Германизация балтийских славян

В средней Европе совершается уже больше чем тысячу лет важный и интересный процесс: в ней происходить борьба двух великих племен apийских: немецкого и славянского. Борьба упорная, составляющая так сказать жизненный вопрос того и другого племени. Завязалась она в незапамятный времена, еще с самого начала истории обоих племен, и продолжается до сих пор. И получается так, что племя немецкое подвигается все больше и больше на восток в ущерб племени славянскому. Славяне, сталкиваясь и сражаясь с Немцами, в борьба погибают или поглощаются победоносным элементом немецким.

Еще семь с лишним столетий тому назад все земли на правом берегу Лабы—теперь корень могучей германской империи— были населены почти исключительно племенами славянскими, а немецкий элемент был тут лишь редким исключением. Во второй половине ХII века падает независимость полабских и балтийских Славян окончательно: на развалинах славянских возникают новые государственные тела, либо чисто немецкие либо онемеченный славянские. Славянский элемент мало помалу уступаете перед наступающим элементом немецким, и наконец исчезаете совсем.

Проследим вкратце этот постепенный процесс германизации у балтийских Славян.

Балтийскими же Славянами называет Бодричей, Велетов или Лютичей, и Поморян, т. е. тех Славяне, которые жили в землях прибалтийских, полабских и поодрянских, начиная с Травны, Былины, Ильменавы и Оры далеко на восток за Персанту, на юг же за Гаволу и до Варны и Нотеци.

Вся ИСТОРИЯ балтийских Славян — одна «только трагедия. Едва они заняли свои земли, завязывается упорная борьба между ними и их западными соседями, вековыми врагами Славян — Герман­цами, Немцами и Скандинавами. К племенной вражда присоеди­няется вражда религиозная. Славяне упорно держатся веры своих отцов, и не соглашаются никоим образом заменить ее новой верой, христианством.

Похожая публикация:  История славян. Подборка письменных источников

Это понятно. Кто же является апо­столами Христова учета?

Немецкие епископы и священники, окру­женные полками ратников, в одной pyке держать крест, а в другой меч; они заставляют Славян отказываться от Святовита, чтоб преклониться перед святым Витом и платить подать епископам — бископовницу; вооруженные помощники тех апостолов лишают Славян свободы, налагают на них другую подать, герцогу—войводницу. Не мудрено, что Славяне всеми си­лами стараются прогнать этих непрошенных гостей, которые однако не перестают навязываться. «Немцы добиваются славы и обширнаго господства, Славяне же сражаются за свободу и для избежания крайняго рабства“—так характеризуем эту борьбу уже в X веке один немецкий же монах.

Но Славяне не отстояли своей свободы и самостоятельности, и подпали под власть жаждущих славы и господства Немцев.

Посмотрите на оба воюющие лагеря

Немцы выступают против своих врагов под предводительством своих императоров-королей, окруженных герцогами, маркграфами, епископами. С другой стороны наезжают на балтийских Славян хищные короли датские. Обоими германскими племенами руководить одна сосредоточенная власть, их короли направляют силы подвластных своих народов, своих государств, на одну цель, порабощение Славян-язычников. Что же делает другая сторона, Славяне? У них не прекращаются внутренняя распри, драки, междуусобицы, нигде не возникает сильное государство, которое было бы в состоянии поднять борьбу с сосредоточенными Немцами и Датчанами.

Вместо того видим, как то иди другое темя славян­ское одно с своими силами нападает на Немцев; если и соеди­няется нисколько племен в одно целое, и действуют, сообща, то это не длится долго, и как скоро виновник такого союза, сильный князь, сходить со сцены, возобновляется старая славян­ская разрозненность. Мало того. По славянскому обычаю, племена балтийских Славян ненавидят друг друга до такой степени, что они не только живут в безпрерывных драках, но даже помогают немецким наместникам друг против друга. Если христианские Поляки и Чехи, во имя христианства забыв чувство одноплеменности, идут на помощь Немцам против Бодричей и Лютичей, то это еще понятно; ведь в средние века суть всей духовной жизни была религия, поглощая все остальные чувства и стремления человечества.

Похожая публикация:  История Руси. М.Задорнов

князь БолеславНо что же сказать, если видим, как языческие Бодричи из слепой ненависти к Лютичам спешат Немцам на помощь против этих своих ближайших соседей, единоверцев и соплеменников? Что же сказать, если даже пле­мена Лютичей неистово воюют друг с другом и наконец призывают на помощь Немцев? Польский князь Болеслав выдумывает великолепный план соединить верх западных Славян в одно государство, начинает с успехом борьбу с римско-немецкой империей, громить Немцев на повал. Можно бы было ожидать, что все западные Славяне с восторгом сгруппируются около сильного своего князя соплеменника, что они все под его победоносными знаменами пойдут на векового своего врага.

Но — увы, на деле выходить иначе. Чехи предпочитая общим интересам славянским свою династия Премысловичей, с помощью Немцев прогоняют Болеслава из Праги; Лютичи сами подстрекают немецкого короля Генриха против Болеслава, и охотно примыкают к немецкому войску, и их бог Сварожич идет дружелюбно рука об руку с патроном Саксов, св. Маврикеем, так что этот неестественный союз возмущает даже одного немецкого миссионера.

При таком положении дел, при таком ослеплении западных Славян нельзя удивляться, что они наконец падают в нерав­ной  борьбе. На их могилах водружают Немцы победители крест и вместе с ним и свое знамя — знамя немецкой на­родности.

Из книги Иосифа Первольфа, С.Петербург, 1876 год. Думаю, еще продолжим с этой книжкой ….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.