Истории известны случаи, когда завоеванный народ сумел сохранить свою собственную историю и культуру, будучи при этом окружен жизнью, довольно сильно отличающейся от той, что была у него ранее. Гораздо чаще победитель старается переписать историю проигравшей стороны, изменить или уничтожить ее язык и самобытность, и в большинстве случаев побежденный ассимилируется, сливается с навязанными обычаями и через 2-3 поколения уже ничем не отличается от своего “сюзерена”. Но с чамами вышло не так: они предпочли выбрать первый путь, и сохранить наследие предков.
Поход кхмеров на Тямпу. Рельеф из Ангкор-Вата
Сейчас их называют чамы, тямы или тьямы — народ, обитающий в Юго-Восточной Азии на территории нынешних Вьетнама и Камбоджи. Некоторые его представители уехали из региона во время Вьетнамской войны, и вполне успешно рассеялись по Франции, Австралии, США, Канаде и множеству других стран, но самая “объемная” часть приходится на Азию: во Вьетнаме живет более 130 тысяч чамов, и еще триста тысяч ушли оттуда в Камбоджу. Всего же на 2007 год народность насчитывала около полумиллиона человек: их было гораздо больше, но в период правления “красных кхмеров” камбоджийские чамы были почти полностью уничтожены за “государственное преступление” — они не знали кхмерский язык и исповедовали ислам.
Скульптура Шивы XII века в стиле Тхапмам
Происхождение чамов
Предки нынешних чамов в свое время основали настоящую цивилизацию, со своей письменностью и культурой, воплотившуюся в государстве Чампа (Тямпа). В числе прочих свидетельств заслуживают доверия скрупулезные записи китайцев: они рассказывают о чамах, как о мужественном, временами — воинственном, но, вместе с тем, не чурающемся прекрасного народе. Государство существовало довольно долго, почти тысячу лет, но его расцвет пришелся на X-XI века: существует неподтвержденное мнение, что арабский ученый и путешественник Ибн Баттута именно Чампу описал, как королевство Тавалиси:
После этого мы достигли земли Тавалиси, и это был их король, которого называют этим именем. Это огромная страна, и ее король является соперником короля Китая. У него много джонок, с которыми он ведет войну с китайцами, пока они не примирятся с ним на определенных условиях. Жители этой земли являются идолопоклонниками; они красивые мужчины и очень похожи на турок по фигуре. Их кожа обычно красноватого оттенка, они смелые и воинственные. Их женщины катаются верхом на лошади, они искусные лучники и сражаются точно так же, как мужчины.
Впрочем, мнения разнятся: современные исследователи полагают, что это была не Чампа, а Ява, но, как мне кажется, Ибн Баттуте виднее, где он побывал.
История чамов
Ввиду довольно насыщенного войнами прошлого, наследие Чампы досталось современному миру в весьма потрепанном состоянии, однако и того, что есть, хватает для оценки его значимости и уникальности. Почти две сотни рукописных текстов на религиозных памятниках содержат исторические и мифологические сюжеты на собственных наречиях чамов. Самой древней каменной “рукописью” Чампы считается стела близ города Нячанг (Вьетнам) — ее датировали II веком. И если о корнях чамской письменности историки вроде бы уже и не спорят (считается, что она появилась на южно-индийской основе), то происхождение самого народа до сих пор не имеет точной версии — то ли они пришли из Индонезии, то ли всегда тут жили.
Статуя из Индрапуры
К I веку чамы — вполне самодостаточный народ со своими традициями, но поначалу они испытывали колоссальное влияние со стороны индийцев, а потому основной религией был индуизм. Сейчас среди чамов мало последователей этой религии, но они все же есть, и даже получили отдельное название — “бани”.
Сейчас этот народ живет не сказать, что обособленно, — но тихо, однако было время, когда чамы передрались со всеми соседями, и, наверное, проще будет сказать, с кем они не успели повоевать в свои лучшие годы. Среди противников числились “родственники”, горные чамы (все мон-кхмерские народы, кроме самих кхмеров), впоследствии сменившие квалификацию и превратившиеся в крепкий тыл, и вьеты, и кхмеры, доставалось даже монголам. Но справедливости ради надо сказать, что и самим чамам тоже прилетало, причем ничуть не реже, чем всем остальным. Какой-то сказочный мазохизм — вместо того, чтобы прекратить тратить силы на набеги и организовать собственную оборону, чамы снова и снова получали по лбу, и в итоге к XV веку большая часть Чампы уже принадлежала вьетнамцам. Последний независимый рубеж, княжество Падуранга, существовал до начала XIX века.
Старейшие сохранившиеся тямские постройки — башни Посахины периода Линьи у города Фантхьет
Чампа была известна своими мореходами и пиратами: как и для многих австронезийских народов, мореплавание для чамов было одним из главных занятий, наряду с сельским хозяйством. Последнее, хоть мягкий климат и благоприятствовал высоким урожаям, было вынуждено ориентироваться только на внутреннее потребление из-за малого количества земель, пригодных для рисоводства. Однако Чампе покорялись не только моря и рисовые поля: до сих пор вьетнамская архитектура несет отпечаток этой культуры, а построенные чамами храмы и башни, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, до сих пор радуют местных жителей и туристов.
