В древние времена название «Белая Русь» относилось не к территориям современной Белоруссии, а к северо-востоку Древней Руси – к городам Мурому, Москве, Рязани, Владимиру и Смоленску. Даже правителей этих территорий в народе называли «белыми князьями». Князь Юрий Долгорукий в XII веке способствовал возникновению десяткам новых городов, которые быстро заселили переселенцы с юга. Сын Юрия Долгорукого, который получил прозвище – Боголюбский, не только продолжил дело своего отца, но и решил, что Русь достаточно окрепла, чтобы избавиться от опеки Киева, потерявшего свою былую мощь.
Надо отметить, что Юрий Долгорукий, правивший Ростово-Суздальским княжеством, всю свою жизнь желал стать правителем древнего Киева. Его мечта исполнилась в 1155 году – он занял киевский престол. Каждому из своих сыновей новый киевский правитель пожаловал по городу. Князю Андрею достался Вышгород. Но ему не понравилось решение отца, не захотел он жить в южном городе. Князь Андрей неоднократно обращался к отцу с просьбой дать ему возможность вернуться в Белую Русь. Но Юрий Долгорукий, добившись своей мечты, погряз в «веселиях, нежели об управлении и воинстве» и не обращал внимания на мольбы сына. Киевляне ненавидели своего градоправителя до такой степени, что мятеж мог возникнуть в любой момент.
Князь Андрей не дождался разрешения отца и самовольно покинул Вышгород. С его отъездом связана очень интересная история. Он забрал из вышгородского монастыря чудотворную икону, вернее он ее тайно выкрал (вряд ли ему добровольно отдали такую драгоценную реликвию). Беглец был уверен, что с помощью этого чудотворного образа он сможет возвысить, так любимую им, Белую Русь.
Он отправился в Ростово-Суздальское княжество. По дороге, недалеко от Владимира, кони повозки, на которой ехал князь-беглец, стали, как вкопанные. Пришлось остановиться на ночлег. Во сне к князю Андрею явилась святая Дева Мария и велела ему передать чудотворную икону владимирскому храму. Князь не осмелился ослушаться – отвез икону во Владимир и объявил этот город своей столицей. Резиденцию же свою он построил в селе Боголюбово (так и получил он свое прозвище – Боголюбский).
Можно сказать, что опасения князя Андрея насчет киевлян вскоре подтвердились. Юрий Догорукий умер, отравленный киевскими боярами, двор его был разграблен народом. Ненависть к нему коснулась и всех остальных выходцев из Белой Руси, живших на юге – их стали убивать и безжалостно грабить. Между князьями началась междоусобная война – каждый из них претендовал на освободившийся киевский престол. Андрей Боголюбский не участвовал в этой сваре, наоборот, он укреплял собственное Ростово-Суздальское княжество.
Боголюбский стремился исключить возможность династических войн за княжество и изгнал всех братьев и племянников, а также наместников-бояр, ранее служивших его отцу. Наряду с княжеской властью, князь Андрей допустил существование в своих городах вечевой системы правления, которая имела право ставить городские интересы выше воли самого князя. В последствии Боголюбский отменил вече и тем самым укрепил свой единоличный контроль за княжеством. Можно сказать, что он установил монархию.
Князь Андрей прекрасно понимал, чтобы Владимир стал столицей Руси, мало было укрепить военную и политическую власть. Пока религиозным центром оставался Киев, в котором была митрополия, подчинявшаяся напрямую константинопольскому патриарху. На территориях же Боголюбского находились священнослужители, подвластные Киеву. Чтобы сделать Владимир и религиозной столицей, князь Андрей направил в Константинополь просьбу утвердить во Владимире митрополию и назначить ее главой своего приближенного игумена Федора, которого в народе называли Федорцом.
Однако Константинополь ответил отказом на это прошение. Тогда Федорец сам отправился в Царьград, прихватив богатые подарки. Как говориться в летописи, константинопольский патриарх «поверив его словам, а более польстясь дарам, поставил его в Ростов». Киевский митрополит, узнав про это, потребовал прибытия Федорца в Киев для утверждения на эту должность, но Федорец проигнорировал это требование. Мало того, он устроил в самом Ростово-Суздальском княжестве религиозную резню: по его приказу издевались над священниками, закрывали церкви, казнили неугодных, грабили и убивали всех, кто сомневался в полномочиях Федорца.
