Племя лохара — кузнецов. Утверждают, что лохара, может быть, с другими племенами Индии явились родоначальниками цыган, двинувшихся отсюда в Европу и Азию в V—X веках нашей эры. Но у индийцев сложена про лохара еще одна легенда, тоже имеющая под собою историческую основу.
Более четырехсот лет назад лохара жили в городе Читторгархе, что находится в Раджастане. Лохара ковали оружие раджпутским воинам. Раджастан, находящийся на пути, по которому орды завоевателей шли сюда из Азии и с Ближнего Востока, подвергался частым нашествиям чужеземцев. Раджпуты дрались храбро и не раз разбивали врага, срывая его попытки покорить Индию.
Откуда появились цыгане
Однажды защитники Читторгарха не смогли устоять против могучего завоевателя! Многие воины погибли, защищая крепость, многие были обречены на смерть. Тогда женщины этой крепости сожгли себя заживо, чтобы не стать добычей захватчиков, а потерпевший поражение полководец Махарана Пратап дал вместе с оставшимися в живых войнами клятву не жить под крышей, не спать на кровати, не пользоваться лампой и не входить в крепость до тех пор, пока она не будет взята в бою.
Прошло четыреста лет, а форт так и не был завоеван. И вот 6 апреля 1955 года премьер-министр республики Джавахарлал Неру возглавил праздничный марш раджпутов, которые вошли в Читторгарх и «завоевали» его. Тем самым был снят тяжелый обет с потомков побежденного воинства. Неру призвал их к нормальной оседлой жизни.
Вошли в древнюю крепость и лохара. Но сменить образ жизни оказалось не так просто. Нужна была земля. Требовались средства, чтобы поставить свое хозяйство на ноги. Предстояло освоить забытый труд.
Привычки забыть сложно
Большое племя — лохара. Более ста тысяч их странствует по дорогам Индии. Хорошо владеют они своим ремеслом. Ценят их за это в народе и ждут их приезда, откладывая до прихода племени кузнецов инвентарь, нуждающийся в ремонте или правке. А то и вовсе готовят им заказы выковать новые плуги и домашнюю утварь. Чем не почетен такой труд!
Отпраздновали лохара победу в Читторгархе, запрягли волов в двуколки, захватили свои пожитки, в том числе и освобожденные от запрета топчаны для сна, — и снова отправились бороздить страну, ковать оружие… только не боевое, а крестьянское. Разобьют у деревни табор, выполнят заказы сельчан — и к новому месту. Так круглый год. Благо здесь не бывает холодов. Можно безбедно и под открытым небом спать.
И так ночь сменяет день, а потом новый день
… И сегодня караван-двуколок с впряженными в них волами медленно подтягивается к разбитому около деревни табору. Едут старики и дети, мужчины и женщины, полуобнаженные или разряженные в цветастые платья, увешанные драгоценными, металлическими и стеклянными безделушками.
Нужда заставляет лохара искать доступный заработок, а их любовь к свободе и память о героическом прошлом скрашивают трудности жизни.
Вот стремительно, как это бывает только в тропиках, упала на землю ночь. Женщины хлопотливо готовили ужин. А позже, когда они занялись мытьем кастрюль, подкрепившие свои силы старики сели у догоравших костров и повели рассказы да песни о битвах и странствованиях далеких предков. Дети, застыв в ожидании, смотрели во все глаза на старших и с восхищением слушали их.
Лохара отдыхали, чтобы с зарею разжечь горны, разложить кузнецкий инструмент и начать свой обыденный труд. Такие вот они цыгане в Индии…, да по всему миру