Термин «История» плотно обернут мифами. По утверждению лингвистов это слово пришло в русский язык из древнегреческого. А каким путем оно пришло к грекам? Греки ведь родились не с началом Мира. Событию всегда предшествуют следы. Поищем те следы.
Жителям Москвы и Подмосковья, если не всем, то уж точно многим известна река Истра и Истринское водохранилище. Так вот этот гидроним самым нахальным образом оспаривает греческое отцовство на рождение слова ИСТОРИЯ. Гидроним Истр таинственным образом притягивается к слову История. Загадка?
Мысли приведенные далее легко проверить, а вот оспорить сложнее. Перед вами не ура-патриотизм, а результат серьезной работы.
Начнем с погружения в мир словарей волшебный и неожиданный.
Обратим внимание на ударения.
Поначалу сбивает с толку, что в слове ИСТОРИЯ ударение идет на слог ТО, хотя как, оказывается, должно бы идти на первое И. Но современная русская фонетика не позволяет произносить данное слово, как это делали предки. Представление о старинном ударении дают латинские слова.
Язык латинов замер, и тем сохранил стародавние слова, когда-то к нему пришедшие. А вот живые языки естественно меняются. Тут и возникает соблазн читать старинные слова современным языком. Яркий тому пример распространенная мысль, будто слово История это «Из_Торы».
Модные писатели спокойно скрещивают древние слова из разных языков, со словами, пригревшимися в современном русском.
На самом деле в слове ИСТОРИЯ не обнаруживается никакой ТОРЫ, и не потому, что якобы предубеждение к иной культуре, а потому, что у русского письменного есть свои твердые правила и свои родники, как впрочем, и у иных языков тоже. А потому слова разных культур должны осмысливаться конкретной культурой и её историческим временем.
Некоторые «толкователи» возможно и не догадываются, что слово ТОРА (доктрина, учение) имеет родное ударение на второй слог, как это показывает переводчик с иврита, תּוֹרָה — Торá.
Кто образностью мышления не обделен, тот разницу заметит, и не только в ударении. В Словаре Древне-Русского языка И.И. Срезневского и берестяных грамотах есть слово ИСТОРЪ – убыток, издержка. Попробуйте этот смысл связать со смыслом слова ТОРА. Ничего не выйдет. Дешевыми трюками родной язык не проведешь.
Современным языком читать старинные тексты опрометчиво. Туман и тайны потянутся бесконечно. Но стоит заглянуть в словари, как обнаруживаются сюрпризы и даже «открытия».
Говорят словари
Данные из ряда словарей древнерусского и старославянского языков (И.Срезневского, Г.Дьяченко, Р.М.Цейтлина и Ф.Миклошича), а так же информация современных этимологических словарей позволяет определить ключевые события в истории слова ИСТОРИЯ. Их несколько.
1. Макс Фасмер пишет: «ИСТОРИЯ — Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. historia от греч. ἱστορία…».
Имеем цепочку преобразований: (греч) ΙΣΤΟΡΙΑ -> лат. History, Historia -> нем. (13 в.) Historie -> совр. История.
Все, вроде, понятно, но откуда берется первая Н в латинском и немецком вариантах?
Современная форма русского слова напоминает греческую. И тут первая ловушка. Принято считать, что премудрости шли на Русь от греков непосредственно или через иные цивилизованные народы. А если предположить обратное? С точки зрения логики это не крамола. Крамолой мысль объявляет идеология.
2. Обращаемся к переводчику хотя бы от Google: история -> η ιστορία, где η = H.
Слово на латыни превращается в HISTORIA без пробелов, как и положено в древнем письме.
Вот и нашли, откуда берется первый слог НI в латинском варианте слова. Слог порождение пробела, точнее его отсутствия. Как результат — в начале слова появилась дополнительная буква η=H, что и создает начальный слог НI.
Рассмотрим эту лишнюю букву.
3. В греческом и древнерусском языках буквы Н и I означали звук «и» различной длины. Греческая буква Н соответствует русской И, а так же древнерусской Н. Буква I во всех языках одинакова, а в современном русском ей соответствует Й («и» краткая).
Это следует из дошедших до нас записей на церах и новгородских берестяных грамотах.
Для справки.
Наиболее ранняя из известных цер датируется VII-м веком до н.э., найдена в Этрурии. Новгородская берёста – 11-м веком. Известны и новгородские церы. На этих источниках имеются записи азбук своего времени. Достоверность записей на церах и бересте неоспорима.
