Святая Русь — космические истоки

Мы почти перестали замечать звезды. Земные огни уже давно заслонили их, особенно в больших городах. И нам уже трудно до конца понять великого философа Канта, утверждавшего еще в прошлом веке, что есть в мире всего лишь две вещи, по-настоящему достойные  восхищения: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас.

 А между тем, звездный узор — одна из важнейших нитей, связывающих нас не только с тайнами мироздания, но и с миром наших далеких предков. Время не щадит ни книг, ни городов, ни храмов. По некоторым оценкам, например, до нас дошло не более одного процента богатейшей литературы Древней Руси. Из многих тысяч шедевров древнерусского деревянного зодчества сохранились лишь единичные и весьма поздние экземпляры, созданные уже в эпоху хорошо освоенного каменного строительства, приведшего к упадку и существенной деградации деревянной архитектуры. Лишь руины, мусорные ямы, остатки фундаментов, немного текстов и старые, очень старые, вещи, в большинстве своем дошедшие до нас лишь потому, что либо были выброшены, придя в негодность, либо сопровождали владельцев в мир иной (а что о нас cмогут узнать наши далекие потомки по нашим могилам?) — вот и все, чем в большинстве случаев приходится довольствоваться, реконструируя духовный и интеллектуальный мир ушедших цивилизаций. Но без такой реконструкции нам не понять в достаточной степени ни своего прошлого, ни самих себя, ни своего будущего, которое почти всегда есть лишь продолжение начатого в прошлом — «что было, то и будет, и ничего нет нового под солнцем». Не понятое и униженное прошлое грозит ничтожным будущим. И наоборот — величие Духа прошлых поколений может дать силы и ощущение смысла жизни человеку нынешнему, порой растерянному и разуверившемуся во всем в пучинах смутного времени.

Мир сейчас стремительно меняется — быстро, как никогда ранее. Вместе с миром меняется и человек: ведь он есть не только «то, что он ест», но и то, что он слышит и видит. В большинстве своем он стал сегодня «человеком телевизионным», «человеком газетным», «человеком компьютерным»…  Но среди всего этого жив в нас еще и «человек небесный», по-прежнему способный, хотя и очень редко, восхищаться звездным небом. Восхищаться так, как в свое время восхищался воспитанник Киево-Могилянской  академии Михаил Ломоносов, назвавший  «Вечерним размышлением о божием величестве…» одно из самых известных своих стихотворений со знаменитыми строками: «Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна». А ведь именно этот «звездный интерьер» и есть та константа, которая связывает народы самых разных эпох и цивилизаций. Тысячелетиями будил человеческую мысль этот непреходящий звездный хоровод, побуждая «человека разумного» к «вечерним размышлениям» на одну и ту же извечную тему. Мы, привыкшие к электрическому свету, пожалуй, сильно недооцениваем роль звездного неба в интеллектуальном и культурном развитии человеческой цивилизации. В излагаемых далее гипотезах «звездный фактор» рассматривается как определяющий в формировании самого широкого круга мифов, образов и понятий, «астральное происхождение» многих из которых сегодня уже основательно забыто, но вполне поддается научной реконструкции и способно вполне ощутимо повлиять  на наше нынешнее мировоззрение.

 Земное отражение неба

 Золотой нитью через всю историю человеческой культуры проходит мысль о том, что небесный порядок может и должен быть залогом порядка земного.

Древняя китайская максима гласит: «Те, кто в Поднебесной вершат дела, не могут не иметь образца, не бывает так, чтобы дело могло быть сделано без образца… Нет ничего лучше, чем взять за образец небо» [8, с. 274]. То, что в древнем Китае подобные изречения воспринимались не только как абстрактная мудрость, но и как руководство к вполне конкретному действию уже на самых ранних этапах китайской цивилизации, было со всей очевидностью подтверждено в 1995 году, когда мировую прессу облетело сообщение представителей астрономического музея Китая о том, что в развалинах эпохи яншаоской культуры в провинции Хэнань обнаружена первая в мире астрономическая карта. Возраст ее был определен в 6400 лет, причем представляла она собой композицию самих развалин той эпохи. Другими словами, древнекитайские строители действительно использовали «небесный план» как идеальный образ создаваемого на земле.

В культуре Вавилонии, явившейся фактически одним из фундаментов христианского Ветхого Завета, царило устойчивое представление о том, что «низ» (земля) есть ничто иное, как отражение «верха» (небес). Прообразы всего сущего:  стран, рек, городов, храмов существуют на небе в виде звезд. Земные предметы являются лишь отражением небесных. План Ниневии первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле [11, с. 653]. На сегодня некоторые из таких соответствий уже удалось восстановить, но реконструкция большинства из них еще впереди.

Гораздо больше определенности в этом смысле мы уже имеем в Древнем Египте. «Как вверху, так и внизу» — гласит один из основных принципов Гермеса Трисмегиста, мифического «Писца Богов», заложившего по оккультному преданию в благословенном Египте основы тайных учений всех времен и народов. Европейское Возрождение очень многим обязано именно герметическим трактатам, проникшим в Европу с падением Константинополя в 1453 году. Но еще до этого в Европе был известен «Асклепий», основная идея которого  заключалась в провозглашении человека величайшим чудом Вселенной, что стало одним из краеугольных камней и ведущей идеей Возрождения. В этом же трактате мы можем найти и такие строки: «…Разве ты не знаешь, Асклепий, что Египет является образом неба или (что будет вернее) местом, куда переносится и низводится все, что управляется и приводится в движение на небе? А еще вернее будет сказать, что страна наша — это храм всего мира» [6, с. 24]. 

Орион и Великие пирамиды

То, что за этими утверждениями стоят вполне конкретные факты, было со всей очевидностью доказано лишь несколько лет назад, когда в 1994 году на европейских прилавках появилась сенсационная книга «Тайна Ориона» с весьма многообещающим подзаголовком: «Через более чем 4000 лет загадка пирамид наконец разгадана». Основная идея книги заключалась в том, что композиция трех Великих пирамид в Гизе однозначно соответствует расположению трех звезд пояса Ориона, а размещение других пирамид и священных мест эпохи Древнего царства может быть также соотнесено с наиболее примечательными звездами этого участка неба [2].

orion1
Рисунок 1. Орион и Великие пирамиды.

Аналогичные гипотезы выдвинуты и по отношению к целому ряду других, более поздних, но не менее знаменитых сооружений. Так, например, высказано достаточно обоснованное предположение о том, что размещение французских средневековых соборов, посвященных Богоматери, соответствует расположению звезд в созвездии Девы [20].

