Церковь для тех, кто в ней нуждается.
Ты же не ходишь к врачу, когда здоров?
Рано или поздно любой человек с религией сталкивается. Кому-то веру, в какой-то мере, внушили ещё в детстве, а кто-то приходит к ней в более или менее сознательном возрасте, обычно под влиянием сложных жизненных обстоятельств. А многие до конца дней своих остаются закоренелыми атеистами. Говорят, есть даже такая диковина как православные атеисты. Хотя можно предположить, что при исключении постороннего влияния человек с детства мог бы оставаться язычником.
Некоторые люди веруют истово и безоговорочно. Не пропускают служб, знают назубок все праздники, обряды и таинства, участвуют во всех церковных мероприятиях. Таких, сравнительно, немного. Хотя бы потому, что далеко не у всех на это есть время. Не говоря уже о желании, а точнее, об его отсутствии.
Другие относятся к религии спокойно. Хотя крещены и считают, что Бог в каком-то виде существует, но в каком именно, особо не задумываются. Церковь регулярно не посещают и в таинствах не участвуют. Однако церковные праздники знают и отмечают. Хотя и сугубо мирским образом. Веруют по традиции или, так сказать, на всякий случай. Таких, несомненно, во много раз больше.
А если у человека есть достаточно значительный интерес к познанию, он, рано или поздно, хоть в какой-то мере, задумывается, насколько религия соответствует его представлениям о ней. Поскольку, несмотря на двухтысячелетнее существование, к примеру, христианства и разработанность вопросов этой религии, представления о ней у разных людей очень сильно разнятся.
Да это и просто интересно. Ведь как бы не относиться к собственно религии, в данном случае, христианству, это, прежде всего, история. Правда, если судить по Библии, то это история, как ни странно, в основном, одного народа. Такая вот исторически сложившаяся несправедливость, которая, тем не менее, легко объяснима. Дело в том, что все христианские народы считают своей религией, на самом деле, чужую. Так как изначально христианство возникло, как протест против многих положений официальной религии – иудаизма, в среде древних евреев. Тем не менее, самым непостижимым образом для христиан, наряду с Новым Заветом, священной книгой является и святыня иудаизма – Ветхий Завет, во многом противоречащий первому.
Здесь по ходу возникает интересный вопрос. А каким оно было, это первоначальное христианство? Многие выдающиеся исследователи пытались прояснить этот вопрос, уверенно заявляя, что с течением времени христианство, под влиянием Церкви, претерпело очень большие изменения, и не в лучшую сторону. Хотя бы по той простой причине, что, в отличие, к примеру, от мусульманства, оно не имеет надёжного первоисточника, изложенного самим его основателем. Поэтому в Библии о христианстве изложены всего лишь мнения различных древних пророков, мягко говоря, весьма отличающиеся друг от друга и допускающие множество толкований даже по одному и тому же вопросу. А для того, чтобы привести их к единому мнению, собирались так называемые Всемирные Соборы Церкви, на которых принимались решения простыми смертными путём голосования, да ещё под давлением императоров. Поэтому легко себе представить, как далеко в сторону от первоначального могло уйти христианство и кому это было нужно и выгодно.
На мой же, абсолютно не профессиональный взгляд, ответ на вопрос о сути первоначального христианства лежит, в общем-то, на поверхности. А заключается он, по моему мнению, всего в двух содержащихся в Библии положениях, приписываемых самому Иисусу Христу. Бог – это Любовь и Совесть и не сотвори себе кумира, из которых, при желании, легко можно сделать множество далеко идущих выводов.
Первое можно, например, понять не только как буквальный призыв к братскому отношению людей друг к другу. Ведь не зря христиане обращались между собой как братья и сёстры во Христе. Но и как утверждение, что именно это является главным в христианстве, а вовсе не различные тонкости постулатов Веры, не всегда доступные пониманию простого народа. Второе тоже не однозначно. С одной стороны, раз богом для людей должны быть Любовь и Совесть, значит, в кумирах просто нет необходимости, в смысле, в иконах и статуях. А с другой, может быть, даже и в храмах, где они находятся. Мы же сейчас понимаем это выражение как призыв, не полагаясь на мнения авторитетов, иметь своё собственное мнение. Как говорили древние, подвергай всё сомнению. А оно особенно необходимо при изучении Библии, в которой на каждом шагу содержится масса противоречий, а то и несуразностей, в которые верить просто невозможно.
