Русы поселились на южных склонах Карпат и Тиссо-Дунайской низменности ещё в 6 веке. Первые упоминания о русинах насчитывают более двух тысяч лет. Этот древний прарусский народ, по мнению некоторых учёных, является старейшим <материнским> русским субэтносом, другие же утверждают, что русины самостоятельный народ и происходят от белых хорватов, расселившихся в VI-VIII веках нашей эры на территории от Высоких Татр на западе и до Черногор (восточное Закарпатье), от Прикарпатской Лемковщины на севере и до Средне-Дунайской низменности на юге. Угро-русы были крещены в 9 веке, более чем на сто лет раньше, чем Киевская Русь, а после церковного раскола в 1054 году остались в лоно Православной Церкви.
Центром страны белых хорватов и угро-русов была крепость Унгоград (Ужгород). В конце IX – начале Х веков (896 -903 гг.) через Карпаты перешли венгерские племена под предводительством Олмы. Ему удалось договориться с князьями о мирном проходе по территории Киевской Руси. Ужгородский князь Лаборец, подчинявшийся болгарскому царю, впустил венгров в крепость. Венгры не оценили его гостеприимность: принесли жертву своим языческим богам, казнили Лаборца, Олма назначил своего сына Арпада предводителем и передал ему власть. Отсюда и пошла венгерская королевская династия Арпадовичей.
Объединенный в одну компактную группу, угро–русинский народ хотя и находился под влиянием Угрии (ныне Венгрия), имел национальное самоуправление, избирал своих князей, старшин, крайников.
Первые угорские короли признавали за угро–русами их религиозные, национальные права до тех пор, пока в Угрии преобладало православие. Многие угро–русы занимали высокие посты в Угорском королевстве. Они оказывали существенную помощь Угрии в защите ее территории и расширении жизненного пространства.
Первым на угро–русов оказал давление венгерский король Стефан. А когда католики попытались насильно перекрестить русинов в «латинство» и отнять у них православные храмы, разгорелось первое угро–русское восстание под предводительство Уйки, Купы и Каимы, которое было беспощадно подавлено.
После татаро–монгольского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго не могла оправиться, и длительное время находилась в страшном запустении.
В XIII веке ослабленная Угорская Русь оказалась в составе Венгерского королевства и надолго утратила субъектность. Венгерские власти в бывшей Угорской Руси не допускали даже единой административной единицы, – Русь была разделена на несколько так называемых комитатов таким образом, чтобы ни в одном из них русины не составляли большинства населения.
Лидером национального возрождения Подкарпатской Руси стал в XIV веке русский князь из обрусевшей литовской династии Гедиминовичей, правивших на Подолье Федор Кориатович, перешедший со своей дружиной через Карпатский хребет и основавший свои владения в Мукачеве и Маковицах. Со временем он возглавил антикатолическое восстание угро–русинского народа, благодаря чему у него сохранилось православно–русинское самосознание до сегодняшнего дня.
К чести ужгородцев, они достойно хранят память о своем князе. Одна из старейших площадей в областном центре – Ужгороде – даже в советское время называлась его именем.
В 1526 году Угорская Русь была аннексирована Австрией. Карпато-русинское национальное движение вело отчаянную борьбу против ассимиляторской политики Австрии и попыток Унии навязать русинам свою веру.
