Радонеж — в настоящее время село в Сергиево-Посадском районе Московской области, чуть более 50-ти км от Москвы. Население — человек 20. Немного. Но заметьте, всем нам знакомо название Радонеж. Знакомо по имени Сергия Радонежского.
Расположен Радонеж на мысу, на берегу реки Пажи. Здесь обнаружено древнее городище (начало н. э.). Название видимо связано со славянским «Радонег», что говорит о его древности. Радонеж был расположен на Переяславской дороге, по пути через Москву в Ростов.
Археологические исследования последних лет и изучение устной традиции позволили проследить облик древнего Радонежа. Обнаруженные памятники свидетельствуют о наличии храмов, селений, дорог.
Историки относят основание города Радонеж к 1337 г. То был период «тишины», начавшийся в княжение Ивана Калиты. Данный период характеризовался активным хозяйственным развитием и сложением феодального землевладения.
Актовые известия XV-XVI вв. по району Радонежа немногочисленны, поэтому особую ценность приобретают материалы писцовых книг В.И. Голенина 1503/1516. «выпись межевая» и «роспись сошных окладов» из книг кн. Р.Д. Дашкова и Ф.Г. Адашева 1542/1543 г.17 -документы, составленные в период расцвета города.
Древнейшим путем, по которому шло заселение всего Радонежского края, была река Воря, впадающая в реку Клязьму. В I тыс. н.э. в среднем течении Вори существовал укрепленный родовой поселок финно-язычного населения. В конце XI-XII в. на средней Воре сложилась группа селений славян-Кривичей, известная в археологической литературе благодаря хорошо сохранившимся памятникам курганного быта. Большая часть этих поселении погибла в середине XIII в. и никогда не возобновлялась впоследствии.
Радонеж перестал существовать как город после его разорения в Смутное время, около 1608-1609 гг. В 1616 г. село, получившее название «Городок Радонеж» {с начала XVIII в. — село Городок), перешло во владение Троице-Сергиевой лавры и оставалось за ней до секуляризации монастырских земель в 1764 г. Ни в этот период, ни позднее здесь не возникло крупных архитектурных ансамблей, связанных с почитанием Сергия Радонежского.
Благодаря имени Сергия Радонежского город Радонеж неизменно связан своей историей с Троицким монастырем, который играл и играет значительную роль в российском самосознания.
Сергий Радонежский был волхвом
Но весь интересна информация о записи, сделанной 3.Я. Ходаковским: «Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, — писал он, — узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя. Напоследок один из них говорит: …есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка. Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала также про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием — оно близко раздолья или лощины, которою отделено от урочища, называемого «Могильцы».
Судя по этому описанию, Белые Боги находились к югу от Троицкой дороги, за которой начинались поля села Воздвиженского.Фото этого места найти не удалось, хотя в Интернете есть его описания. Описывается оно как сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту.
Есть и придания, связывающие имя Сергия Радонежского и Белых Богов. Одно из них говорит о том, что преподобный посадил здесь когда-то дерево. Другое утверждает, что именно здесь Сергий планировал заложить монастырь. Почему не заложил — не известно. Известно лишь, что смотрел Сергий на устои церкви и православных монастырей нестандартно.
При этом он нашел путь не стать врагом Церкви, а наоборот, — слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Но игумен Сергий уже давно ввёл в монастыре общинно-жительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший Сергия Радонежского митрополит Алексей перед смертью уговаривал его стать преемником, но Сергий решительно отказался.
Иисус для Сергия ничего общего не имел с церковными догматами, он в его учении выглядел живым с высоким творческим потенциалом и созидательной силой космического разума человеком. Сергий Радонежский как бы расширил представление о христианстве, показав учение Христа воистину многогранным. И делал это не навязчиво, и в то же время очень убедительно.
По сути, этот православный подвижник сумел древнее ведическое мировоззрение, такое близкое русскому народу, облечь в более приемлемую и понятную форму для всех вероисповеданий, чтобы донести и передать потомкам великое русское духовное наследие.
Преподобный Сергий Радонежский вместе с Великим князем Иваном II и митрополитом Московским Алексием затеяли и реализовали величайшее в истории идеологическое строительство, которое сейчас историки часто называют православием Севера, потому что оно родилась в северных монастырях. Его основой явилась закамуфлированная под византийское православие вера наших далеких предков. Эта общность людей по вере, по этическим и моральным нормам и называется славяне. Люди, которую исповедовали эту Веру, никому не поклонялись, даже богам, так как поклонение есть унижение, рабство, а только славили своих богов.
Источники:
- http://www.domarchive.ru/ancient_drawings/1289
- http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/sergij_radonezhskij_byl_volhvom._dva_vzglyada_na_podvizhnika_zemli_russkoj
И все же, почему именно Радонеж стал одним из культовых центров наших пращуров? Может не простые это места, а особые, обладающие странной, никому непонятной силой? Ведь древние поселения, а тем более святилища, не возникали, где попало, а требовали определенных условий для их основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек, определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика — подтверждают эти особенности.
И Радонежье отвечает всем этим условиям.
С молодых лет отрок Варфоломей стал Сергием. Молодой человек лишился родительского попечения, когда ему едва минуло 20 лет? Как-то все это не вяжется с реалиями жизни. И не свяжется, если мы забудем неведомых странников в родительском доме Сергия, если не примем во внимание особость места, куда в затвор ушел молодой ещё человек.
Возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковец, находилось в 12 верстах от отчего дома в Радонеже, возле речки Кончуры.
В житии преподобного Сергия Радонежского четко сказано, что для уединения нашел он себе место особое. «Глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, и инии огнь, а инии благоухание слышаху». (Источник: 2 Соф. лет. в Полн. Собр. Русск. Летописей, т. VI, с. 120 [55]). Не сообщают летописи, что это место наследовано от иных христианских подвижников, но прежде, т.е. издревле тут «и свет, и огонь, и благоухание». Вот и основания считать выбранное Сергием место для затвора древним заповедником волхвов. Свет и огонь это священный огонь, поддерживаемый в святилище. Именно сюда, а не на пустую поляну в лесу прибыл юноша, ещё неискушенный в государственных и церковных делах. Тут он и получил свои великие знания для великих подвигов во славу родной земли.
Множество событий в его жизни совершается от ведических знаний. Отдавая себе отчет, какой верой эти «чудеса» совершались, Сергий не разрушает современную ему религию, а собравшимся вокруг него подвижникам запрещает говорить о таких чудесах.
Помня о посвящении, полученном в детстве, он постоянно твердил о Хранителях Благих, призывал их в свидетели и знал, что нет тайны от Мира Высшего, Мира Огненного, и, прежде всего, учил признательности Высшему Миру. Не из славянских ли это Вед?