Основной же пафос и главная идея данной статьи заключаются в доказательстве того, что наиболее величественный и древний образ неба, послуживший своего рода естественным прообразом для всех прочих, сформировался на нашей земле и смежных с ней пространствах. И связан он в первую очередь именно с Орионом и окружающими его созвездиями.

 Под знаком Ориона

 Общепризнанно, что Орион является самым   красивым   созвездием  южного неба,   видимым   в    наших   широтах. Так как собственные движения  ярких  звезд   Ориона  весьма невелики, то и наши далекие предки видели расположение  его  звезд  таким  же, как и мы.  В наше время Орион наиболее хорошо виден на вечернем небе в  декабре. Из астрономических справочников можно узнать, что его ярчайшая   звезда   —   оранжево-красная Бетельгейзе (от  арабского Ибт  аль Джазуах  —  «плечо» или «подмышка») была  первой звездой,   угловой   диаметр   которой   был измерен  в  начале  нашего  века. А вблизи пояса    Ориона,  в его  мече, находится хорошо   видимая   в   бинокль   Большая Туманность Ориона, фотография которой является непременным украшением иллюстрированных изданий по астрономии.

По греческим мифологии великан Орион  был  сыном  Посейдона  и богини земли Геи. Впоследствии он стал знаменитым   охотником и  похвалялся тем, что нет  животного, которого  он не мог бы победить. За это бахвальство Артемида, богиня охоты, наслала на него Скорпиона. О происхождении же имени великана греческие мифы молчат. Однако современные исследования доказывают, что название Орион гораздо старше древнегреческих мифов и происходит скорее всего от шумерского (а значит и индо-европейского) словосочетания Uru-Аnna, что означает «свет неба» и может быть отождествлено с понятием «созвездие» — просто «созвездие», подобно тому, как названия Инд и Дон означают просто «река».  Другими словами, будучи первым из звездных узоров, выделенных и названных первобытным человеком, оно через тысячелетия пронесло такое имя, которое сегодня свидетельствует о его первичной выделенности и главенстве. Это аналогично тому, как жители пригородов и окрестностей большого города в быту гораздо чаще используют для его обозначения просто слово «город», чем общепринятое название, так как и так ясно о чем идет речь.

Нельзя не заметить некоторое созвучие названия Украины с древним Uru-Аnna. А международная аббревиатура UA, принятая для обозначения нашей страны, неким мистическим образом указывает и на возможность других, более глубинных связей Украины с «небесным светом». Во всяком случае, средневековому Западу Орион виделся славным рыцарем, а поиск истинных истоков европейского рыцарства привел серьезных западных исследователей не куда-либо еще, а именно в скифо-сарматские степи [7]. Вполне возможно, что и средневековый рыцарский штандарт Орифламма, интерпретируемый обычно как некое «золотое пламя» (от латинского aurum золото + flamme пламя), в действительности являлся «огнем Ориона» и символизировал главного Небесного Рыцаря как божественного покровителя всех земных рыцарей.

Средневековое изображение Ориона
Средневековое изображение Ориона

Обратим также внимание и на то, что по греческой мифологии Орион был порождением Земли (Геи) и Воды (ПосейДОНа), которые, следовательно, должны были каким-то образом  передать ему в наследство свой образ. Для выяснения того, что это за образ, обратимся к Ригведе — древнейшему из дошедших до нас почти в первозданном виде свидетельств прошлого, великому началу всей мировой литературы.

«Индра, чьему обету следуют реки»

Самым популярным мифологическим персонажем «Ригведы» является Индра. Одному ему посвящено более 250 гимнов. Только его имя сопровождается эпитетами «царь богов» и «царь всей вселенной».

Среди всех богов «Ригведы» Индра является наиболее антропоморфным, т. е. человекоподобным. Подробно описываются его части тела, лицо, рост. Отмечается его мужественность и сила. По предположению целого ряда исследователей антропоморфность Индры во многом определяется тем, что у этого бога Ригведы был величественный небесный прототип в виде созвездия Ориона. Связь с созвездием подтверждается и тем, что в более поздних вариантах, в «Атхарваведе», мать Индры отождествляется с ночью. Индре в его подвигах помогает божественная собака Сарама, («гончая Индры») которая однозначно отождествляется с созвездием Большого Пса, а точнее — с его наиболее яркой звездой Сириусом.

Среди эпитетов Индры часто встречаются также «растущий» и «усиливающийся», что по всей видимости является отражением одного весьма примечательного астрономического факта: вследствие прецессии земной оси высота созвездия Ориона над горизонтом последние 12 тысяч лет постоянно увеличивается. Это изменение составляет примерно полградуса за столетие, а это значит, что в пределах жизни одного-двух поколений Индра «становился выше» примерно на диаметр полной Луны. Незамеченным для людей, внимательно наблюдавших за окружающей природой, такой процесс остаться просто не мог. А, будучи «наиболее человеческим богом», Индра, возрастая, символизировал, по-видимому, в сознании древних наблюдателей неба и возрастание Человека. Более того, это явление могло быть одним из фактором, вдохновлявшим наших далеких предков на интеллектуальные дерзания, на расширение и возрастание собственных пределов. Ведь не случайно именно за эти последние 12 тысячелетий наблюдается наиболее интенсивный рост человеческой цивилизации: начиная от неолитической сельскохозяйственной революции и заканчивая современной компьютерной революцией.

Основной миф Ригведы, бесконечно повторяющийся из гимна в гимн, о том, что Индра убил змея Вритру (что означает “враг”, “препятствие”, “преграда”),  запрудившего течение рек, и тем самым выпустил течь свободно реки, которым он пробуравил русло. Связь с реками является одной из наиболее характерных черт мифологического Индры. Попробуем разобраться, какие исторические реальности могли стоять за этим весьма примечательным фактом. В наше время Орион «царствует» на ночном небе в декабре. Но так было отнюдь не всегда, и если рассмотреть эту ситуацию с учетом прецессии земной оси, то могут обнаружиться весьма любопытные факты. Во-первых, выяснится, что чем дальше мы будем двигаться в глубь времен, тем ближе к летним месяцам будет передвигаться период ночного царствования Ориона. Во времена «сотворения мира» 7500 лет назад это был конец лета. А во времена Великого Потепления примерно 12 тысяч лет назад, когда окончательно далеко на север отступили ледники, это было начало лета. Вспомним, что примерно тогда же вследствие прецессии началось и «восхождение» Ориона на ночном небосводе. Естественно предположить, что в сознании древнего человека оба явления были тесно связаны. Тем более, что весеннее освобождение рек от сковавшего их льда происходило почти одновременно с сезонным появлением на небосводе Индры/Ориона. Таким образом и глобальное и сезонное «освобождение рек» было связано с Индрой. А раз так, то ничего удивительного нет в том, что реки в благодарность за великое благодеяние несут в себе образ освободителя.