4. При заимствовании слов в латинский язык из греческого буква Н была перенесена с изменением фонетики. Она перестала обозначать звук «И» и стала обозначать звук «Х» или фрикативный «Г», что в XVIII веке привело к появлению в русском языке таких слов как, например, ГИШПАНИЯ (Испания) и ГИСТОРИЯ (история). Но это уже вторичное заимствование, которое как ошибочное со временем ушло из обихода! И не только потому, что русскому языку не свойственны слоги ГИ и ГЕ (см. статистику по словарю Срезневского, http://navyserge.livejournal.com/42032.html), но и потому, что в латинский язык данные слова были привнесены из греческого, с изменением произношения. Свои причуды есть и у латыни.
5. Наличие двух букв «и» в начале слова не могло не притягивать на себя ударение, что и наблюдаем в словах типа ИСТО (точно, верно) — ИСТИНА, ИСТОВЫЙ и т.д.
5.1. В русском языке ударение на приставки не приходится, т.к. приставки это морфемы уточняющие, а не основные. По этой причине в слове ИСТО предполагаемой приставки ИС->ИЗ не обнаруживается.
5.2. В английском языке для слова «ИСТОРИЯ» есть два слова: HISTORY и просто STORY. Во втором слове буква S сохраняется без начального HI, чем разрывает гипотетическую приставку ИС->ИЗ. (О смысле этих английских слов чуть ниже.)
Два названных слова являются самостоятельными терминами. Получается, что первый термин «из Торы», а второй значит, нет?
В рассмотренных случаях (5.1 и 5.2) в слове ИСТОРИЯ и в русском и в английском вариантах приставки отсутствуют.
5.3. Рассмотрим русские слова, в каких можно предположить наличие приставки «ИЗ», т.е. слова в каких ударение приходится не на первый слог: ИСТЕЦ (изъ+тець), ИСТОКЪ (изъ+токъ – источник, из течения), ИСТИХА (изъ+тиха — потихоньку, тайно, словарь Дьяченко), ИСТО (изъ+то — почка, яйцо), ИСТОРА, ИСТОРЪ (изъ+тора, изъ+торъ — убыток, расход — слово ТРАТА=ТЪРАТА отсюда же).
Примечательно, что русское слово без приставки, может осмысливаться самостоятельно, и для этого ему не обязательно происходить от иностранных слов.
5.4. Слово ИСТОРИЯ имеет ударение на втором слоге исключительно по фонетическим причинам, для заимствованных слов это вполне естественно. Но заимствование двойное сначала из русского ИСТО (точно, верно) в греческий, затем слово пошло гулять по свету уже как История. Вот и вся загадка.
«Похороны» и перерождения богов
Подтверждает ситуацию с «η ιστορία» и слово «хроника». Западная Европа писала хроники, на Руси — летописи. Интересно значение слов и их очевидные приоритеты. Летопись – это запись событий, случившихся в разные лета. Мы до сих пор говорим: «Сколько тебе лет?». Лѣто – время, а хронос – греч. калька с русского.
Слово ХРОНИКА от семейства русских слов: хрон, схрон. Смысл слов — хранить.
Неискушенного исследователя здесь подстерегает ловушка. В русском языке есть похожее слово, но с иным смыслом — хоронить, скрывать. Слова ХОРОНИТИ и ХЪРАНИТИ — суть не одно и тоже.
А как на латыни и у греков? Тонкости языка донора принимающий язык не заметил, что и стало основой легенды о борьбе Хроноса-Кроноса с Зевсом.
Хроника, по-гречески χρονικό, а на латыни chronicle. Потому и возник из латинского вариант Кронос.
Снова похожая ситуация, исходное слово ХРОН заимствовано у наших предков, и получает изменения после заимствования. Обычная практика при заимствовании.
Возникшие изменения передаются через латынь в старонемецкий и возвращается на Русь с греческим паспортом.
Сравните имя Хроноса, который на кириллице ХЪРОНОС с именем славянского бога Хорса – ХЪРСЪ=ХЪРОСЪ. Запись имен различается незначительно.
Выполним разбор для Хорса.
ХЪРОСЪ это «перерождение» (ХЪ) + энергия (РО) + совокупность (СЪ). Это Солнце, которое «встает» и «садится» (перерождается), а между этими явлениями представляет собой чистую энергию, т.е. светит. Кстати от чистоты солнечного света в русском и понятие «святой» — свет.
Очередь за Хроносом.
ХЪРОНОСЪ так же обозначает некое совокупное явление, но уже не просто «цикличного проявления энергии», а явления результата (НО) этого «цикличного проявления энергии».
