению богомилов, нужно презирать и ненавидеть, а не чествовать. И этот посыл будет понятен, если знать, что символ креста использовался славяно-скифами («индо-европейцами») за тысячи лет до распятия Христа. Ибо крест – это символ солнца, жизни, радости, силы. Крест – это оберег от всего тёмного и злого. И тут церковь предлагает повесить на шею символ смерти и страданий. Нонсенс в понимании предков. Крест носился славяно-скифами всегда и в узорах одежды, и на оружии, и на детских игрушках, и в украшениях. В виде кулонов, брошей и т.д. Все найденные археологами раннесредневековые украшения в виде креста (за ооочень редким исключением) не имеют распятия, потому что принимая Христа (как божьего посланника), народ отказывался рассматривать крест как символ казни, смерти. Для них крест продолжал быть символом солнца, света, радости, — то есть прежних исконных воззрений, которые были категорически неприемлемы римской церковью, ибо тогда её власть оказывалась не совершенной и не тотальной.

Похожая публикация:  Пятикнижие

8. У Богомилов к религиозным обрядам допускались и мужчины и женщины. Женщины имели в славян-скифском мире равные возможности с мужчинами. Почитайте греко-римских историков. Они все признают, что и галлы-кельты (и германцы) с уважением относились к женщине. А про скифских амазонок и скифских цариц не знает только дошколёнок.

9. Убийство было не приемлемо для богомилов и катаров. Война и смертная казнь также осуждались ими. Катары верили, что человек будет многократно перевоплощаться до тех пор, пока не совершит самоотречение от материального мира.

Как видите, практически все основные постулаты богомильства/альбигойства/катарства, в той или иной степени, пересекаются с мировоззрением и миропониманием славяно-скифов. Славянский мир долгое время, и после принятия христианства, продолжал жить по понятиям и традициям предков. Церковь упорно с ними боролась, а что не смогла искоренить вобрала в себя, присвоив ценности «язычников» (блины перед Великим Постом, песни-колядки в Рождество, веточки вербы или березы в храме в церковные праздники, крест-оберег и многое другое).

Конец Богомилов

«Истинная церковь» не могла допускать дальнейшее распространение Богомильства. Это отдельная история, лишь упомяну что во Франции последователи этого течения были истреблены огнем и мечом в итоге Альбигойского крестового похода католиков. В ходе Альбигойских войн, в течении 20 лет, на юге Франции, со стороны катаров и католиков (и те и другие были местным население, Рутенами, придерживающимися всего на всего, разных религиозных взглядов) погибло около миллиона человек. Миллион человек одного рода и одной крови (о чём забывают упомянуть хисторики) уничтожил Ватикан всего за двадцать лет!

Где-то Богомилы дожили до XVII в.; многие были обращены в православие, но ещё больше в католицизм. Но и теперь в Боснии, говорят, есть христиане, не терпящие у себя ни францисканцев, ни попов, ни имама, а управляющиеся сами собой по старым традициям, переходящим от старейших к более молодым.

Богомильство

Использованный источник: https://www.tart-aria.info/albigojskij-krestovyj-pohod-prichjom-zdes-rusy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.