Похожая публикация:  Русь после Владимира

Именно эта мысль многократно на разные лады повторяется в Ригведе, как, например, в следующих строках: «Его славу несут семь рек — Небо-и-Земля, земной простор (несут) его прекрасный облик» [14, с. 123].

Практически уже доказано, что прародиной создателей Ригведы были широкие причерноморские и прикаспийские степные просторы, а первичным Индом был современный Дон. Великолепная аргументация в доказательство этого содержится, в частности, в многочисленных работах как ведущего советского лингвиста О.Н. Трубачева, так  и одного из наиболее авторитетных специалистов в области индологии Г. М. Бонгард-Левина.

Наряду с Доном величайшую речную систему этого степного пространства образует Волга, древнее название которой, как известно, Ра. А это значит, что вся эта система, связанная воедино сотнями вполне преодолимых для древнего человека с его утлыми суденышками волоков, носила имя своего небесного благодетеля: Инд-Ра!

Более того, эта речная система в отличие от другого степного великана Днепра, была вполне судоходна на всем протяжении и не пугала путешествующих по ней оглушительным ревом порогов. «Создай нам, о Индра, широкое пространство, легкий путь!» — рефреном в разных вариантах звучит в Ригведе. Именно такой «легкий путь» создавал земной Инд-Ра на «широком пространстве» степей. Очень важно при этом отметить, что плавающие по этому пути не могли не обратить внимание на характерную Х-образную конфигурацию Волго-Донской системы в районе  наибольшего сближения главных рек. Есть основания предполагать, что именно эта особенность стала одной из основных причин отождествления созвездия с его земным отражением.

orion3
Проекция Ориона и близких нему звезд
на земную сферу

 

Одним из подтверждений  сказанного могут служить труды знаменитого астронома, географа и картографа римской эпохи, александрийского грека Клавдия Птолемея (II в. н. э.), не только во многом определившие все мировоззрение последующего средневековья, но и впитавшие в себя многочисленные сведения из древнейших и не дошедших до нас источников. По признанию современных историков географии труды Птолемея являются «убедительным свидетельством в пользу того, что не по Борисфену (Днепру) шел тогда важный торговый путь из черноморских областей Римской империи к Балтийскому морю. Напротив, появление Волги-Ра на географической карте древнего мира и более отчетливые очертания Дона-Танаиса показывают, что во II в. н.э. обе реки были значительными торговыми артериями. Во всяком случае, их сближающиеся низовья были уже в то время участками важного торгового пути, связывающего прикаспийские страны с черноморскими» [10, c. 37]. Дж. Томпсон в своей широко известной «Истории древней географии» пишет: «Лучшей частью карты Птолемея является та, которая зовется Азией, где помещена река Ра, или Волга, совершенно правильно походящая к излучине Дона и впадающая в Каспий» [17, c. 356].

Очень важным является и тот факт, что если спроецировать звездную сферу на земную, то очертания созвездия Ориона удивительно точно согласуются с Х-образной конфигурацией Дона и Волги. А следовательно, именно Индра, «герой, который в битвах препоясал свое тело, благодаря величию надел небо себе на голову» [14, c.255], был той естественной основой для разработки древним человеком идеи о земном отражении неба, которая впоследствии нашла свое воплощение не только в многочисленных мифах, но и в реальных искусственных «земных небесах», величайшим из которых является система египетских пирамид.

Не простым является вопрос о том, как конкретно представляли себе древние «земное отражение неба»: было ли это действительно зеркальное отображение или же это была прямая проекция звездных узоров на земную поверхность? От ответа на этот вопрос зависит определение того, где, упрощенно говоря, у земного Индры голова, а где ноги. Анализ мифов и других доступных сегодня древних источников позволяет сделать вывод, что имели распространение оба варианта. Причем, в каждый период истории цивилизации в зависимости от конкретных исторических условий преобладал один из них. Так, например, в варианте Ригведы, одном из древнейших, предполагается что земной Индра как и небесный обращен головой к северу. Этот вариант предполагает наличие в юго-западном направлении земного аналога Сириуса, на чем следует остановиться подробнее.

Сириус — Царь-звезда

Лишь  немногие  звезды  названы  безотносительно  к их месту в созвездии или вообще на небе. Важнейшей из них является самая яркая звезда земного  неба Сириус.  Это название  принято  производить  от  греческого  Сериос, т. е.  «жгучий, знойный». При этом ссылаются обычно на то, что  Сириус появлялся  на ночном небе в период  наибольшего зноя  (июль-август), и поэтому древние якобы полагали, что жара идет не от Солнца, а от Сириуса. Существует также версия, что поскольку Сириус  — альфа  Большого Пса, то греки называли его также и по созвездию, т. е. «собака». Под влиянием греков использовали это имя и римляне, и ученые арабского мира. У Омара Хайяма эта звезда — Собака Великана. Наиболее ранней версией последней интерпретации являлась, по-видимому, мифическая «гончая Индры». Но позволим себе усомниться в происхождении названия Сириус от слова «знойный», а предположим гораздо более древнее, доримское, происхождение этого наименования, как это имеет место в случае догреческого происхождения названия Орион. В этом случае имеет смысл опять обратить к праевропейским, в том числе к шумерским, корням.

Современное слово царь (украинское «цар») обычно интерпретируют, как сокращение, возникшее при быстром темпе произношения от византийского «цесарь», которое восходит к латинскому Caesar, происходящему в свою очередь от собственного имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Обычно на этом реконструкция этимологического ряда и заканчивается. Но при этом остаются открытыми по меньшей мере два вопроса: во-первых, о происхождении самого имени Цезарь, и, во-вторых, о соответствии  вышеназванного этимологического построения эволюционному принципу происхождения речи, когда предполагается происхождение более длинных  многосложных слов и названий на основе заведомо более простых и односложных, а не наоборот! Поэтому, отбросив «типичную легенду ономастического круга» (по определению О. Н. Трубачева) следует поискать реальные, а не мифические истоки данного слова. В этом случае, по аналогии с историей происхождения названия Орион, следует обратить внимание на шумерское слово Sar, соответствующее  понятиям «владыка», «господин», и именно его признать одним из основных предков современного слова «царь». После этого остается только вспомнить, что в Ригведе собака, вестница Индры, носит имя SARama, что, вероятно, и является основным ключом к пониманию происхождения названия Сириус.

