Словосочетание «Сады Семирамиды» у большинства людей ассоциируются с одним из чудес Света, совершенством архитектуры и дизайна. Упоминая имя легендарной царицы Ассирии, не каждый назовет хотя бы несколько фактов из ее биографии. Достоверная информация сохранилась в аккадских легендах, чья мифология играет существенную роль в различных азиатских странах до сих пор. Так у некоторых античных авторов можно встретить упоминание о Семирамиде как основательнице Вавилона и владычице всего континента.
Но любая легенда имеет под собой реальную почву. Историки смогли установить прототип царицы. Это еще одна властительница по имени Шаммурамат. Она единолично правила Ассирией за 9 веков до новой эры. Но вот к Висячим садам эта царица не имеет никакого отношения, уверены исследователи.
По чьей задумке возникли Висячие сады
В современной истории говорится, что основателем Висячих садов Семирамиды был царь Навуходоносор ІІ, правивший землями Вавилона в 605-562 годах до новой эры. Он действительно построил немало башен и разбил десятки садов. Распространенная версия гласит, что вавилонский правитель повелел создать сад невиданной красоты для жены. Дочь Киаксара Амитис тосковала по своим мидийским землям, а потому роскошный подарок мог бы скрасить ее воспоминания о Родине.
Согласно другой легенде приказ о сооружении в Ниневии невероятного ансамбля отдал ассирийский царь Синаххериб, вошедший на престол почти за столетие до Навуходоносора. По мнению Стефани Делии, работающей в Оксфордском Университете, эта гипотеза более правдоподобна, поскольку источники времен последователя Синаххериба ничего не повествуют о прекрасных садах.
Где можно было любоваться Висячими садами Семирамиды
Госпожа Делия отстаивает свою версию расположения садов. Она приводит такое доказательство. На землях Ниневии найден барельеф, украшавший дворец Синаххериба. На камне можно разглядеть рисунок, напоминающий Висячие сады. Исследовательница думает, что руины древнего Сада спрятаны в недрах массивного кургана в окрестностях Мосула на севере Ирака, поскольку в этом районе простиралась Ниневия. Подтверждением гипотезы Стефани служит текст. В нем есть упоминание о «чуде для всех людей» на территории дворца Синаххериба. К тому же Ниневию часто называли в качестве «Древнего Вавилона», что могло исказить представление о месторасположении одного из Чудес Света.
Но еще в XIX веке неоднократно предпринимались попытки отыскать землю, где бы могли располагаться Сады. Первым эту задачу пытался разрешить Роберт Кольдевей. Германскому историку удалось получить пространную модель Вавилона образца VI века до новой эры. Исследуя северные пределы палат Навуходоносора, археолог обнаружил сооружение, не характерное для изучаемой местности. Постройка имела трехшахтную систему водоснабжения. Кольдевей решил, что это и есть легендарные Висячие сады. Но согласились с ним не все. Часть специалистов склонны были видеть подарок Семирамиде на берегах Евфрата, утверждая, что они располагались на мосту, ширина которого позволяла не только перебираться через реку, но и любоваться рукотворной красотой.
Как выглядели Висячие сады
Старания античных писателей не пропали и в случае с Висячими садами Вавилона. В трактатах можно встретить описание различных диковинок. Если верить авторам, то сады умещались на башне, имевшей 4 яруса. Вся конструкция походила на холм, расцвеченный разнообразными растениями. Строительство такой башни требовало глубоких инженерных знаний.
Цельные каменные перекрытия опирались на крепкие своды, установленные на колонны. Сначала на террасы укладывалась плитка, поверх которой заливался асфальт или что-то типа того. Для защиты нижнего яруса от внешних осадков использовались свинцовые щиты. Земля насыпалась толстым слоем, что позволяло высаживать различные растения – от нежных цветов до массивных деревьев.
С одного яруса на другой можно было взобраться по широкой лестнице. Воду подавали на верхний уровень, затем она стекала вниз по многочисленным желобам. На каждом этаже имелся небольшой пруд и водопад. Издали создавалось впечатление, будто сады Семирамиды парили (висели) над землей.