Касаясь пения применительно к человеку, надо заметить, что песенное, воодушевлённое, поэтическое выражение своего отношения к окружающему миру более древнее и высокое достояние, нежели обычная речь, не говоря уже о письменности, которая почему-то считается важнейшим показателем культуры. «Некультурные», «неграмотные» народы в дописьменные времена творили и передавали из поколения в поколение гениальные, бессмертные эпические произведения.
«Мелодия, подражая модуляциям голоса, выражает жалобы, крики страдания и радости, угрозы, стоны. Все голосовые изъявления страстей ей доступны, — писал выдающийся просветитель Жан-Жак Руссо. — И её язык, нечленораздельный, но живой, пылкий, страстный, в сто раз энергичнее, чем сама речь. Вот в чём источник власти напева над чувствительными сердцами».
Музыка и песня
Слово «песня» некогда означало поэзию. Первые поэты — Орфей, Гомер, Баян, Оссиан — пели. Дивноголосые Музы-Нимфы-Русалки вначале почитались чаровницами — богинями пения и покровительницами поэтов.
Искусствоведы и исследователи античной эстетики установили, что ранняя музыка греков была самым теснейшим образом связана с поэзией. Как не было иной поэзии, кроме песенной, так и не было иной музыки, кроме вокальной, т.е. исполняемой голосом; инструменты служили только для сопровождения .
Мы до сих пор не знаем, что представляет собой великое таинство музыки.
- Почему и каким образом она магически воздействует на растения, на животных, на человеческую душу и тело?
- Каковы секретные механизмы её врачевания?
- Почему различные сочетания звуков, их высота, длительность, динамика, тембр вызывают у нас те или иные эмоции; то приводят в неистовство и ликование, то повергают в безысходную тоску?
Классическое музыкознание не даёт ответа на эти вопросы. Убедительной и стройной теории восприятия музыки нет, хотя над этим феноменом и бьются музыковеды и нейрофизиологи, кибернетики и социологи, психологи и культурологи.
Каким-то непостижимым образом музыка даёт возможность выразить невыразимое и передать другим своё настроение. Человек воспринимает музыку не ушами (они лишь улавливают вибрации), а интуицией. И потому музыка затрагивает самое сокровенное в человеке, а подчас даже создаёт ощущение приобщения к таинственному миру Духов.
Песнетворчество было одухотворённым обрядом, Языческим Свещеннодейством. Певец и волшебник вначале были одно. Правдивое и безыскусное поэтическое вдохновение сродни вдохновению пророческому: не зря Баян величался Вещим.
Техногенное общество
С изобретением гидрофонов люди с удивлением обнаружили, что полосатики и другие крупные киты, ранее считавшиеся совершенно немыми, — чуть ли не самые разговорчивые существа на нашей планете. Диапазон, сложность и продолжительность их звукового общения поставили ученых в тупик: ни смысл, ни назначение издаваемых китами звуков не поддаются расшифровке или объяснению.
Язык, речь, слово свойственны только людям. Даже самую сложную сигнализацию других животных нельзя отождествлять с речью. Язык человека — вот та главная пограничная линия, которая, согласно воззрениям современной цивилизации, отличает людей от «бессловесных тварей, рождённых на уловление и истребление»
Формы общения могут быть самые разные. Кроме языка звуков в Природе существует безгласный язык запахов, «электрический» и «световой» языки, язык окраски кожи, язык танца, язык мимики, взглядов, поз, жестов и т.д.
Помимо этих видов взаимообщения у животных имеются ещё некие загадочные каналы передачи и восприятия информации, условно называемые телепатическими или биомагнетическими.
Именно естествознание, изучающее чудесные творения Природы, скорее всего открывает мыслящему человеку путь к признанию ПРОМЫСЛА ПРИРОДЫ, ибо естествознание даёт видение той изумительной (в буквальном, забытом смысле этого слова) гармонии, того бесподобного совершенства и дивной красоты, что согласуется лишь с присутствием РАЗУМНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ВОЛИ.
Из книги Добровольского А.А. “Безбожные чудеса живой Природы”