Древневавилонское изображение Ориона

Древневавилонское изображение Ориона в виде сопровождаемого крылатым псом божественного охотника Нимрода, руководившего по преданию строительством Вавилонской башни [22, с. 227] 

Необходимо при этом также уточнить, что в древности на просторах евроазиатских степей не лев, а именно собака считалась царем зверей, как первое прирученное животное, помогавшее человеку, «царю природы», охотиться и пасти стада. Да и какое еще животное, если не царственное, могло находиться рядом с Индрой — «царем богов» и «царем всей вселенной»? К тому же в санскрите, наиболее близкому к Ригведе языку, слово «сиар», к которому иногда сводят происхождение названия Сириуса, имеет значения именно «сиять», «сиятельный» — слова, традиционно используемые по отношению к царственным особам, — а не «знойный» или «жгучий».


Особый интерес представляет и вторая часть составного слова Сарама — корень «ма»,  который во всех индоевропейских языках ассоциируется с материнским началом. Как здесь не вспомнить римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранскую легенду о волчице, вскормившей великого царя Кира, и о легендарном происхождении всех тюрок от мальчика, вскормленного все той же волчицей. А волк в мифологической традиции по своему смысловому содержанию почти всегда тесно сближается с неким божественным псом или собакой. Два волка, всегда сопровождающих согласно легенде скандинавского бога Одина в качестве его «псов», напрямую выводят нас на космического Ориона в сопровождении Большого и Малого Пса. В этом контексте Сараму можно уверенно интерпретировать как «царскую кормилицу», вскормившую древнего человека если не буквально, то косвенно своей незаменимой помощью в охоте и охране стада.

Какие же примечательные названия, связанные с корнем сар/цар сохранила нам история в регионе, прилегающем в юго-западном направлении к «земному Индре»? В первую очередь следует вспомнить о САРМАтии — распространенном античном и средневековом названии приазовских земель. Название это  практически буква в букву совпадает с именем божественной САРАМы, за исключением почти естественно выпадающей при добавлении окончания «тия» (о возможном смысле которого будет сказано ниже) одной буквы «а»! Кроме этого, согласно Геродоту, именно здесь обитали ЦАРские скифы — «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя» [3, с. 192].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что название Сириус следует понимать в первую очередь как Царь-звезда, что вполне естественно для самой яркой на небе звезды. Если же говорить о ее земном отражении, то это должен быть объект такого же «царского ранга». Претендент на эту роль практически единственный: это знаменитый Царьград — «столица Вселенной». Однако не только тот Царьград средневековья, который нам хорошо известен под именем Константинополя, но и, возможно, другой, гораздо более древний, память о котором уже почти утеряна. Остались лишь смутные воспоминания, с большим трудом реконструируемые на основе древнейших индоевропейских мифов. Не вдаваясь в подробности, укажем пока лишь на то, что скорее всего город этот располагался в устье древнего допотопного Дона, а точнее в той части Черного моря, которая расположена в непосредственной близости от Керченского пролива. Затоплены эти пространства были примерно пять тысячелетий назад при прорыве вод Средиземного моря в  Черное, после чего уровень последнего поднялся почти на сто метров. Катастрофа привела к затоплению обширных пространств Северного Причерноморья и образованию современного Азовского моря. Память об этих событиях скорее всего и породила как знаменитую легенду об Атлантиде, так и сюжеты о затоплении «прекрасной Двараки», города Кришны, и «великой Трипуры», города асуров, в древнеиндийских мифах периода Ригведы. А в памяти славянских народов следы этих воспоминаний наиболее явственно видны в  таинственной легенде о славном городе Китеже.

Земные аналоги "Небесного Царства"
Земные аналоги «Небесного Царства»

 

 Правда в последнем случае необходимы два существенных уточнения. Во-первых, для такой интерпретации следует предполагать уменьшенную в 2 раза земную проекцию звездного неба, что вполне допустимо, так как, например, по древневавилонским представлениям небесный храм считался вдвое большим, чем земной, и при нахождении взаимных соответствий требовалась надлежащая корректировка [12, с. 653]. Во-вторых, в относительно поздних легендах Китеж локализуется в заволжских лесах, т.е. на северо-восток от Волго-Донского Х-образного  сближения, где никаких реальных следов большого затонувшего города ни в озере Светлояр, ни в каком-либо другом озере нет и быть не может. Это недоразумение является скорее всего следствием своеобразной инверсии на определенном историческом этапе положения «земного Индры». Есть весьма серьезные основания предполагать, что такая инверсия произошла уже в послепотопный период, когда первичный Царьград оказался уже под водами Черного моря, а в мифологическом древнем сознании «речной Индра» был уже расположен головой на юг. От допотопного Китежа осталось название Китей, которое имел большой античный город на Керченском полуострове, расположенный как раз в той части полуострова, которая максимально приближена к устью допотопного Дона. Развалины этого города, частично исследованные археологами, также в большинстве своем находятся сегодня на морском дне. «Китей, город Айи», «твердая земля Китейская», «Китейский край» неоднократно упоминаются и Геродотом (V в. до н. э.), и Аполлонием Родосским (III в до н. э.) в поэме «Аргонавтика».

Этимология названий Китеж и Китей имеет, скорее всего, прямое отношение к  шумерскому слову «Ки», обозначавшему как землю в целом (в то время как «Ан» обозначало небо, а словосочетание «А-Ки-Ан» — не землю и не небо, т. е. океан), так и определенную область, место или округ на земле. Так, например, место наибольшей концентрации шумерских городов их обитателями называлось Ки-Шумер, что собственно и дало название всей знаменитой цивилизации. Киев — «мать городов русских» — именем своим обязан также скорее всего не какому-то перевозчику, а именно этому древнему корню. И подобно тому, как Орион означает просто «созвездие», Киев, возможно, означает просто «город», как первичный и важнейший из сохранившихся древних городов.

