В древности саамы они занимали громадную территорию — от 60-й параллели до Северного Ледовитого океана и от восточного побережья Балтики до Северной Двины и Мезени, включая Карелию.
Саамы (самоназвание), саами, лопари. Остатки этого древнего народа проживают на севере многих современных стран:
- в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек,
- в Швеции — 18 тысяч человек,
- в Финляндии — 4 тысячи человек,
- в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.
Последний ледниковый период закончился в конце IV тысячелетия до нашей эры. Вслед за уходящим ледником, покрывавшим Северную Европу на территории Прибалтики, Заонежья и Карелии, пришли первые поселенцы.
Это были саамы. Народ стал обживать просторы Финляндии, Швеции, берега Белого моря, и в I тысячелетии до нашей эры вышел к побережью Северного Ледовитого океана. Саамы вели кочевой образ жизни, мигрируя за стадами северных оленей.
Так саамы жили почти два тысячелетия, их быт почти не менялся. Со временем на этих землях появились чужаки – викинги, финны, русские. Саамы всегда были очень миролюбивым народом и хорошо ладили со своими новыми соседями, зато сами постоянно подвергались притеснениям с их стороны.
Саамы не приняли христианства, не стали мусульманами. Это один из тех редких народов, который сохранил мировосприятие предков. Они по-прежнему верят в духов — хозяев озер и рек. Существует почитание священных камней (утесов, крупных валунов), связанное с покровительством промыслам и почитанием предков.
Традиционным жилищем саамов считают каркасную постройку пирамидальной формы — вежу (куэдтъ), срубное однокамерное строение с плоской крышей, крытой дерном (пэррт), и переносное коническое сооружение из жердей, покрытое парусиной (коавас). Остов вежи состоял из четырех деревянных дуг, имеющих круглые отверстия в загнутых и несколько утолщенных верхних концах. В эти отверстия вставляли горизонтальное древко — «дымовое древко» и попарно соединяли дуги.
Нижние, слегка заостренные концы дуг устанавливали в углубления в земле либо укрепляли в срубе из трех-четырех венцов. Известна конструкция вежи с прямыми, а не дугообразными жердями. Чтобы каркас был прочным, в верхней его части укрепляли еще две параллельные жерди. Остов крыли жердями или досками, корой и дерном. Наверху оставляли дымовое отверстие. Дверь «смотрела» на юг, а на противоположной стороне, где в прошлом находилась «священная дверь», в XIX в. стали делать небольшое окно.
До начала 20 века в любой семье хранились божки — завернутые в материю камешки. Саамы также поклонялись сейдам. Это очень интересное понятие. Сейдом может быть пень, каменная конструкция (в том числе созданная человеком), и даже просто растущий на скале мох. Самый известный саамский сейд — как раз и является ничем иным как мхом. Некоторые из сейдов имеют собственные названия.
Если углубляться в сам термин, то сейд — это дух, живущий в каком-то определенном месте. Т.е. это не сама коряга, камень, или скала, заросшая мхом, а непосредственно дух, живущий в этой самой коряге, камне или скале. Им приносились жертвоприношения.
У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). На Кольском полуострове саамская мифология близка к финской. К древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве: солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны — вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (возможно, инкарнация высшего божества), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак.
С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тотемическом первопредке. Состав пантеона различался у разных групп саамов, особенно у восточных и западных. Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменен представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде. Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча.
Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека. Флаг саамов Фольклор саамов включает сказки (майнс) для детей: о Тале — глупом людоеде, о равках — вурдалаках, о чаклях — карликах. Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например, об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, примечательных горах, водных объектах.
https://youtu.be/-UfK1zsslk0
Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1270/
© Calend.ru