Разумеется, никогда не будет такого, чтобы все люди, на самом деле, относились друг к другу как браться и сёстры. Однако величие идеалистического учения Иисуса Христа и состоит в том, что именно это должно быть ориентиром для дальнейшего развития человеческого общества, а не противоречивые измышления различных пророков, архаичные обряды и якобы таинства, придуманные Церковью. И именно поэтому был распят Иисус Христос. Потому что его учение полностью выбивало почву из под ног иудейских первосвящеников. Оно провозглашало совершенно другие ценности, нежели в заповедях Моисея. Надо отдать им должное, они смогли увидеть в небольшой секте иудаизма весь её будущий потенциал, так как сразу поняли всю притягательность её положений для простого народа.
В то же время римские язычники относились к последователям христианства несколько иначе.
«Христиане ведь еще и теперь почитают того великого человека, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства… Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут её сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. Поэтому они одинаково ко всему относятся с презрением и все доходы считают общими, так как всё подобное они принимают без какого-либо достаточного доказательства».
Этому римскому язычнику не откажешь в логике. Он, действительно, мыслит разумно и основательно. Признаёт величие Христа, но сам он прагматичен и не желает умирать раньше времени неизвестно за что. И больше всего удивляется легковерию, наивности и доверчивости христиан, даже, можно сказать, жалеет их. Однако он уважает себя и не хочет быть братом, кому попало только на основании общей веры, то есть, справедливо считает, что все люди разные, несмотря на общую веру. Особенно интересно здесь, что, как видно из его слов, первые христиане, действительно, были бессребрениками и с презрением относились к суете жизни.
Как ни удивительно, но уже в самом начале христианской эры выдающиеся мыслители того времени сомневались не только, конкретно, в христианстве, но и вообще в религии как таковой. Так римский философ Сенека весьма реалистично утверждал, что «Чернь считает религию истиной, мудрец – ложью, правитель – полезным изобретением». А арабский мыслитель Абу Бакр Мухамад Ар-Рази пошёл ещё дальше: «Истина едина, а религий множество. Следовательно, все религии ложны».
Тем не менее, со временем они оказались не только достаточно живучими, но и способными к восстановлению, что очень хорошо заметно на примере нашей страны. Правда, в нашем случае религия и прежде всего, церковь поднимается благодаря немалой государственной поддержке. Более того, похоже, что дело идёт к признанию христианства государственной религией. А отдельные его ревнители договорились уже до того, что русский человек сейчас, как и всегда был, за Бога, царя и Отечество, что истине, мягко говоря, не соответствует. Ведь веруют далеко не все, царя нет вовсе. Отечество, да это святое для каждого русского человека, однако это не повод пристёгивать сюда остальное. Подавляющее большинство нашего народа считает себя православным скорее по традиции и в архаичных церковных ценностях особо не нуждается. Царя и упоминать не стоило бы. Так что триединства не получается. Для всех остаётся только Отечество. И этого уже не мало. Хоть с Богом, хоть с предками в душе.
Но со здравым смыслом обязательно.
Сейчас много и многие говорят об отсутствии идеологии. Не знаю, может быть, она и нужна. Правда, в своё время её наличие нам ничем не помогло. Важнее другое. В нашем народе с древнейших времён живёт здоровая народная духовность, неподвластная никаким религиям, как система взглядов для огромного количества людей, не приемлющих архаичные церковные догматы и обряды. Это народное мировоззрение, существующее в пределах здравого смысла, основанное на уважении к природе и почитании памяти предков, которое немыслимо без стремления к продолжению рода и справедливости, без уважения к языку, истории и культуре своего народа, выражаемых в активной жизненной позиции.
А если всё же говорить об идеологии, то в разные времена она у нас была, естественно, разной. Сначала за Веру, царя и Отечество, потом за мировую революцию, затем вперёд к победе коммунизма. Когда ни то, ни другое, ни третье не получилось, наступили, естественно, глубокое разочарование и растерянность. Пока в одной из песен не прозвучало: «Была бы страна родная, и нету других забот». Вот это и есть, на самом деле, наша идеология.
А что это, действительно, так, убедительно подтверждают последние события.
Несмотря на то, что наш народ живёт пока в далеко не справедливых условиях дикого олигархического капитализма и, как следствие, дичайшего социального неравенства, тем не менее, находится достаточно много людей, готовых отдавать свою жизнь не только за защиту своих родных и близких, но и за будущее нашего Отечества.
Глубокий им поклон, честь и хвала.