Похожая публикация:  Держава на Руси

Название КИ-шу-МЕР (или КИ-су-МЕР) наряду с практически уже доказанным фактом, что шумеры в Месопотамии, подобно арийским племенам в Индии, были пришельцами, заставляет вспомнить о таинственных КИМЕРийцах, по преданию якобы вытесненных из Приазовья скифами, но оставивших о себе память в названии Боспора Киммерийского и реки Самары. Добавим к этому и имя полулегендарного основателя Иранской державы КИйМАРса [5, с. 23], и то, что в эпосе Гомера только одно название является вполне реальным и однозначно локализованным: это упоминание о киммерийцах, которые жили в Крыму. На основе всего этого допустимо предположить, что киммерийцы/шумеры были одними из коренных обитателей «допотопного Китея», сдвинутых с места либо непосредственно колоссальной природной катастрофой, либо тем социальным хаосом, который за ней последовал. А затем, в легендарных осмыслениях, они превратились в народ, якобы непосредственно предшествовавший скифам времен Геродота. В этом случае известное античное выражение «тьма киммерийская» может свидетельствовать о связанной с этим понятием глубиной памяти, уходящий в «тьму тысячелетий».

И еще несколько штрихов к проблеме Китежа. В последние десятилетия было окончательно  установлено, что среди всех европейских языков наибольшее число схождений с Ригведой имеют восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский. Этот же факт практически доказан и по отношению к языку скифов (см., например, [4]). Особенно много языковых реликтов, ввиду некоторых особенностей исторического развития, наблюдается в украинском языке, что впервые было отмечено еще в прошлом веке [9]. В связи с этим необходимо принять во внимание  тот факт, что по-украински название Скифии/Руси звучит как Скития, что, вполне может являться  сокращением исходной полной формы «Со-Кития», т.е. земля, прилегающая к Китею/Китежу. А само слово Китей может рассматриваться как состоящее из двух односложных частей Ки и Тей, смысл первой из которых уже рассмотрен выше, а смысл второй может быть связан с древним греческим корнем theos, т. е. бог. Это значит, что смысловое содержание в целом может быть интерпретировано как «божественная земля», что вполне согласуется с понятием Святая Русь. А рассмотренное выше название СармаТИЯ имеет в таком случае смысл «божественной царской кормилицы», что является более чем уместным определением по отношению к землям, уникальным своими черноземами и обильными пастбищами.

Инд и Дон

Для того, чтобы определить как из первоначального Инда образовался современный Дон, необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, в древнейших письменностях (древнеегипетской, финикийской и других) использовались только согласные и поэтому озвучивание слов при прочтении могло со временем меняться. Кроме этого, различные варианты огласовки могли со временем закрепляться за теми или иными вариантами смыслового содержания слова. Варьироваться при этом могли также как близкие по звучанию гласные (и/е, а/о), так и созвучные согласные (т/д, ц/с, ш/с и т.д.), что чаще всего проявлялось при миграции слов из языка в язык.

Во-вторых, общепринятое сегодня в европейских языках направление письма слева направо не всегда было таковым. Известно, например, что направление справа налево наблюдается в древнейших греческих надписях, а также в венетском и этрусском письме, явившихся прототипами латинского языка. Переход к современному «правостороннему» письму характеризовался стадией бустрофедона (греческое «поворот быка»), когда направление менялось от строчки к строчке. Примером такого письма является, является, например, обнаруженная на римском Форуме самая древняя латинская надпись (около 500 г. до н. э.) [19]. Естественно, что при написании бустрофедоном весьма высока была вероятность путаницы, особенно при перечислении географических названий. Более того, известным фактом является и изменение направления письма для шифрования как отдельных имен и названий, так и целых текстов. Самым известным  примером такого рода являются рукописи Леонардо да Винчи. Не удивительно поэтому, что корни некоторых из древнейших географических названий могут встречаться  в более поздних формах как в прямом, так и в обратном прочтении. Характерный пример такого рода: ИТАЛия и ЛАТИнская империя. Но наиболее значительным явлением из этого ряда следует признать инверсию Инд/Дон. Первое из этих названий, будучи исходным, с племенами ариев перекочевало в Индию, дав имя не только стране, но и океану. Второе название вошло в качестве одного из составных корней в название еще трех крупнейших рек Европы: Днепра, Днестра и Дуная.

Инверсная проекция звездной сферы на землю
Инверсная проекция звездной сферы на землю

Не исключено также, что инверсия названия может быть как-то связана с инверсией ориентации «земного Индры» с северной на южную. При этом можно предположить не только то, что Инд преобразуется в Дон, но и что Инд-РА в некоторых интерпретациях превращается в АРия или украинского Орiя, т. е. пахаря, который идет за плугом/Гиадами. Об этом свидетельствует как украинский вариант названия Гиад (Чепиги, т. е. рукоятки плуга), так и позднешумерская интерпретация данных созвездий. Отсюда же и вполне очевидное название Ораттой (или Араттой) страны в окрестностях Большого Плуга. Естественно при этом, что астрологическим знаком Аратты/Украины являлся именно Телец [13]. В последующем вполне очевидный Орiй/Арий в названии «арийской эпохи» (период с конца 3-го до конца 1-го тысячелетия до н. э.) постепенно заменяется на не совсем понятное Aries, что в переводе с латинского означает Овен. Произошло это по всей видимости всего лишь из-за созвучия названий и вполне логичного желания пополнить зодиак (т. е. «круг зверей») еще одним, следующим за Тельцом, полезным домашним животным.

Под знаком Тельца

Южная ориентация «земного Ориона» предполагает наличие на юго-западе от него земного аналога созвездия Тельца, что со всей очевидностью выражено во множестве дошедших до нас древнейших названиях этого региона.

Во-первых, это Таврия — древнее название Крыма,  произошедшее якобы от имени населявших его когда-то тавров, хотя в действительности скорее всего все было наоборот и происходила «тавризация» (подобно «обрусению») оседавших там народов. А Таврия на самом деле означает то же, что и латинское Taurus на древних картах звездного неба, т.е. Тельца.

Орион и Телец в звездном атласе Флемстида. Обращает на себя внимание характерная поза Ориона, соответствующая изгибам Волги и Дона
Орион и Телец в звездном атласе Флемстида. Обращает на себя внимание характерная поза Ориона, соответствующая изгибам Волги и Дона

Во-вторых, редкое сочетание сразу двух одинаково названных проливов, расположенных на довольно большом удалении друг от друга: Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив) и Боспор Фракийский (современный Босфор), что в переводе с древнегреческого означает «бычий брод».  В-третьих, в этом регионе с V века до н. э. существовало крупное античное государство Боспор,  которое в эпоху своего могущества даже оспаривало у Римской империи право на «мировое господство», а потерпев стратегическое поражение в борьбе с Римом, тем не менее успешно просуществовало еще почти до конца IV века, когда окончательно пало под натиском гуннов.