Другими словами, по совокупности (СЪ) «циклов» (ХЪ) Солнца (РО), которые уже произошли (НО), мы и измеряем время в днях или годах. Так из имени бога Хроноса возник смысл ХРОНИКИ, а самого бога Χρόνος связали со временем χρόνος. В последствии механический измеритель времени логично назвали хронометром.
В тоже время славянский Хорс перерождался бесконечно. Цикл никаким результатом не прерывался, а потому для измерения времени на Руси использовалось другое слово – Лето.
Перенимая русские слова, греки, конечно, не принимали русскую сакральность, заключенную в заимствованных словах.
В борьбе за власть Хронос был похоронен победившим его Зевсом в Тартаре на вечные времена. Повеяло греческой мифологией с претензией на авторство слова.
От Хроноса возникает другой созвучный персонаж Харон — перевозчик душ через реку забвения Стикс в мир мертвых. Перевез и тоже с конечным результатом.
Иное дело Хорс. Это славянский бог Солнца, его мифология содержит отзвуки реинкарнации и русский приоритет в порождении Хроноса.
По одной из легенд Зевс по совету Нюкты (греческая богиня ночи) напоил Хроноса мёдом, тот заснул, и его оскопили (кастрировали). А кто у нас хмельной мёд производил? Боги алкоголиков у римлян и греков использовали не мёд, а виноградное вино. А где меды сбраживали, и у кого Римская империя этот продукт закупала?
Этимология имени Кронос академической науке неизвестна. В тоже время справочники сообщают, что «неизвестно, греческого ли происхождения это имя». «Бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается на периферии религиозных культов и верований».
А если подойти к слову с серьезными намерениями, то его русскость станет очевидной.
Оказывается, Хорс переехав за границу, несколько подправил фонетику своего имени и стал Кроносом. Такое и сегодня сплошь и рядом.
Вот оно! Цикличность дает основу для пророчества о возрождении Хорса-Хроноса после «захоронения» в Тартар. Много позднее уже в христианстве из этой идеи рождается пророчество: Когда Сатана освободится от оков и выйдет на поверхность земли, наступит конец мира.
Вот и связались смыслы «хранение» и «время». А заодно стал понятен миф о Титаномахии, где Зевс победил Кроноса. В мифах Зевс победил не просто своего отца, перед нами победа над русским божеством Хорсом, являющимся для греческого Зевса отцом. Национальное происхождение «греческого» бога, который, став Хроносом, не отказался от родного напитка – хмельного мёда, говорит сама за себя. Этот миф списан с конкретной натуры.
Оцените возраст славянского Хорса, сражавшегося со своим сыном Зевсом!
Так откуда происходит слово и имя Хронос? Ну, смелее ребята, ведь всё как на ладони.
Для колеблющихся и сомневающихся, что Хорс это русское божество приведу пару очевидностей.
В известном и долго оспариваемом историками отрывке из «Слово о полку Игореве» речь идет о Хръсови.
Первые издатели оставили «Хръсови» без перевода, некоторые даже считали это ошибкой переписчиков, наиболее «продвинутые» читали слово как «Днепрови». В 1840 г. анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П.И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может значить только Солнце.
«Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани».
О Хорсе не только читали, его идола видели на русской земле.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола Корса близ Пскова так:
«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».
Немого отвлечемся.
Обращаем внимание на факт, что в источниках речь об идолах, но уже с крестом и попирающих змея. Какие никакие, но идолы. А какой это век!!! «Слово…» написано во второй половине 13-го века, Вундерер путешествовал по Руси в конце 16-го века. Ого! Значит изыски типа «Русь крещена в 10-м веке в Киеве» мягко говоря, некорректны? Верно. Также как неуместны в русской истории и бодрые рефератные изыски типа борьба Владимира с пережитками.
Нам пора подводить итоги.
— в слове ИСТОРИЯ нет, и никогда не было приставки «ИЗ», как это заявляет Левашов и его сторонники, связывая ИстОрию с ТорОй. С подобной трактовкой русский язык не согласен в корне;
— слово ИСТОРИЯ является производным от старославянского слова ИСТО (точно, верно), которое записывалось как НIСЬТО и не имеет ничего общего с древнерусским словом ИСТО=IЗЪТО — почка, яйцо, и другими производными типа ИСТОРА — расход, убыток.
Наше древнее слово подразумевает изложение Истории как точное (ИСТО).
— в основе греческой мифологии, созданной в процессе греческого этногенеза, использованы древнерусские слова, и даже культ русского бога Хорса.
Славянский бог Солнца Хорс посвятил нас во многие тайны родного прошлого, осветив их своими лучами.
Автор пожелал назваться yar46
История буквально означает: из Торы.
То есть это чужая история , не славянская.
Русская же история берется из Весты- известия