Киев, формально оставаясь столицей государства, с середины XII в. политическое и экономическое значение стремительно терял. Путь из «варяг в греки» постепенно стал терять свое значение, потому что развивались связи Европы с Азией через Средиземноморье и и Малую Азию. Киев получается остался в стороне от новых торговых путей. А что нужно для стабильности государства — стабильно растущий доход.
О фактическом значении торгового пути из варяг в греки ходят нынче разные толки. Не меньшее, а может и большее значение для киевской земли сыграли междоусобные войны, которые разоряли города, людей, не говоря уже о людях, которые погибали на полях сражений. К тому же Киев граничил с южной степью, и постоянные набеги кочевников истощали край.
И всё же, несмотря на опустошительные разграбления и пожары, Киев оставался красивейшим русским городом и культурным центром. Здесь до 1169 г. находился церковный центр всей Руси, резиденция главы общерусской церкви — митрополита. Здесь велась общерусская летопись, здесь было написано «Слово о полку Игореве», ярчайший памятник древнерусской литературы. Для Руси водный путь по Днепру и его притокам сохранял важное значение, связывая удалённые княжества, и путь этот лежал через Киев, где делали остановку.
После смерти Юрия Долгорукого на киевский стол заявил права его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. В 1169 г. он овладел Киевом. С правлением Боголюбского закончилась историческая роль Киева как собирателя русских земель. С 1169 г. по воле князя Боголюбского новым духовным и политическим центром Руси стал Владимир, удалённый от половцев и защищенный от их набегов. В новую столицу вывезли византийский дар — икону Богоматери XII в., получившую название Владимирской и ставшую национальной святыней.
Источник контента: http://listatel.ru/istoria-rossii-enciklopedia/73-2010-12-25-12-32-17/1111-2010-12-25-12-43-32.html