Во времени и пространстве «бычий след» тянется от Таврии до минойского Крита, где обитал человеко-бык Минотавр, и куда сам Зевс в облике быка унес похищенную им красавицу Европу. Мотив похищения и борьбы с героями (с Тесеем, Гераклом, Орионом…) появился скорее всего в результате уже упоминавшегося выше катастрофического потопа, персонифицированного в результате мифологического переосмысления реальных событий в образе разъяренного быка.

Можно найти и другие весьма любопытные свидетельства южной ориентации «земного Ориона». К созвездиям Ориона и Тельца вплотную с восточной стороны примыкает созвездие Близнецов, которое в соответствии с выдвигаемой в данной статье гипотезой должно примерно соответствовать восточному побережью Черного моря. А именно там располагалась древняя Диоскурия, куда по свидетельству античных писателей «сходилось торговать триста народов». Диоскурами и греки и римляне называли божественных близнецов Кастора и Поллукса, которые были детьми Зевса и братьями Елены Прекрасной. В соответствии с античной традицией Диоскуры, будучи участниками знаменитого похода аргонавтов на Кавказ за Золотым руном, покровительствовали именно Понту, т.е. Черному морю, и всем плавающим по нему.

Кроме этого, необходимо упомянуть и о том, что в состав древнего созвездия Тельца входят Плеяды — семь хорошо видимых невооруженным глазом плотно расположенных звезд, которые в античной традиции считались воплощением дочерей мифического Атланта и очень часто назывались в связи с этим Атлантидами (например у первого из  древнегреческих поэтов Гесиода). Небесное расположение созвездия  соответствует в его земном отражении глубинам Черного моря, куда и погрузилась в соответствии с выдвигаемой гипотезой легендарная Атлантида. Да и Гиады, которые собственно и образуют бычью голову, давшую название всему созвездию, также в некоторых древних источниках упоминаются как «созвездие потопа».

 

«Земля Трояня» и «вечи Трояни»

Несколько раз в гимнах Ригведы звучат глухие отголоски того, что героем основных мифов некогда был Трита (Trita — этимологически «три», «третий») — неясный мифологический персонаж, которому не посвящено ни одного гимна, а не Индра. Иногда имя Трита используется с эпитетом «водяной», что наводит на мысль о такой же его связи с реками, как и у Индры. В связи с этим есть основания предполагать, что загадочный Трита в Ригведе и русский языческий бог Троян являются фактически синонимами Индры. При этом «Трита» является более ранней индоевропейской формой имени, позднее преобразованного в славянских языках в Трояна. В данном случае, видимо еще до окончательного отождествления речной системы «Инд+Ра» с земным отражением антропоморфного созвездия, имя ему было дано по наиболее характерному признаку: трем звездам, образующим так называемый «пояс Ориона». Не случайно, по-видимому, многие скифские и более древние курганы украинских степей образуют характерные триады, напоминающие расположение этих звезд.

Иногда в гимнах Ригведы вместо Вритры, побежденного Индрой при освобождении и упорядочении течения рек, фигурирует змей Вала, имя которого происходит от того же глагольного корня var («охватывать», «препятствовать»), который ввиду вариативности в ведийском языке r/l легко преобразуется в «вал». Привязка Индры/Трояна к Волго-Донской речной системе позволяет в этом же контексте рассмотреть и загадочные системы древних валов, расположенных на территории современных Украины и Молдавии, где они известны под названием «Трояновых» или «3миевых». Причем названия «Троянов» и «3миев вал» часто дублируют друг друга, а иногда один и тот же вал на одном участке носит название «3миев вал», а на другом «Троянов».

Сегодня наибольшее распространение получила версия о том, что название «Трояновы валы» произошло от имени римского императора Траяна (53-117 гг.), который вел многочисленные войны на восточных границах Римской империи. Общая протяженность всех Трояновых валов составляет многие сотни километров. Только в Киевской области общая протяженность всех выявленных на сегодня больших и малых валов превышает 800 км. А так как Трояновы валы, как и все другие валы Украины, пока еще изучены слабо, то можно предполагать наличие в древности колоссальной системы земляных сооружений, далеко превосходящих по своему масштабу знаменитую Великую китайскую стену. И хотя многие авторы все еще приписывают строительство этих валов императору Траяну, есть целый ряд факторов, которые опровергают эту гипотезу. В частности, стратегическая схема оборонительных валов всегда предусматривала размещение рва впереди вала так, чтобы нападающие сначала вынуждены были бы опускаться в ров и только затем преодолевать вал. Расположение же рвов для большинства Трояновых валов такое, что с их помощью можно защищаться не римлянам, а от римлян. Или же, что вернее всего, эти валы были построены в другое время и в другой исторической реальности, к чему в последнее время склоняется большинство исследователей этого вопроса: «Первостроителей 3миевых валов необходимо искать в более глубоких пластах древнерусской истории. Даже само название «3миевые валы» призывает нас к этому. И хотя тема змееборства — одна из самых древних и распространенных тем мирового фольклора (вспомним индийские Веды, египетский миф о борьбе Гора с Сэтом, 3игфрида в древнегерманском эпосе и др.), на юге России она обретает очертания конкретных событий, некогда здесь происходивших» [16]. При этом под Змием в первую очередь следует понимать не какого-то внешнего врага с человеческим обличием, а стихию первозданного хаоса, которую преодолевали древние «устроители земли», имея в качестве одного из основных образцов небесный порядок мудро устроенного Космоса.

Подтверждением большой древности такого рода земляных сооружений могут служить и 3миевые валы, расположенные в центре Харьковской области. Здесь, между верховьями рек Коломак и Мож, сохранились валы, пересекавшие так называемый Муравский шлях — древнейший путь от Крыма в глубь русских земель, проходивший по гребню водораздела бассейнов Днепра и Дона. Валы эти настолько стали особенностью данной местности, что многие старинные населенные пункты, построенные вблизи валов, получили названия Валки, Старые Валки, Валковый и т.п.