Храм Хоалай
Что касается искусства Чампы в целом, то его основной тематикой была религия, и почти все художественные произведения были созданы на заказ, по строгим канонам, без указания имени мастера. Сегодня практически ничего не известно о керамике чамов, изделиях из металла и дерева, искусстве настенной живописи и многом другом, совсем мало информации собрано по традиционной вышивке и ткачеству. За исключением нескольких объектов ЮНЕСКО скульптура и архитектура Чампы тоже не сохранились: тому виной “боевое” прошлое. Взять, к примеру, те же храмы: если бы они просто переходили из рук в руки, то это бы хоть как-то способствовало их “живучести”.
На деле же после захвата храмовые комплексы разрушались, перестраивались, а то и реконструировались по вкусу захватчиков. При этом надписи, оставленные первыми строителями, уничтожались. Особенно тяжко пришлось “культурному наследию” в период Индокитайской и Вьетнамской войн: очень многие памятники архитектуры дошли до наших дней лишь на фото и в изображениях/записях их современников. Сейчас дела обстоят не лучше, особенно во Вьетнаме: там забота о сохранности подобных объектов оставляет желать лучшего. Что-то крадут, что-то портят, что-то само разваливается — с такими темпами есть риск, что потомки увидят древние надписи Чампы лишь на фотографиях.
Современные чамы
Те чамы, кто предпочел родному поселку большой город, давно уже превратились в типичных жителей мегаполиса, и практически ничем не отличаются от вьетнамцев ни внешне, ни в привычках — ничто не выдает в них потомков Чампы, и если не скажут сами, то и не догадаешься. Другое дело — оставшиеся в поселках, выстроенных по старой традиции, вдоль реки. Обычно количество домов в такой деревушке не превышает три сотни: каждое строение возводят на сваях, и укрывают соломенной или черепичной четырехскатной крышей. Не менее традиционны, чем линейная планировка, дощатая обшивка стен и круглые окна.
Жилище состоит из 4-5 комнат, половина (а то и большая часть) которых принадлежит женской части семьи, но здесь стоит отметить, что кухня и хозяйственные постройки в общую планировку не включены, и располагаются отдельно. Убранство включает в себя стол, топчан, рукодельные принадлежности (веретено и ткацкий станок), посуду, снасти для рыбалки и охоты. Если семья зажиточная, то добавляется европейская мебель или предметы быта, но это довольно редко.
Что касается животноводства, то КРС — редкость: буйволы используются только для земледелия, а в остальном предпочтение отдано козам, уткам и курам. Одно из призваний чамов — торговля, наряду с изготовлением шелковых и хлопчатобумажных тканей, интересной и самобытной керамики. Все это высоко ценится за рубежом за уникальность и качество. Не забывают и о “водном” промысле, но сейчас джонки используются только на реках: чамы давно не выходят в море, и предпочитают речное рыболовство. Рыбу могут закоптить прямо на солнце, и тоже продать — туристы с удовольствием покупают такое экзотическое для многих блюдо. Честно — я бы не рискнула.
Популярные во Вьетнаме традиционные танцы чамов
По внешнему виду чамов иногда можно спутать с вьетнамцами, потому что стиль в одежде они с удовольствием перенимают друг у друга (как и привычки в еде — рис, рыба, овощи и мясо у тех и других): первые “рекламируют” вьетские фасоны, а вторые разгуливают в саронгах, распространенных по Юго-Восточной Азии и Океании.
Саронг представляет собой полосу хлопчатобумажной ткани, которую принято оборачивать вокруг пояса (у мужчин) или до середины груди (у женщин). Ткань прикрывает всю нижнюю часть тела, до щиколоток, и смахивает на длинную юбку. В Европе аналогом саронга (правда, более коротким и исключительно мужским) можно назвать килт. Чамы поверх саронга надевают узкий халат с рукавами, а женщины добавляют еще тюрбан, прикрывая распущенные волосы — мужчины предпочитают стягивать шевелюру в тугой пучок на затылке.
Гармоничная разница
Чамов принято делить на западных и восточных, хотя сами они, в сложной ситуации, моментально забывают о каких-либо различиях между ними и всегда готовы прийти на выручку соплеменнику. А различия, между тем, для иностранца — принципиальные.
Так, среди религий, исповедуемых чамами, числятся ислам, брахманизм, индуизм, буддизм, и кое-где — анимизм. На востоке властвует патриархат и встречается многоженство, а вот на западе во главе семьи стоит женщина — родство считается по матери, и наследство переходит к дочери, а не к сыну. Последнее слово всегда за старшей, обычно это бабушка, однако в остальном все, “как у людей” — мужчина-добытчик и женщина-домохозяйка.
Чамы Востока и Запада не считают, что они чем-то отличаются друг от друга, хотя даже диалекты языка у них разные. Отнюдь: и мусульмане, и индуисты уверены, что они являются просто двумя сторонами одной медали, то бишь дуалистической космологической системы — мужской, представленной индуизмом, и женской (мусульманской). Что-то подсказывает мне, что, будь они столь же сплоченными в период войн, нам бы осталось гораздо больше памятников Чампы. Но, с другой точки зрения, не всегда истинная причина междоусобиц заключается в разнице убеждений — чаще она кроется в интересах третьей стороны.
Источник http://slavyanskaya-kultura.ru