Общеизвестна история Ифигении, дочери героя Троянской войны Агамемнона, чуть было ни отданной в жертву за попутный ветер до Трои, но перенесенной богиней Артемидой в Тавриду. Специалисты-мифологи знают также об “Ахилловом беге” (нынешняя Тендровская коса) напротив устья Днестра, а также о пристанище душ Ифигении, Ахилла, Патрокла, Елены на острове Левка (ныне Змеином) напротив устья Дуная. Странное тяготение мало-азийской Трои, с падения которой в конце II тыс. до н.э. принято начинать историю Европы, именно к Северному Причерноморью!
В середине XIX в. русские исследователи А.Д. Чертков, Ф.Воланский, Е.Классен поставили вопрос об этнолингвистических связях гомеровской Трои с праславянским миром. Открытие в конце того же века В.Хвойко необычайно яркой археологической культуры средиземноморского круга (но с заметными соответствиями в славянской орнаментике и др.) у с.Триполье под Киевом придало весомость данному исследовательскому направлению. Однако мировая научно-религиозно-культурная традиция, отводящая славянам низшую ступень цивилизованности среди народов Европы, воспрепятствовала разработке наметившегося было направления даже в самой России.
Тем не менее, фактические данные продолжали накапливаться и в 50-х годах XX в. украинские археологи С.Н.Бибиков и В.Н.Даниленко пришли к выводам о малоазийском происхождении трипольской культуры и о ее постоянных контактах с ближневосточными цивилизациями IV-III тыс. до н.э. Это придало новый импульс гипотезе Черткова и др., однако на протяжении 60-80 гг. ее разрабатывали лишь непрофессионалы: Н.З.Суслопаров и А.П.Знойко.
Затем за дело принялись языковед С.И.Наливайко и археолог Б.Д.Михайлов, первый из которых предположил некую связь между Трипольем и Троей, а второй указал на возможность непосредственных контактов последней с уникальными святилищами Каменной Могилы под Мелитополем. Основными аргументами Михайлову послужили каменномогильские изображения кораблей 3000-1400 гг. до н.э. критского типа, а также некие письмена.
Наконец, Л.И.Акимова в своем обобщающем труде “Троянский мир в античной мифоритуальной традиции” (Сокровища Трои. М., 1996) пришла к выводу о том, что: “Те две “славы”, ради которых Зевс устроил величайшую войну, “слава отца” и “слава матери”, имеют особый, ритуально-героический смысл. Они — славы мертвых во имя живых. Слава такого рода чрезвычайно укоренена в этнопсихологии славян, имя которых, возможно, связано с данным понятием.
Итак, специалисты различных профилей и с разных позиций подходят к одной и той же теории, которая и выдвигается ниже на основании известной теперь совокупности фактов.
Около 6200 г. до н.э. группа жрецов из индоевропейских народов предприняла экспедицию вокруг Черного моря с целью поиска земель для предстоящего расселения. Оказавшись в районе существовавших с XII или даже ранее тысячелетия до н.э. святилищ Каменной Могилы, они скопировали там (ясно, что не без содействия местных жрецов) начало вышеуказанной летописи, а возвратившись домой, поместили эту копию на барельефе Праматери в специально построенном храме (23/VII поселения у Чатал-Гуюка, раскопанного Дж.Меллартом). Этот документ и связанные с ним обстоятельства следует считать не только древнейшим на Земле договором о сосуществовании различных народов (восточно-средиземноморских праиндо-европейцев и северопричерноморских палеоевропейцев), но и основой земной цивилизации (в государственном, как будет показано ниже, ее понимании).
Помимо письменных данных, имеются также находки специфических сосудов, останков людей и животных, указывающие на посещение Каменной Могилы и прилегающего Поднепровья выходцами из восточного Средиземноморья вообще и Чатал-Гуюка в частности. Вслед за означенной экспедицией потянулись и переселенцы, создавшие на протяжении VI тыс. до н.э. такие археологические культуры Подунавья как старчевскую, керешскую, а северо-восточнее — буго-днестровскую, сурско-днепровскую и приазовскую (включившую в свой ареал и Каменную Могилу). Их носители стали древнейшими земледельцами и скотоводами Европы, причем на базе культуры Кереш сложилось их этнокультурное, праиндоевропейское в своей основе ядро, надписи и городища которого заставляют считать его древнейшим в мире государством Араттой.