Похожая публикация:  Ждем смещение оси Земли и учителей с Сириуса

Далеко за пределами границ бывшей Римской империи, по всей Украине (в Донецкой, Житомирской, Кировоградской, Луцкой, Николаевской, Полтавской, Ровенской, Хмельницкой и других областях), есть селения с названиями: Троян, Трояны, Троянка, Трояновка, Трояново и др. Такие же названия встречаются иногда и в сопредельных с Украиной регионах, например, в Курской области. Причем, все они пишутся и произносятся с четким определением буквы «о», что указывает на прямую связь не с римским императором, а с таинственным древнерусским богом Трояном. Так, в апокрифе «Хождение Богородицы по муками» (XII или XIII век) говорится: «…от камени ту устроя Трояна, Херса, Велеса, Перуна…». Подобные упоминания имеются и в других древнерусских источниках. Во всех этих произведениях имя Трояна выступает как символ божества времен древнего язычества.

Наиболее известен Троян по «Слову о полку Игореве», где это имя упоминается четыре раза: «…рища в тропу Трояню…», «…были вечи Трояни…», «…на землю Трояню…», и «…на седьмом веце Трояни…». Исходя из выдвигаемой в данной статье гипотезы об отождествлении Трояна с созвездием Ориона, можно сделать также следующие предположения: «тропа Трояни», раскинувшаяся на огромные расстояния «через поля на горы», есть не что иное, как еще одно имя Млечного Пути, хорошо известного на Украине как Чумацкий шлях. Такое предположение вполне согласуется с тем, что в санскрите, древнем языке Индии, Млечный Путь именовался Divatmoja  — «божественный путь». У скандинавов, северных соседей славян, в древнем эпосе Млечный Путь назывался тропой Одина, а у южных соседей — древних иранцев — тропой Аримана.

«Земля Трояни» в этом случае — это Русь, как земное отражение  наиболее светлого, а значит и наиболее священного, участка неба. Отсюда и постоянные эпитеты Руси: святая, светлая. Да и само слово Русь означает скорее всего именно «свет», «светлость», о чем свидетельствуют древнее прилагательное русый,  означающее светлый, белесый  цвет. В этой связи уместно вспомнить, что в соответствии с древним эпосом скандинавы свое происхождение ведут с берегов Дона и лежащей на северных берегах Черного моря Великой Свитьод, т.е. Великой Швеции, которая в древнем варианте написания сближается все с тем же словом «свет». А если придерживаться соответствия городов звездам, то Русь времен трипольской культуры, уходящей своими корнями в блаженные допотопные времена, из-за обилия гигантских по масштабам Древнего мира поселений действительно была земным воплощением Млечного Пути. Естественно, что за всем этим нашим далеким предкам виделись не только поверхностные аналогии, но и сакральные космические связи, как таинственные проявления особого «замысла Божьего».

Несколько сложнее обстоит дело с «вечи Трояни», т.е. веками Трояна. Традиционная интерпретация предполагает, что в данном случае просто имеются ввиду времена языческие, дохристианские. Но что значит тогда «на седьмом веце Трояни»? Предлагаемые традиционно ответы можно разделить на две категории. К первой категории относятся объяснения «седьмого века» как просто образного представления завершающего периода языческого цикла (аналогично седьмому дню творения). Вторую категорию интерпретаций образуют версии, так или иначе ориентирующиеся на времена того же римского императора Траяна (98-117 гг.). Однако последнее не выдерживает никакой критики, хотя бы ввиду явной арифметической неувязки: если отождествить «века» со столетиями, то 1185 год должен быть по-меньшей мере 10-м или 11-м со времен Траяна. А между тем однозначный ответ по поводу «седьмого века» может быть найден у выдающегося русского ученого XII века Кирика Новгородца, который в своем «Учении о числах» недвусмысленно пишет: «От Адама до настоящего года минуло 6 веков, а седьмого века минуло 644 года. Тысяча лет составляет один век.» Таким образом, вполне уверенно можно сделать вывод, что «вечи Трояни» — это тысячелетия русского летоисчисления «от сотворения мира», мерой которых было перемещение по эклиптике точки весеннего равноденствия. Если изобразить эту траекторию за 7 тысячелетий как соответствующий отрезок эклиптики, то получим дугу, как бы охватывающую сверху созвездие Ориона. А это значит, что Троян/Орион служил не только пространственным ориентиром, но и «носителем», «держателем» времени.

Андрей Первозванный

Наследие Индры в христианской традиции перешло к апостолу Андрею Первозванному, который  рассматривается как первый креститель и покровитель Руси/Скифии. Имя его происходит от греческого корня «андрос», что означает «муж», «мужчина», «мужественный». Практически общепризнано, что за внешним сходством имен Индра и Андрей стоит их общее происхождение. Тем более, что именно мужественность Индры всегда подчеркивается в мифах Ригведы. К тому же Андрей согласно легенде был как и Иисус распят, но крест его имел характерную для Индры Х-образную форму.

В Евангелии от Иоанна, наиболее философском и «космичном» из всех четырех,  Андрей упоминается первым из апостолов. Более того, будучи учеником Иоанна Крестителя, он первым услышал от него об Иисусе и первым из апостолов провел с ним день. И далее, как сказано в Евангелии, «он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит «Христос». И привел его к Иисусу». Именно поэтому, как утверждает библейская легенда, он, единственный из всех апостолов, получил в дополнение к своему имени постоянный эпитет «Первозванный». Однако посмеем и здесь усомниться в общепринятой версии и предположим, что Первозванным он стал прежде всего потому, что был «наследником» первоназванного человеком созвездия и соответствующего ему «царя богов» Индры . Мужское имя Индра, кстати, до сих пор еще встречается у западных славян.

В этой связи нет ничего удивительного и в том, что, как и первичный Индра, апостол Андрей прочно связан со степными просторами Руси/Скифии. А спор о том, ставил ли он в действительности крест на киевских кручах у Андреевского спуска или нет, представляется в таком контексте лишенным смысла. Ведь легендарный путь Индры/Андрея в образе земного отражения «тропы Трояней» всегда пролегал и вовеки веков будет пролегать через Киев и Андреевский спуск, через Святую Русь.

Считается, что идею первого русского ордена — Ордена Андрея Первозванного — царь Петр позаимствовал в Шотландии, где существовала награда, посвященная святому Андрею, — орден Чертополоха с изображением апостола, косым крестом и цветком репейника — национальной эмблемы шотландцев.

