Собрав воедино имеющиеся почти у всех народов мира предания о самой грандиозной в истории Земли катастрофе получился результат, о котором пойдет здесь речь. Итогом катастрофы явилось перемещение нашей планеты на свою современную орбиту. Изменился также наклон оси и скорость вращения вокруг нее и вокруг Солнца. Кроме того, именно тогла Земля приобрела Луну и потеряла водно-паровую оболочку.
В данной работе автор поставил перед собой цель суммировать результаты своих предыдущих исследований в этом направлении и дополнить их преданиями из шумерской, греческой, скандинавской, германской и других мифологий.
Появление луны и предания о лунном кролике
Одним из самых ярких и запоминающихся событий той катастрофы было появление на небе Луны. До этого, согласно преданиям большинства живущих на Земле народов, Луны не было.
Появление Луны отражено в индийском предании о пахтанье океана, шумерском мифе «О Горе Небес» — в эпизоде рождения Нинлиль в толщах Земли бога Луны Нанну, которому было суждено подняться на небо, чтобы освещать Землю и показывать смертным смену времен. Появление Луны также отражено в египетском мифе об отречении Ра от престола в пользу Тота, согласно которому они стали сменять друг друга на троне и день стал чередоваться с ночью, а на небе появилась Луна.
Появление Луны также описано в поэме аккадян и вавилонян «Когда вверху» — в эпизоде о создании Мардуком Луны: «Потом он создал Луну, ночь ей доверив. Короной он Луну одарил, чтобы ее рогами-зубцами мерить время. День же отдал Мардук Шамашу…».
Появление Луны на небе охарактеризовано в преданиях практически всех остальных живущих на Земле народов.
Согласно индийскому преданию о пахтанье океана, изложенной в разных вариантах в «Махабхарате», «Рамаяне» и пуранах, Луна появилась из воды (океана). В легенде австралийцев «Как появилась на небе луна» также говорится, что Луна появилась из воды. В шумерском мифе о Горе Небес утверждается, что Луна «вышла» из недр Земли.
Первое время после появления на ночном небе луна была почти такой же яркой как солнце. Испугавшиеся этого боги кинули в нее кроликом (вариант, Солнце обдало Луну золой, грязью и т.д.) и тем самым наполовину затушили ее яркость.
Предание о лунном кролике (в той или иной форме) можно встретить у многих проживающих на разных континентах народов.
Появление солнца над Северной и Южной Америкой
Согласно преданиям майя, науа и ацтеков, появление на небе луны произошло на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох (Третьего и Четвертого мира майя) и было не единственным кульминационным событием того времени. Чуть раньше луны на небе появилось солнце, которого до этого на территории обеих Америк тоже не было, и Земля была погружена во мрак. Предки индейцев жили в подземном поселении Тулан-Чимосток, расположенном «там на востоке».
«Облачно и сумрачно было тогда на поверхности Земли. Солнца еще не существовало…
Небо и земля, правда, существовали, но лики Солнца и Луны были еще совершенно невидимы…
Лик Солнца еще не появился, и лик Луны также; не было еще звезд, и заря еще не занималась» («Пополь-Вух»)
«Вскоре один из богов воскликнул: «Смотрите! Смотрите!». Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.
Появление Луны в легендах индейцев
Но когда солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе солнце. Это был Текусистекатль (бог, который стал Луной – А.К.), который бросился в костер вслед за Нанауацином (бог, который стал Солнцем — Тонатиу – А.К.). Это второе солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи» (А.Н. Фанталов «История и мифология Месоамерики»).
В одном из вариантов славянского предания Сварогова цикла о битве сварожичей – сторонников божественного порядка под предводительством Сварога и сварожичей – противников божественного порядка под предводительством Денницы тоже содержится намек на появление солнца или, скорее, даже какого-то нового светила, потому что раньше, согласно этому преданию, на Земле не было ночи.
После поражения приверженцев Денницы Сварог повелел ему стать светилом дня до окончания веков, чтобы освещать новый мир— Землю. Поэтому его стали величать Даждьбог, ибо он давал тепло, траву для скота и хлеб для людей, и сами люди, памятуя, что они потомки первых людей, сотворенных Денницей, величали себя Даждьбоговы внуки.
Изменение направление движения Солнца с направления север-юг на восток-запад
Многие предания ацтеков и майя заостряют внимание на то, что появившееся на небе солнце было очень ярким и горячим (как и луна) и сразу же высушило поверхность влажной и илистой Земли. «И зной его был непереносимым, хотя оно только еще показалось в тот момент, когда оно было рождено. То, что осталось в настоящее время, — это только лишь отражение в зеркале. Конечно, это было не то самое Солнце, которое мы видим; так об этом говорится в их древних сказаниях» («Пополь-Вух»).
Едва появившись, оба светила – и Солнце, и Луна — стали непредсказуемо и совершенно по-новому двигаться по небосводу.
