Данная статья не выражает мнение модератора сайта Истории Земли, но показывает как думают многие, даже вполне образованные наши современники. Что-то есть, с чем можно согласиться, но в целом Русь наших предков в представлении большинства все еще темная и дремучая…..
Не входя в оценку тех политических и, весьма вероятно, небескорыстных мотивов, по которым Византия озаботилась специальной проповедью христианства среди славян и решила дать им возможность читать на родном языке Священное писание и слушать церковную службу, они имели огромнейшее влияние на весь ход их последующей исторической жизни. Если принять во внимание, что язычество на Руси того времени давало лишь самые скудные представления о внешнем и внутреннем мире человека, то введение христианства явилось для него первой цельной космологией и вместе с тем первым кодексом нравственности; оно окружало человека красотой величественных храмов, примерами аскетизма, давало ему перспективы будущего спасения.
Наконец, оно представляло начатки книжного просвещения. Конечно, такой переход от старого к новому в массах народных происходил чрезвычайно медленно. При таком положении вещей с самого начала неизбежно было возникновение того «двоеверия», которым учителя русской церкви именовали духовное состояние русского народа в первые века христианства.
Двоеверие состояло в том, что в народном мировоззрении и в жизни одновременно существовали и действовали элементы старого язычества с изначальными инстинктами и темным суеверием, с одной стороны, и новой религии с ее стройной догматикой, учением кротости и милосердия, мыслью о будущем спасении — с другой. Эта раздвоенность, яркий отпечаток пестрой смеси язычества и христианских представлений и породили на Руси такое явление, каким стал духовный стих, странствующий, бродящий из конца в конец по дорогам и весям русской земли.
Духовные стихи слагались и развивались на Руси, по-видимому, в особом кругу лиц, которые чаще всего пели и читали церковные проповеди, религиозные песни и, естественно, запоминали самые глубокие из них, особенно те, которые были связаны с Великим постом и подвижными праздниками от Пасхи до Недели Всех Святых. Кроме духовных лиц, авторами духовных стихов были полуобразованные люди, низкие причетники, а чаще всего странники по святым местам, называемые «калики перехожие». Поначалу это были люди сильные телом и духом, смелые и отважные, не боявшиеся опасностей дальнего пути. Поэтому в некоторых духовных стихах «калики перехожие» изображаются даже в образах могучих русских богатырей, от зычного голоса которых люди падают на землю.
В образе калики отправляется в Иерусалим замаливать свои грехи былинный новгородец Васька Буслаев. Впоследствии образуется в поисках правды божьей особая группа людей, принадлежащих к самым низшим слоям населения. Соответственно этому видоизменяется характер каличества. Постепенно каличество в Святую землю почти прекращается, и калики ограничиваются менее трудным странствием по местным, русским святыням. Численность новых калик быстро увеличивается и берет перевес над паломниками — «аристократами», исполнителями и хранителями духовных стихов, наконец, становятся люди, и причем преимущественно такие, которые по своим физическим недостаткам не способны были к труду: убогие, увечные, слепые.
Это не домовые хозяева, это бездомные странники, зарабатывающие себе своим песенным «промыслом» проживание, собирающие за свое искусство добротные даяния.
Духовные стихи — богатейший религиозный эпос — в свое время воспринимались с полною верою и благоговением.
Несмотря на обилие вымыслов и легендарных элементов в песнях, все они проникнуты глубокою любовью к истине всего передаваемого, производящей своей наивной простотой трогательное впечатление.
Кроме того, многие из них отличаются живой поэтической прелестью. Шли века и года, а изначальное художество слова не сходилось с книжной беллетристикой. Оно будто не хотело расставаться с широким привольем, не знающим застывшей формы, раз и навсегда высказанной и записанной.