Северские, севрюки, северяне — название коренного населения Северских земель в бассейне рек Десны, Сейма и Сулы.
История этого народа загадочна и малоизвестна. По описанию преподобного Нестора племя это было дикое и суровое: «…живяху въ лесе, якожа всякiй зверъ, ядущие всё нечисто, срамословье въ них предъ отъци и снохами; браци не бываху въ нихъ, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовская игрища и ту умыкаху жены собе, съ нею же кто съвещащеся; имяху же по две и по три жены. А ще кто умираще, твораху надъ нимъ трызну и по семъ собравше кости и вложаху въ судину малу и поставляху на столпе на путех».
Какие земли относили к Северщине
Несмотря на название, это были отнюдь не самые северные земли на территории, занятой славянскими народами. К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский (пожалуй два вышеперечисленных города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск (в меньшей степени), Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск и Курск (это вообще не северный город в масштабах страны).
Границы Северской земли (и её производных — Черниговским, Новгород-Северским и Курскими княжествами) никогда не была постоянной. Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, которое являлось его вассалом. В стародавние века Северяне находились между двумя племенами — Полянами на западе и Вятичами на северо-востоке.
Происхождение этнонима “Сиверо, севера” до конца не ясно. Наиболее оптимальный и весомый вариант – производное от слова “савир”, от названия потенциальных предков Севрюков – протоболгар-савиров. В центре Рыльска на горе Ивана Рыльского, сохранившейся со скифских времён практически не тронутой, было найдено ритуальное захоронение женщины с конем алано-булгарской культуры, так что савиры сыграли в этногенезе далеко не последнюю роль!
Что еще известно о севрюках
В VIII – X вв. севрюки платили дань хазарам «…по беле и вевернице отъ дыма».
В 884 г. князь Олег утвердившись в Киеве подчинил севрюков своей власти в составе Древнерусского государства, «…возложив на них дань лёгку и не даст имъ, Казаромъ, дань платити, рекъ: азъ имъ противенъ, а вамъ нечему».
Проживая в порубежье Дикого Поля, знающие степь, севрюки охотно нанимались Московией и Княжеством Литовским на охрану южных рубежей своих государств.
В Смутное время севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти ответили карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей.
После 1613 г., по прошествии Смутного времени, упоминание о севрюках как народе, исчезает из исторических документов. Большая часть этого народа ассимилировалась в среде населения Московии и Малороссии. Некоторые осели в восточной Белоруссии, часть стала крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон, дав диалектическую и антропологическую основу Низовым Донцам.
От населенных пунктов мало что осталось. У села Глушково две городищенские насыпи долгое время именовались Севрюками, существовал в тех краях и хутор Севрючий.
Где находится с. Глушково? В пригороде Белгорода есть село Севрюково.
Однако на юге России сохранился северский язык — от Беларуси до Приморья.