Миграция на запад
В середине V тыс. до н.э. случилась вторая значительная миграция из малоазийской прародины в Подунавье, вследствие чего здесь возникла древнейшая индоевропейская археологическая культура Винча. Вследствие такого натиска, центр праиндоевропейской Аратты смещается к Днестру, Бугу, а затем и на Правобережье Днепра, где на базе буго-днестровской культуры складывается трипольская. Культура Триполья — это апофеоз древнейшего, притом общинного (а не классового, как развитые Шумер, Греция и др.) государства Аратты.
Основой государственности трипольской Аратты был материнский род. Племена группировались в уру (Шумер) или же полисы (Греция), известные в последующей Руси как “города и веси”. Араттские города площадью до 500 га и с населением до 40 тысяч человек имели концентрическую планировку (обычно с тремя внешними улицами-“стенами” и центральной площадью-майданом) и окружались селами, полями и угодьями. По прошествии примерно трех, на четвертом поколении истощенные земли заменялись поднятием целины, строительством в ее зоне нового полиса и ритуальным самосожжением старого (см. выше высказывания Акимовой о специфическом схождении славы славян и троянцев, о северном истоке последних). Сосед омантиподом земледельческо-оседлой Аратты стал скотоводческо-кочевой Ариан (ямная, среднестоговская и др. культуры), сложившийся под воздействием первой преимущественно в степях днепровского Левобережья.
Поскольку изначальное арийско-греко-славянское этнокультурное единство обнаруживается уже в Пе- лазгии-Гиперборее, то не следует искать его прародину в малоазийской Троаде, а нужно признать прародной долину Борисфена с ее Араттой и Арионом. Поскольку большая часть населения двух последних осталась в северном Причерноморье (дав начало софиевской и среднеднепровской, катакомбной и ингульской археологическим культурам), то можно предполагать проявление родственных связей мигрировавшей и автохтонной частей в последующие времена, в частности, в скифо-античные.
По морю или нет, но до Трои
Итак, если и не славянские, то праславянские племена вместе с некоторыми же прагреческими и арийскими племенами XXIV-XXII вв. до н.э. морским путем переселились из современной Одесщины в Троаду (отстроенную около 2390 г. до н.э. после полувекового пребывания в руинах). Этот уже известный маршрут уходил, по-видимому, и дальше на острова Делос (куда сбежала гиперборейская Лата-Лада) и Крит (где обитал Зевс Талейский). В XVII-XI вв. до н.э. (задолго до, а затем сразу же после Троянской войны) большая часть праславянских лелегов, брежан, венедов, др. переселилась из Троады в Этрурию, получив здесь имя этрусков.
Некоторые из них, в особенности венеды, стали постепенно продвигаться “Янтарным” и проч. путями на север, к Прибалтике и на левобережье Дуная, где римско-византийские авторы начала I тысячелетия н.э. зафиксировали их как несомненно славянские племена (которые по неверной традиции, как указано выше, принято считать древнейшими). Данных для разработки вышеочерченной схемы накопилось достаточно, особенно с учетом “неподдающейся расшифровке” троянско-этрусской письменности, которую Ф.Воланский и Е.Классен убедительно читали на основе славянских языков. Мы же сосредоточим внимание на взаимосвязях переселенцев в Трою со своими оставшимися в Поднепровье сородичами.
Живший в V в. до н.э. “отец истории” Геродот с удивлением описал предания о странствиях гиперборейцев на Делос для поклонения храмам Артемиды и Аполлона. Для его греческих соотечественников такая традиция была уже позабыта. Но они продолжали хранить миф о сражении гипербореянки Опис с Орионом и его псом (Люцифером). В Троаде данный сюжет связывался с образами Артемиды, Гесперид, Эос (две последних — богини восхода и атлантиды, хранительницы яблони, плод которой послужил поводом для ссоры богинь и провокации ими Троянской войны), а также Кефала, Тифона и Зевса, душа которого представлялась в виде “золотого пса”. Уникальное соответствие кругу данного мифоритуала обнаружено в одном из многих изображений Каменной Могилы: женщина, восседающая над поверженным псом, поражает мечом копьеносца.