В мифе австралийских аборигенов тоже говорится, что после великой тряски и большой воды солнце начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после стало приходить с востока и уходить на запад.
Изменение движения Солнца по небосводу на восток – западное отмечено, по меньшей мере, в мексиканских, египетских, китайских и австралийских преданиях.
О движении солнца, луны, планет и звезд после катастрофы по-новому свидетельствуют и древнекитайские предания. Согласно одному из них «планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю… Да и сама земля стала терять свой облик. Звезды стали уплывать с неба и исчезать в зияющей пустоте».
Сходный сюжет можно увидеть и в священной книге зороастризма «Бунда-хиш» (современный Иран):
«Когда Анхра-Майнью (руководивший силами Тьмы) наслал неистовый разрушительный мороз, он также напал на небо и привел его в беспорядок». Это позволило ему завладеть «одной третью неба и закрыть его тьмой», в то время как наползающие льды сжимали все вокруг.
Земля в огне
Еще один весьма распространенный мотив ацтекских преданий — появление солнца и луны из костра или огня до небес, который можно интерпретировать как охваченную пожарами Землю.
«Нанауацин (бог, который стал Солнцем — Тонатиу) без колебаний бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба. Богатый Текусистекатль (бог, который стал Луной) устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его…» (А.Н. Фанталов «История и мифология Месоамерики»).
Сходная версия образования солнца и луны из костра приводится во «Флорентийском кодексе».
В книге М.Гролиша «Монтесума» дается несколько иная трактовка происходивших на Земле событий.
«Сопровождаемый орлом, существом от солнца, он [Кецалькоатль-Нанаутль] устремляется в огонь, умирает, спускается в ад, где одерживает победу над смертью, и совершает жертвоприношение, убив для этого повелителей ночи. Затем, преобразившись в Тонатиу, Солнце, он возносится к небу…
Захваченный примером Кецалькоатля, «4 Кремень» [Науи–Текпатль, который сопровождается эпитетом «богатый»] отваживается на вторую попытку: за ним следует ягуар — ночное животное. Но, то ли по недостатку своего собственного пыла, то ли из-за уменьшения пламени в печи, он превратился в небесное тело с существенно меньшим сиянием».
О том, что во время катастрофы горела земля, свидетельствуют и упомянутые легенда индейцев поно из Калифорнии, согласно которой появившееся солнце опалило Землю, и, в какой-то мере, китайский миф об иссушавших землю десяти солнцах, согласно которому они были рождены богиней Солнца Си-Хэ — женой Ди Цзюня.
Об этом, по-видимому, говорит и постоянное упоминание в мифах ацтеков, науа и майя горячих светил.
О бушевавших по всей поверхности Земли потоках пламени во время гибели первого мира повествуется в легенде индейцев араваков, живущих в Гайане (они спасались от него в подземных убежищах).
Битвы богов
Сходный сюжет имеется в скандинавских и германских мифах о битве богов, великанов и чудовищ и последней битве Рагнарек, во время которой был уничтожен прежний мир. В конце битвы богов, великанов и чудовищ на Землю явились полчища «сыновей Муспелля» огненных духов. В битве Рагнарек огненный великан Сурт испепелил мир своим огненным мечом, который был «ярче Солнца»; в пожаре и наводнении погибли почти все люди.
О гибели первой Земли в огне говорит и упомянутое выше славянское предание о падении на землю горящих бунтовщиков-сварожичей.
«И вот прибыл Сварог. Простер свою десницу, и все замерло. Взмахнул — и все бунтовщики, как горящие звезды, посыпались дождем с небес на разрушенную Персть (первую Землю, в которой все благоухало), на то место, где когда-то стоял Рай-Ирий, где теперь дымились развалины, горели леса и высохли реки и озера.
Горящей звездой сверкнул падающий Денница — и вместе со своими единомышленниками пробил землю, и земля поглотила в своей пучине бунтующих. Так погиб первый мир, первое творение Сварога».
Горящая при появлении Луны земля описана в индийском мифе о пахтанье океана, а также в мифах майя и ацтеков о раскрутке небесного свода, которых я коснусь немного позднее.
Миф о Фаэтоне
Ну и наконец, многим известен греческий миф о Фаэтоне, согласно которому сын лучезарного бога Солнца Гелиоса Фаэтон, получивший от отца разрешение проехаться по небу на его колеснице, не справился с управлением огненными конями. Почуяв свободу, кони то взмывали к самым звездам, то, опустившись, неслись почти над Землей (это еще одно свидетельство хаотического и непредсказуемого поведения светила).
Пламя от близко опустившейся колесницы охватило Землю. Гибли города и народы. Горели горы, покрытые лесом. Дым заволакивал все вокруг. Кипела вода в реках и ручьях . От жара трескалась земля, пересыхали моря, и лучи солнца проникали в мрачное царство Аида. Наконец, по просьбе богини Земли – Геи Зевс громовержец метнул в колесницу Гелиоса сверкающую молнию и ее огнем потушил пожар. Осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса были разбросаны по всему небу (не напоминает ли это китайскую легенду о десяти солнцах?).
