В январе 1928 года совершил свой первый полёт самолёт У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова. Этот самолёт, ставший одним из самых массовых самолётов в мире, как и более позднюю модель советского биплана АН-2, в народе прозвали «кукурузником». Эта статья посвящена этой уникальной машине…
«Кукурузник» — уникальнейший советский самолет. Если говорить о его возможностях, достоинствах и достижениях, по сравнению со всеми другими самолетами того и даже нынешнего времени, то Ан-2 — это Apple или Tesla в мире авиации. И не важно, что этот самолет всегда ругали за его внешний вид. То, на что он способен, просто поразительно. Вот уж действительно, гордость берет за советских авиаконструкторов.
В СССР Ан-2 давным-давно сняли с производства, еще в 1971 году. Но один тот факт, что в Польше продолжали производить вплоть до 2002 года, а в Китае делают до сих пор, заставляет повнимательнее взглянуть на невероятно устаревший по всем понятиям «Кукурузник» и попытаться понять: а для чего его до сих пор делают и что в нем такого особенного?
Задайте любому опытному летчику вопрос, что он скажет об Ан-2, и он вам ответит следующее: «Это самолет, который, чтобы разбить, нужно невероятно постараться».
Откуда произошло название Кукурузник
Самолёт У-2 в СССР использовали для первоначального обучения пилотов. Он открыл дорогу в небо тысячам советских летчиков. Своё народное название «кукурузник» получил в уже в 1950-е годы, когда основное его использование свелось к использованию на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.
То, за что самолет ругали с самого начала, как выяснилось в процессе его эксплуатации, оказалось главными достоинствами Ан-2. Все говорили, что создание неказистого биплана в то время, когда авиастроение массово переходит на более быстрые и маневренные монопланы — это возврат к началу XX века. Вот только благодаря именно формату биплана, Кукурузник можно эксплуатировать в тех местах и в таких условиях, где не один другой самолет не способен ничего противопоставить.
Ему не нужна твердая взлетно-посадочная полоса и он может совершенно спокойно взлетать даже с колхозного поля, обычной большой поляны и даже заснеженного поля. Мало того, АН-2 для разбега нужно всего 30 метров и он может совершенно спокойно и безопасно летать на высоте всего 5 метров над землей. И все благодаря как раз тому, что этот самолет — биплан.
Дело в том, что два параллельных крыла могут обеспечить самолету большую подъемную силу, чем одно. Фактически, в два раза большую. Остается только поставить на самолет мощный мотор и биплан легко взлетает с максимально коротких, совершенно неприспособленных к тому площадок: главное начать его разгонять и самолет почти со старта начинает отрывать от земли…
Кстати, эта же подъемная сила сдвоенных крыльев обеспечивает самолету фантастическую управляемость: минимальная скорость полета «Кукурузника», вы не поверите, всего 40 км/ч!!! Ближайшие по этому показатель машины Cessna становятся неуправляемыми уже при 80 км/ч.
Ни один самолет в мире так не может. Но и это еще не все.
У Ан-2 почти «волшебные» крылья. Благодаря им самолет может … зависать на месте и даже лететь хвостом вперед! Это не шутка.
Эти совершенно невообразимые для самолетов трюки Ан-2 может делать благодаря особой механизации крыла: чтобы зависнуть в воздухе, Кукурузнику достаточно встречного ветра со скоростью 30 км/ч. Для этого пилоту достаточно прост выпустить все закрылки и предкрылки
Эти панели, конечно же, есть на всех самолетах, но Ан-2 оснащен закрылками по всей длине задней кромки нижнего крыла и по всей длине передней кромки верхнего крыла. Выпущенные полностью они повышают подъемную силу самолета до каких-то фантастических значений.
Фактически, самолет превращается в парящую птицу: при встречном ветре в 30-40 км/час он может парить в воздухе, а при скорости выше 40 км/час, может лететь … хвостом вперед!
Основными характеристики АН-2:
-профиль крыла P-IIC, разработанный П.П. Красильниковым и применявшийся ранее на многих планерах Антонова, а также на немецком самолете разведки и связи Fieseler Fi 156 Storch;
-расширенная механизация крыла, состоящая из предкрылков на передней кромке во весь размах верхнего крыла и двухэлементных закрылков, делящих профиль на две части;
-неубирающееся шасси;
— по техническим условиям на самолет предполагалось поставить мотор АШ-21 мощностью 720 л.с., но дальнейшие исследования показали необходимость использования более мощного двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л.с.