Как Киев перестал быть столицей Руси

Киев, формально оставаясь столицей государства, с середины XII в. политическое и экономическое значение стремительно терял. Путь из «варяг в греки» постепенно стал терять свое значение, потому что развивались связи Европы с Азией через Средиземноморье и и Малую Азию. Киев получается остался в стороне от новых торговых путей. А что нужно для стабильности государства — стабильно растущий доход.

О фактическом значении торгового пути из варяг в греки ходят нынче разные толки. Не меньшее, а может и большее значение для киевской земли сыграли  междоусобные войны, которые разоряли города, людей, не говоря уже о людях, которые погибали на полях сражений. К тому же Киев граничил с южной степью, и постоянные набеги кочевников истощали край.

И всё же, несмотря на опустошительные разграбления и пожары, Киев оставался красивейшим русским городом и культурным центром. Здесь до 1169 г. находился церковный центр всей Руси, резиденция главы общерусской церкви — митрополита. Здесь велась общерусская летопись, здесь было написано «Слово о полку Игореве», ярчайший памятник древнерусской литературы. Для Руси водный путь по Днепру и его притокам сохранял важное значение, связывая удалённые княжества, и путь этот лежал через Киев, где делали остановку.

После смерти Юрия Долгорукого на киевский стол заявил права его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. В 1169 г. он овладел Киевом. С правлением Боголюбского закончилась историческая роль Киева как собирателя русских земель. С 1169 г. по воле князя Боголюбского новым духовным и политическим центром Руси стал Владимир, удалённый от половцев и защищенный от их набегов. В новую столицу вывезли византийский дар — икону Богоматери XII в., получившую название Владимирской и ставшую национальной святыней.

Источник контента: http://listatel.ru/istoria-rossii-enciklopedia/73-2010-12-25-12-32-17/1111-2010-12-25-12-43-32.html

2 мнений о статье “Как Киев перестал быть столицей Руси

  1. Именно оно отправило в небытие Киевскую Русь. В 1237–38 годах были вычищены города в верховьях Волги, после чего основной удар обрушился на Приднепровье, часть Польши, Чехии, Венгрии. Причём последние походы во многом напоминали карательные экспедиции. Территории явно не завоёвывались: города, селения, посёлки предавались огню и тотальному разорению. Историки заметили, что киевские, черниговские, переяславские, рязанские княжеские роды вырезались с особой жестокостью, что называется, под корень. Не случайно юго-западные источники тех, кто учинил подобное, отказываются именовать людьми
    А вот в летописном материале северо-восточного происхождения — иные ноты. Здесь минимизирована трагичность случившегося, описания зверств и ужасов, зато с удовлетворением отмечены случаи, когда князья, засевшие в городах, отдают честь нападавшим; подобное поведение не осуждается. Это различие объяснимо: если верховья Волги только очищали от чужаков, то их матку, откуда они наплодились (Киевскую Русь), просто уничтожали, как уничтожают очаг заразы. Под «монголо-татарской упаковкой» надёжно скрыто освободительное движение от западной агрессии. Родина этого движения, конечно, никакая не далёкая Монголия, как нас уверяют не одну сотню лет, а Волжский бассейн с прилегающим к нему Яиком (Уралом). Названные регионы и есть подлинная колыбель России. (( Александр Пыжиков » Славянский разлом Украино польское иго»

  2. В ХІІ—ХІІІ веках папы, взявшие вверх в борьбе с императорами Священной Римской империи германской нации, возглавили католическую экспансию на Восток, получившую название крестовых походов Религиозное и экономическое проникновение шло рука об руку. Сохранилось послание папы Иннокентия ІІІ к русскому духовенству, написанное после завоевания Константинополя. Римский понтифик ставил на вид, что это событие должно сопровождаться обращением в католичество огромных территорий. С другой стороны, Венеция и Генуя смогли стать активным субъектом местной жизни не благодаря задушевному пению псалмов, а опираясь на силу оружия. Ответной реакцией на эту религиозно-торговую экспансию и явилось «монголо-татарское нашествие», естественно, не вызвавшее в Европе ничего, кроме отвращения. Из книги А. Пыжикова » Славянский разлом Украино — польское иго в России»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.