В средней Европе совершается уже больше чем тысячу лет важный и интересный процесс: в ней происходить борьба двух великих племен apийских: немецкого и славянского. Борьба упорная, составляющая так сказать жизненный вопрос того и другого племени. Завязалась она в незапамятный времена, еще с самого начала истории обоих племен, и продолжается до сих пор. И получается так, что племя немецкое подвигается все больше и больше на восток в ущерб племени славянскому. Славяне, сталкиваясь и сражаясь с Немцами, в борьба погибают или поглощаются победоносным элементом немецким.
Еще семь с лишним столетий тому назад все земли на правом берегу Лабы—теперь корень могучей германской империи— были населены почти исключительно племенами славянскими, а немецкий элемент был тут лишь редким исключением. Во второй половине ХII века падает независимость полабских и балтийских Славян окончательно: на развалинах славянских возникают новые государственные тела, либо чисто немецкие либо онемеченный славянские. Славянский элемент мало помалу уступаете перед наступающим элементом немецким, и наконец исчезаете совсем.
Проследим вкратце этот постепенный процесс германизации у балтийских Славян.
Балтийскими же Славянами называет Бодричей, Велетов или Лютичей, и Поморян, т. е. тех Славяне, которые жили в землях прибалтийских, полабских и поодрянских, начиная с Травны, Былины, Ильменавы и Оры далеко на восток за Персанту, на юг же за Гаволу и до Варны и Нотеци.
Вся ИСТОРИЯ балтийских Славян — одна «только трагедия. Едва они заняли свои земли, завязывается упорная борьба между ними и их западными соседями, вековыми врагами Славян — Германцами, Немцами и Скандинавами. К племенной вражда присоединяется вражда религиозная. Славяне упорно держатся веры своих отцов, и не соглашаются никоим образом заменить ее новой верой, христианством.
Это понятно. Кто же является апостолами Христова учета?
Немецкие епископы и священники, окруженные полками ратников, в одной pyке держать крест, а в другой меч; они заставляют Славян отказываться от Святовита, чтоб преклониться перед святым Витом и платить подать епископам — бископовницу; вооруженные помощники тех апостолов лишают Славян свободы, налагают на них другую подать, герцогу—войводницу. Не мудрено, что Славяне всеми силами стараются прогнать этих непрошенных гостей, которые однако не перестают навязываться. «Немцы добиваются славы и обширнаго господства, Славяне же сражаются за свободу и для избежания крайняго рабства“—так характеризуем эту борьбу уже в X веке один немецкий же монах.
Но Славяне не отстояли своей свободы и самостоятельности, и подпали под власть жаждущих славы и господства Немцев.
Посмотрите на оба воюющие лагеря
Немцы выступают против своих врагов под предводительством своих императоров-королей, окруженных герцогами, маркграфами, епископами. С другой стороны наезжают на балтийских Славян хищные короли датские. Обоими германскими племенами руководить одна сосредоточенная власть, их короли направляют силы подвластных своих народов, своих государств, на одну цель, порабощение Славян-язычников. Что же делает другая сторона, Славяне? У них не прекращаются внутренняя распри, драки, междуусобицы, нигде не возникает сильное государство, которое было бы в состоянии поднять борьбу с сосредоточенными Немцами и Датчанами.
Вместо того видим, как то иди другое темя славянское одно с своими силами нападает на Немцев; если и соединяется нисколько племен в одно целое, и действуют, сообща, то это не длится долго, и как скоро виновник такого союза, сильный князь, сходить со сцены, возобновляется старая славянская разрозненность. Мало того. По славянскому обычаю, племена балтийских Славян ненавидят друг друга до такой степени, что они не только живут в безпрерывных драках, но даже помогают немецким наместникам друг против друга. Если христианские Поляки и Чехи, во имя христианства забыв чувство одноплеменности, идут на помощь Немцам против Бодричей и Лютичей, то это еще понятно; ведь в средние века суть всей духовной жизни была религия, поглощая все остальные чувства и стремления человечества.
Но что же сказать, если видим, как языческие Бодричи из слепой ненависти к Лютичам спешат Немцам на помощь против этих своих ближайших соседей, единоверцев и соплеменников? Что же сказать, если даже племена Лютичей неистово воюют друг с другом и наконец призывают на помощь Немцев? Польский князь Болеслав выдумывает великолепный план соединить верх западных Славян в одно государство, начинает с успехом борьбу с римско-немецкой империей, громить Немцев на повал. Можно бы было ожидать, что все западные Славяне с восторгом сгруппируются около сильного своего князя соплеменника, что они все под его победоносными знаменами пойдут на векового своего врага.
Но — увы, на деле выходить иначе. Чехи предпочитая общим интересам славянским свою династия Премысловичей, с помощью Немцев прогоняют Болеслава из Праги; Лютичи сами подстрекают немецкого короля Генриха против Болеслава, и охотно примыкают к немецкому войску, и их бог Сварожич идет дружелюбно рука об руку с патроном Саксов, св. Маврикеем, так что этот неестественный союз возмущает даже одного немецкого миссионера.
При таком положении дел, при таком ослеплении западных Славян нельзя удивляться, что они наконец падают в неравной борьбе. На их могилах водружают Немцы победители крест и вместе с ним и свое знамя — знамя немецкой народности.
Из книги Иосифа Первольфа, С.Петербург, 1876 год. Думаю, еще продолжим с этой книжкой ….