Русская историческая наука факт наличия титула каган у русских князей знает давно. Кто интересуется, есть великолепная статья выдающегося советского историка А. П. Новосельцева «К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя». («История СССР», 1982. № 4).
Что же означал титул каган? Л. Н. Гумилев трактует как «суверенный правитель». Стоит добавить, что это был не просто правитель, а получивший власть по наследству, в отличии от избранного. Как показал А. П. Новосельцев со временем этот титул приобрел смысл «царь царей», то есть — император.
В VIII-IX вв. в Восточной Европе остался один каган — хазарский. Хазарский каганат действительно покорил окружающие народы, в том числе некоторые славянские племена, поэтому его правитель по праву носил императорский титул кагана.
Что означал титул каган в средние века?
Это была не просто звание, фиксирующее политическое и социальное положение владельца. Это была свое рода обнародованная политическая программа. Если скажем князь вдруг принимал титул царя, то это означало большие властные и территориальные претензии к соседям. Именно поэтому средневековая дипломатия была такая щепетильная по поводу титулатуры — тут было очень важно кто главнее.
И вот русские князья принимают титул каган. Это означал прямой вызов Хазарскому каганату и претензии на подвластные каганату народы и земли, то есть войну с каганатом и всем кто на эти земли претендовал. Ка и почему это произошло?
Впервые титул каган русов зафиксирован в «Бертинских анналах» в 839 г.:
«прислал также … некоторых людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему (Феофилу), как они уверяли, ради дружбы. Он (Феофил) просил…, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет«.
Эти сведения подтверждаются Повестью временных лет (далее — ПВЛ):
«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма….
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть«.
Здесь следует пояснить. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Путь «из варяг в греки» появился позднее в Х в., как результат обьединения славянских племен в единое государство династией Рюриковичей. Волго-балтийский торговый путь соединял Арабский халифат со Скандинавией. Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами.
Зачем русам понадобился каган?
Но всё сложилось для славян равно наоборот — никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген и торговых городах полабских славян.
До Х в. клады арабских монет на территории Руси крайне редки и бедны, а вот клады арабского серебра VIII-IX вв. у полабских славян очень обильны и многочисленны. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.
Такое положение не могло устраивать славянскую знать и самих простых славян, которые не получали от торговли никакой выгоды. Можно предположить, что в 30-х гг. IX в. славянские племена пригласили на княжение шведского правителя с дружиной. Так на севере будущей Руси появилось государственное образование, которым правил приглашенный шведский правитель с титулом каган. Чтобы понять расклад сил нужно посмотреть на карту.
Еще письменных свидетельства
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян … И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен.
Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса … С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют [ими]. У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо … И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которыми [они] и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает … Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники …»
Несмотря на видимую связность рассказа, здесь явно смешаны хронологически разные сведения. Рассказ о «хакане русов» явно относится к периоду до правления Олега, который правил в Киеве, а не на севере, и «хакан русов» Ибн Русте точно совпадает с сообщением «Бертинских анналов» о хакане Росов. А вот вторая часть уже относится к правлению Олега: это и торговля с хазарским каганатом, и нападения на славян с целью захвата рабов и даже суеверность Олега и зависимость его от языческих жрецов. Сравните сообщение Ибн Русте «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем как будто бы они их начальники» с сообщением ПВЛ «И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И Олег послушался предсказания жреца. Олег титула каган не носил, иначе бы это нашло отражение в договоре с Византией 911 г. Принятие титула кагана Олегом означало бы войну с Хазарским каганатом, но с 909 по 913 гг. русская армия воевала на Каспии и грабила мусульманские города, а также Русь вела активную торговлю с каганатом. Этого не могло происходить без согласия хазарского царя.
Каган русов в IX веке
Три источника — русский, европейский и арабский говорят, что государство, где правил каган русов существовало на севере Руси в 30-50-х гг. IX в. Тем не менее шведский каган был изгнан. Так закончилась история шведских «каганов росов».