Тьма и морозы
Следующей важнейшей особенностью катастрофы на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох является описанная в преданиях ацтеков, майя, инков и многих других американских народов предшествующая ей длительная эпоха тьмы и холода, во время которой люди вынуждены были жить под землей.
«Солнце и луна упали с неба, и мир оставался без света» (легенда индейцев пехуэнчей с Огненной Земли).
«Было холодно и темно, и не было солнца» (А.Н. Фанталов «История и мифология Месоамерики»).
Главное подземное поселение того времени именовалось у майя Тулан-Цуюа (Тулан), а у ацтеков – Чимомосток. И то и другое название переводится как «Семь пещер», поэтому я объединил их под общим именем «Тулан-Чимосток».
«Возникло великое число людей, и в темноте они множились: не были рождены еще ни Солнце, ни свет, когда они умножались» («Пополь-Вух»).
Остававшиеся на земле народы замерзали от холода и голода.
Во разных мифах отражен не длительный период мрака и холода, предшествовавший появлению на небе солнца и луны, как в преданиях жителей Америки, а характерный для любой катастрофы непродолжительный период мрака и холода, во время которого гибнет большая часть растительности, или начало чередования дня и ночи.
Земля имела светлую и темную половины
Анализ распро—странения преданий о тьме и холоде у разных народов позволил мне выдвинуть гипотезу, что Земля состояла тогда из двух противоположных половин – темной, приблизительно соответствующей Южной и Северной Америке и, вероятно, Японии, и светлой, включающей весь остальной мир (граница тьмы и света, по-видимому, проходила через Южную Африку).
Ограничусь здесь подтверждением существования темной и светлой половин Земли, обнаруженным мной в греческих преданиях о Стикс, скандинавских преданиях об инеистом великане Имире, а также в древнеиранской «Авесте», древнеиндийских «Йоге-сутре», Вьяса-бхашья», «Вишну-пуране» и джайнских религиозно-философских представлениях, составляющих основу сакральной географии.
Греческие предания о Стиксе
Стикс в древнегреческой мифологии считалась олицетворением первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа (см. дальше). Гесиод (VIII—VII века до н. э.) в «Теогонии» называл Стикс дочерью Океана и Тефиды, которые обитали на краю света. Океан считался божеством величайшей мировой реки, омывавшей землю и море и служившей приютом солнца, луны и звёзд. На крайнем западе он омывал границу между миром жизни и смерти. На западной окраине Океана, согласно «Одиссее» Гомера (прибл. VIII в. до н.э.), находился вход в подземное царство.
Согласно «Теогонии» Гесиода, Стикс также жила на крайнем западе, где начиналось царство ночи, в роскошном дворце, серебряные колонны которого упирались в небо. Это место было отдалено от обители богов, лишь изредка сюда залетала Ирида (богиня радуги). Под серебряными колоннами дворца некоторыми исследователями подразумеваются падающие с высоты струи источника, дававшие начало реке Стикс. Отсюда воды реки Стикс уходили под землю, в темноту глубокой ночи.
В Гимнах Гомера Стикс называлась спутницей игр богини царства мертвых Персефоны.
На основании всего этого можно заключить, что Стикс являлась олицетворением перехода (границы) между миром света и миром тьмы, который сопоставлялся с царством мертвых. Граница между светлой и темной половинами Земли находилась на крайнем западе, и царство ночи со стороны наблюдателей из Греции должно было соответствовать обеим Америкам, что подтверждают предания американских индейцев о жизни их далеких предков в период тьмы.
Великан Имир
Инеистый великан Имир или Аургельмир в германо-скандинавской мифологии считался первым живым существом, из которого был создан мир. Имир родился «во времена, о которых не знают ни люди, ни боги, ибо не было способных запомнить, когда родился великан Имир». Имир произошёл изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Под Эливагаром в скандинавско-германской мифологии подразумеваются двенадцать потоков, которые брали своё начало в источнике Хвергельмир — потоке в Нифльхейме («стране мрака»), из которого вытекали подземные реки, в том числе Гьёлль, текущая рядом с Хель (царством мёртвых).
Таким образом, в мифе об инеистом великане Имире прослеживается уже знакомый сюжет о существовании светлой и темной половин Земли и сопоставления темной половины Земли — зоны мрака с подземным царством мертвых.
Представления о Земле, состоявшей из светлой и темной половин, также содержатся в священной книге зороастрийцев «Авесте». В ней говорится о неподвижно сиявшем над полярной областью Земли солнце, так, «словно постоянно стоял полдень» и «мир оставался неподвижным и неизменным». И только после «совершения тройного жертвоприношения» [уничтожения растения, убийства быка и человека] «солнце стало двигаться по небу и регулировать смену времен года в соответствии с истиной-аша».
Источник http://www.dopotopa.com