Как только стало возможным преподавание в семинариях на русинском языке и произносить проповеди по-русински начали свою просветительскую деятельность угро–русинские «будители» 18 века Иван Орлай, Петр Лодий, Михаил Болудянский, Юрий Венелин. К сожалению, эти русинские интеллектуалы вследствие начавшихся австрийских репрессий были вынуждены покинуть родину и переселиться в Россию. В Петербурге, Казани, Одессе работали десятки видных ученых карпаторосов. Многие из них внесли весомый вклад в развитие Российской науки. Первым ректором С.Петербургского университета был русин М.Балудянский, он же был воспитателем великого князя – будущего императора Александра 1. И.Орлай был редактором <Всеобщего журнала врачебной науки>, возглавлял Нежинскую гимназию высших наук созданную В.Кукольником, а с 1826 года возглавил Ришельевский лицей в Одессе. П.Лодий был первым деканом Санкт-Петербургского университета, а Венелин стал одним из основоположников русского славянофильства, воспитав виднейших русских деятелей ,Ивана и Константина Аксаковых. В.Кукольник возглавлял С.Петербургский Главный педагогический институт, он оказал огромное влияние на формирование взглядов Н.В.Гоголя. В заслугу этих учёных входит огромная работа по созданию научной терминологии, П. Лодий – философской, И. Орлай – медицинской, В.Кукольник – по химии, агрономии, экономии. Небезынтересным мне кажется фрагмент деловой записки министра народного просвещения А.Н. Голицына императору Александру 1 по случаю открытия Казанского университета. Министр писал: «Один народ, от которого нам можно желать ученых – это карпаторосы, говорящие одним с нами языком и сохраняющие веру предков наших. Нам известно, что правительство австрийское не благоприятствует сношениям карпато-росов с нами… Один следовательно остается способ – непосредственное сношение правительств. Посему приемлю смелость спрашивать, не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству, дабы Министерство наше Иностранных Дел вошло в сношения с австрийским правительством для приобретения ученых из карпато-росов к занятию в Казанском университете кафедр?»
Невозможно переоценить подвижнический труд просветителя, историка, литератора Александра Духновича, который утверждал, что в русском языке, русской культуре карпато-росы найдут свое спасение. Его главная работа «Истинная история карпато–росcов», написанная в 1853 году, была напечатана в Москве в 1914. Он является наиболее значимой фигурой русинского возрождения.
На Подкарпатскую Русь надвигалась очередная напасть. Чтобы оторвать западные русинские народы от Российской империи, Австрия и Ватикан решили в принудительном порядке украинизировать эти народы и навязать им униатство. К австрийским «изысканиям» в области «украинизации» литературного языка русинов А. Духнович относился крайне отрицательно. А относительно «украинской» орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галиччине, он настаивал, чтобы в Угорской Руси книги не были писаны по новой «немецко–галицко–русской орфограф
ии», «бо у нас тую орфографию и мужик не терпит». Были у него и более категоричные высказывания, но из уважения к украинскому языку воздержусь от их цитирования.
А Иван Раковский, угро–русинский писатель, много сделавший для распространения в Угорской Руси общерусского литературного языка, сказал: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью. У нас … никогда и вопроса не было по части образования какого–нибудь отдельного литературного языка» (газета «Светъ», Ужгород, 1868 г.)
В 1914 году грянула Первая мировая война. В кровавой схватке сошлись четыре огромные империи. Между Австро–Венгерской и Российской империями фронт проходил аккурат по территории Подкарпатской Руси – так к тому времени стала называться Угорская Русь. Многие россияне знают о знаменитом карпатском прорыве генерала Брусилова. Но неизвестной, к сожалению, осталась та радость, с какой русины встречали русских солдат в занимаемых ими городах и селах Подкарпатской Руси. Во многих местах встречать освободителей на улицы выходили все – от ма
ла до велика. Дружеское отношение местных жителей к солдатам русской армии проявлялось все время, пока она находились в Карпатороссии.
Русины надеялись, что русские пришли навсегда. Но ход истории определялся не в Карпатороссии, и ее колесо покатилось в другую сторону. Европа уже балансировала на краю глобальной катастрофы, финалом которой станет потеря цивилизации XIX века, развал четырёх великих империй, 15 миллионов загубленных жизней, почти столько же покалеченных, голод, разруха и эскалация новой напряженности, результатом которой станет ещё одна мировая война.
© Copyright: Мирон Веклюк, 2009 источник