 

Шотландский орден Чертополоха (слева) и Орден Андрея Первозванного (справа)
Шотландский орден Чертополоха (слева)
и Орден Андрея Первозванного (справа)

Однако в данном случае имело место скорее «возвращение блудного сына», чем заимствование иностранной традиции, так как древние шотландцы, как и древние скандинавы, считали своей далекой прародиной Скифию, откуда они и унаследовали большинство символов и преданий. Всем хорошо известно, что Шотландия это Scot+Land, т. е. «страна скоттов». Гораздо меньше известно о том, что в старых английских хрониках скотты (Scots) называются также скифами (Scithi). И, следовательно, Шотландия — это «страна скифов». Именно такой вывод  однозначно следует из древних английских хроник [12].  Отметим также, что в украинском языке скифы именуются как «скиты», что не только ассоциируется со скитальцами (т. е. кочевниками, которые в поисках «последнего моря» дошли когда-то до крайних пределов Европы), но и вплотную сближается по звучанию со «скоттами». Не лишним будет упомянуть и о том, что древнее название Шотландии Каледония — слово, характерное для  скифско-славянского и смежных с ним регионов: начиная от Македонии на западе и заканчивая названиями североосетинских речушек типа Ардон, Цейдон и др.  Не удивительно в таком контексте и то, что в центральной части Шотландии, не так далеко от известного озера Лох-Несс, берет начало река с таким знакомым всем нам именем как Дон. В старинной Англо-Саксонской Хронике  можно встретить утверждение о том, что первыми жителями Британии были Бритонцы, которые пришли из Армении. А легендарный английский король Артур, традиционно относимый к V веку н. э., согласно древней поэтической традиции, тесно общается с королем Руси — «самым суровым из рыцарей». И даже в XVIII веке любитель старины поэт Томас Уортон посвящает знаменитому Cтоунхенджу сонет, начинающийся словами: «О древний памятник! Со скифских берегов не Мерлином ли ты перенесен…»

Традиционно считается, что и русский Андреевский флаг также обязан своим происхождением Шотландии. Во времена Петра тогдашний британский флаг несколько отличался от современного и представлял из себя сочетание английского прямого красного креста святого Георгия на белом поле (английский флаг с 1275 года) с шотландским косым белым крестом святого Андрея на синем поле (шотландский флаг с VIII в.). Петр поменял  цвета шотландского  флага: синий андреевский крест на белом поле стал символом русского флота, а апостола Андрея отныне считали его покровителем. Но ведь по сути, независимо от того осознавал Петр это или нет, синий крест есть непосредственным изображением «речного Индры», который покровительствовал всем плавающим по Черному и Каспийскому морям и впадающим в них рекам.

Что же из этого следует?

Волею Провидения, вопреки всем политическим бурям нашего столетия, к нам опять, как во времена Владимира Святого, вернулись символы и приметы времен легендарной Атлантиды: и трезубец Посейдона — отца Ориона, и небесно-золотые стяги, и заполненные русскими купцами древние улицы Царьграда… А значит «всплывет-таки Атлантида» и опять  возродится «светлая-пресветлая и красно-украшенная» Русь, великая прежде всего своей Силой Духа и космичностью мысли. А страна, смертельно уставшая от обессиливающих ее корыстных междоусобиц, не ведающих иных целей кроме «соблазнов мира сего», дождется все-таки в своем долготерпении Князей по-настоящему Мудрых, Князей Светлых и Святых, способных вместе со всем народом стать такими же великими «устроителями земли» как их достойно принявшие вызов необъятного Космоса предки. А когда это произойдет, то непременно сбудется и знаменитое «Заклинание» Максимилиана Волошина:

Из крови, пролитой в боях,

Из праха, обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений —

Возникнет праведная Русь.

Я за нее за всю молюсь

И верю замыслам предвечным…

Источники:

 

  1. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. — М.: Мысль, 1974. — 124 с.
  2. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. -М.:Вече, 1997- 368 с.
  3. Геродот. История. — М.: Ладомир, 1993. — 600 с.
  4. Гусева Н. Глубокие корни /В кн. «Дорогами тысячелетий» — М.: Молодая гвардия, 1991, с. 3-27.
  5. Довгич В. Україна — правітчина індоєвропейців / В кн. «Космос Древньої України. Трипілля — Троянь: Мітологія. Філософія. Етногенез. — К.: Індо-Європа, 1992, с. 5-25.
  6. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв./ Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина; Ин-т филос. РАН; Центр по изучению нем. фил. и социол. — М.: Республика, 1996. — 445 с.
  7. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. — М.: Прогресс, 1987. — 360 с.
  8. Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). -М.: 1992. — 400 с.
  9. Красунский М. Древность малороссийского языка / В кн. «Індо-Європа. Етноосфера. Ιсторіософія. Культура». — К.: 1991, с. 9-39.
  10. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. — М., 1949. — 287 с.
  11. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С. А. Токарев.—М.: Сов. энциклопедия, 1991. — Т.2.- 671 с. с ил.
  12. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. Факты, статистика, гипотезы. Том 2. — М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. — 320 с.
  13. Пак В. Аратта — страна ариев, и нынешние украинцы живут на их земле / «Мелочи жизни», № 15, 18 апреля 1997 г., с. 12.
  14. Ригведа. Мандалы I-IV — М.: Наука, 1989.- 767 с.
  15. Русь Святая. — Донецк, 1994. — 68 с. (Библиотека Вестника «Орифламма»).
  16. Саратов И. Древние сторожа степных границ/ В кн. «Тайны веков»: Кн.2.- М.: Мол. гвардия, 1980 — 254 с.
  17. Томпсон Дж. История древней географии. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. — 590 с.
  18. Трубачев О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интепретация. Реконструкция. ВЯ, 1981, № 2, с.3-21.
  19. Фридрих И. История письма. Пер. с нем. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. — 463 с.
  20. Фулканелли. Тайны готических соборов. — М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. — 240 с.
  21. Шилов Ю.А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. — К.:СИНТО, 1995.- 742 с.
  22. Parke W. Die geheime Botschaft des Gilgamesch. 4000 Jahre alte astronomische Aufzeichnungen entschluesselt. — Augsburg: Weltbild Verlag GmbH, 1994. — 400 s.

А.Я. Аноприенко

One thought on “Святая Русь — космические истоки

  1. Действительно, в последнее время мы все реже поднимаем глаза, чтобы увидеть звездное небо, почти забыли насколько оно прекрасно. А ведь на самом деле издревле люди жили согласно небесному порядку, и даже научились трактовать расположение небесных тел и звезд, тем самым помогая себе упорядочить свое бытие. Но эта информация попалась мне впервые, что расположение созвездий есть не что иное как отражение земной поверхности. Небо само по себе загадочно, а вместе с землей эта загадка становится еще интересней. Не поленитесь и прочитайте, будет интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.