Имели ли первые русские князья титул кагана? Ответ на этот вопрос на дают дипломатические документы — русско-византийские договоры.
Договор Олега от 912 г.: «посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр«.
Договор князя Игоря от 945 г.: «посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья, и от всех людей Русской земли«.
Договор Святослава от 970 г.: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском«.
Таким образом первые три князя Руси носили титул великого князя русского. Каганами они не звались.
Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (30-40-е гг. 11 в.) называет каганами князей Владимира и Ярослава. Проповедь была произнесена перед народом и титул каган звучал вполне буднично, то есть был уже привычным для населения Киева. Титул каган как бы вытеснил даже титул князя, то есть он был выше по значению. В тоже время его младший современник Иаков Мних в «Памяти и восхвалении князю русскому Владимиру» называет князя Владимира только князем. Думается, что у Иллариона была веская причина упорно называть Владимира и Ярослава каганами — он был первый русский митрополит и само «Слово…» утверждало право киевских князей самим устанавливать митрополитов. Здесь «императорский» титул кагана звучал более веско.
Но когда русские князья получили право на титул каган?
Иаков Мних сообщает про князя поход князя Владимира на хазар » …и на козары шедъ, побѣди я и дань на них положи» («…и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил»). Из других источников поход на хазар не известен, но ПВЛ сообщает в рассказе о хазарской дани: «Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день«, т. е. в начале XII в. Обычно поход на хазар датируют 985 г. Нужно думать титул кагана перешел к русским князьям в результате этого похода. После Владимира титул по наследству перешел к его сыну Ярославу.
Дело в том, что князь Святослав не уничтожил хазарский каганат. Он его сильно ослабил. Были разрушены пограничные крепости каганата, разрушен Саркел, подвластные каганату племена вышли из подчинения, но каганат со столицей в Итиле сохранился. Семендер на Северном Кавказе Святослав так же не разрушал. Арабский историк Ибн Мискавейх пишет о набеге русов на Семендер: «…но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру, и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было«. Таким образом армия Святослава только разорила сельскохозяйственные угодья Семендера, а население успело убежать и то на время, чтобы потом вернуться.
До Итиля Святослав, видимо, не дошел, потому что его население в страхе бежало. Именно беженцы рассказали арабским писателям байки о якобы разрушенном русами Итиле. «Повесть временных лет» говорит только о взятии Саркела (Белой вежи): «В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев«. То есть, после разгрома главных сил каганата и Саркела, армия Святослава пошла на Северный Кавказ, где разорила Семендер, после чего вернулась домой.
В 70-80-х гг. какие-то правители каганата при помощи Хорезма возвратили себе столицу и даже приняли ислам. Можно полагать, что усиление Хорезма, как и возрождение Хазарского каганата под протекторатом хорезмийцев не входило в интересы Руси, поэтому князь Владимир начал войну. В 985 г. князь Владимир победил волжских булгар, вероятно союзников Хорезма и результатом победы стало подчинения Хазарского каганата.
Когда русские князья потеряли титул кагана?
В начале 60-х гг. XI в., когда в степь пришли половцы и окончательно уничтожили каганат. Русские князья не сумели отстоять своих вассалов и потеряли право на титул кагана. Какое-то время этот титул еще носили тмутараканские князья, но это было только бессильными претензиями, которые погибли вместе Тмутараканским княжеством.
Что же был титул кагана для русских князей? Основным титулом был титул «великий князь». Каганами они звались только как сюзерены остатков Хазарского каганата. Пышно, но малозначительно. Со временем титул каган был вытеснен титулом царь, которым на Руси титуловались византийские императоры и ханы Золотой Орды. Сам титул каган не прижился, потому что был слишком уж чужим и не отражавшим историческую реальность.
Немного не понял логики — везде в тексте «каган», каганат», а в заголовке «Канагат»…
А в остальном отлично!