Князь держался в стороне от религиозной войны, затеянной его любимцем. Но когда, события стали угрозой его власти, Андрей Боголюбский отправил Федорца в Киев с покаянием. Там с отступником поступили сурово: его объявили богохульником, ослепили, отрезали язык, а затем обезглавили. Всю память о нем постарались уничтожить.
Князь Андрей Боголюбский не простил Киеву смерти отца, издевательства киевлян над суздальцами и их сопротивление созданию митрополии во Владимире. Он организовал военный поход против Киева. К войску князя Андрея присоединились несколько русских князей со своими воинами и кочевники-половцы. В 1169 году войско Боголюбского окружило город. Княживший в то время в Киеве Мстислав Изяславич понимал, что не сможет противостоять такому противнику. Он втайне покинул осажденный город и отправился за поддержкой. Но как он не старался, Киев пал перед войском Боголюбского.
В Киеве случилось «стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные». Два дня победители грабили завоеванный город: «не было помилования никому и ниоткуда». Множество горожан пленили и увели из города. Разорению подвергались не только жилища людей, но и церкви: уничтожалась утварь, срывались иконы и колокола. Запылали храмы, огонь охватил Киево-Печерскую лавру и Софийский собор.
Князь Андрей не захотел сесть на трон своих предков, он вернулся в свой родной Владимир. На киевский престол он возвел своего брата Глеба.
После такой убедительной победы Боголюбский только укрепился в своем желании подчинить себе всю Русь. Он пошел в новый военный поход – на Новгород. Взять его сразу не удалось, и его войска взяли город в осаду. От длительной осады в Новгороде начался голод, и жители вынуждены были просить мира у князя Андрея. Затем новгородцы пригласили на княжение в свой город Рюрика Ростиславовича.
В это время в Киеве погибает его брат Глеб: предположительно, он был отравлен, как и его отец. Боголюбский направляет свои войска на Киев, но захватить город не удалось. Несмотря на сопротивление киевлян на престол Киева князю Андрею удалось все же посадить старшего из смоленского княжеского рода – Романа. У своего ставленника он потребовал выдачи бояр, виновных в отравлении Глеба, тот отказал. Тогда Боголюбский приказал вернуться Роману обратно в Смоленск, а на киевский престол посадил своего брата Михаила Юрьевича.
Спустя год после этих событий, Андрей Боголюбский умер. Из летописи известно, что смерть его была местью москвичей.
Глубокой ночью 29 июня 1174 года заговорщики во главе с братьями Кучковыми ворвались в терем князя Андрея. Князь метнулся к стене, где всегда висел боевой меч, но оружия на месте не оказалось. Казначей князя предал своего господина и заранее спрятал оружие. Теперь ничто не смогло спасти князя от озверевших убийц. После того, как заговорщики посекли безоружного князя Андрея мечами, они покинули терем, уверенные в том, что князь мертв. Однако у Боголюбского хватило сил встать и выйти во двор, чтобы призвать помощь. Убийцы заметили его. С новой силой набросились они на князя и добили его.
Согласно летописям, между Кучковыми и Боголюбским была старинная вражда. Еще Юрий Долгорукий уничтожил селение боярина Кучка, а на его месте построил свою столицу – Москву. Самого боярина Юрий Долгорукий казнил, а красавицу дочку убитого владельца земель отдал в жены своему сыну Андрею. Хотя Боголюбский и породнился с Кучковыми, между ними не утихала вражда. Как результат ее было убийство Боголюбским одного из сыновей Кучка. Похоже, смерть самого князя Андрея от рук братьев Кучковых стала их местью за убийство членов своей семьи.
Трудной жизнью жил сын основателя Москвы Юрия Долгорукого. Но несомненно то, что именно при княжении Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло небывалого могущества и стало самым сильным на Руси. В последствие именно оно и стало ядром современного Российского государства.
источник