Считается, что наименование “Троя” древнее Илиона (как некий пращур Трос древнее вышеупомянутого Ила), и что первое обусловлено не только отмеченной выше троичностью ее этнокультурного состава и т.п., но также трехчастностью ее крепостных стен. К последнему мы еще возвратимся, а сейчас завершим наше рассмотрение вопроса о сходстве Трои с Трипольем. Такое сходство представляется поначалу случайностью, поскольку название современного населенного пункта под Киевом было избрано для дефиниции одной из многих археологических культур произвольно. Никоим образом не утверждая (пока что?) связь между их жителями, следует все же настаивать на родственности их имен, охватывающих, к тому же, некий этап арийско-греко-славянского единства.
Дело в том, что Триполье следует трактовать не как “Три поля”, а как “Три полиса”. Такой вывод напрашивается при взгляде на карту прилегающей местности: Триполье расположено посередине между двумя примыкающими к Днепру же Трахтемировским и Ходосовским городищами, а от него самого на сотни километров расходятся три “змиевых вала”. Кроме того, полисы-“защиты” лежат в основе родства славянского Купалы, арийского Гопалана, гиперборейско-греческого Аполлона. (Открытие “родства” — генезис теонима-образа “Ко поло-Аполло” — принадлежит Ю.Д.Петухову, см. “Наука и религия”, 1989, № 9, “Не стригущий власов” //Дорогами тысячелетий. М., 1989, “Родина Аполлона” и другие публикации — Прим. редактора.)
В монографиях Б.А.Рыбакова “Язычество древних славян” и “Язычество древней Руси” приводится немало этноисторических данных, которые хорошо согласуются с вышерассмотренными и при дополнительных исследованиях могут более точно распределиться в своем происхождении между Араттой, Арианом и производной от первой Пелазгией-Гипербореей. Наиболее показательные из доныне бытующих в Поднепровье мифоритуалов сконцентрированы вокруг Рахманского Великдня, который отмечается на 25 день после обычной Пасхи.
Спецификой данного празднества являются: модель именно арийского кургана (с крашеными яйцами по числу поминаемых покойников, соответствующих здесь арийскому “Мертвому яйцу” Мартанде, рожденному круглым и красным) и легенда о переселении лучших из людей (брахманов за Синее море, где они ежегодно поджидают плывущую с родины скорлупу пасхальных яиц, дабы воссоздать из нее Праяйцо), а также богатейшая орнаментика яиц-писанок с явными реминисценциями змееногих и парных богинь, трипольских и ингульских свастик, крестов, звезд, крито- микенских бегущих волн и т.п.
В отредактированной церковью и властями, а также научным скепсисом древнерусской литературе свидетельств о троянско-праславянских связях сохранилось немного. Заманчиво связать именно с Троей упоминающиеся в “Слове о полку Игореве” тропу Трояню чрес поля на горы, вечи Трояню, землю Трояню, седьмой век Трояни. Еще заманчивее признать подлинной “Влесову книгу” с ее этрусско-подобными письменами, рассказами о странствиях славян между этрусским Семиречьем, Карпатами, приднепровскими Киевом и Галунью. Между тем, общепризнанны в ученом мире лишь свидетельства “Повести временных лет” об отождествлении якобы древнейших славян с нориками (частью подунайских поздних венедов) да некая традиция Скифии в Руси, якобы древнейшей государственности восточных славян.
Очерченная выше теория происхождения праславян и их государственности во взаимосвязях с поднепровской Пелазгией и малоазийской Троадой середины III-II тыс. до н.э., причем из ядра индоевропейского, древнейшего в мире государства Аратты, рано или поздно займет надлежащее место в исследованиях и культурно-исторической иерархии цивилизованных народов Земли.