Изучая фото уникальной золотой царской пекторали Великой Скифии (4 в. до н.э.), когда я писал о ней книгу, а затем и некоторые древние фрески в Софии Киевской, я задумался над тем, нет ли в них некого тайного смысла, указывающего на наличие подземных структур под полом самого древнего собора Украины.
Летом 1998 г. пригласив известного украинского специалиста по биолокации академика и профессора Павловца И.Н. мы решили более тщательно изучить этот вопрос непосредственно в самой Софии Киевской, заручившись предварительно поддержкой и разрешением бывшего тогда директором этого всемирно известного национального госзаповедника г-жой Ачкасовой В.Н.
Позже мы с Павловцем И.Н. при помощи его методов, а также пекторали и местных краеведов нашли под Мелитополем Запорожской области Украины гигантские подземные структуры, расположенные, с учетом данных и других специалистов, примерно на площади ок. 9 кв. км.!
Итак, дождавшись выходного, когда в Софии не было посетителей, мы приступили к спец. исследованиям. Долго приборы «молчали», но затем специальные телескопические тензоры и другая спец. аппаратура стали давать нужную информацию… (Кстати, биолокационные исследования как в Украине, так и за рубежом, дают довольно неплохие результаты и успешно применяются при поисках полезных ископаемых, воды, подземных пустот и др. с древнейших времен /вспомните лозоходцев/, (биолокация, т.е. нахождение чего-либо с помощью биологических индикаторов, известна несколько тысячелетий) до наших дней, порой экономя значительные средства, что их делает довольно эффективными и весьма достоверными.
В результате указанных специсследований пола Софии Киевской нам удалось выявить на большой глубине ранее неизвестный комплекс подземных ходов и составить их план, который официально зарегистрирован как открытие (Авторское свидетельство (УФАМТ) № 670 от 16.02.1999 г.)
При этом в правом дальнем углу от входа на большой глубине (ок. 11 м.- это высота 4-х этажного дома!) расположена потайная комната около 120 куб. м.! Эти данные позже перепроверили еще два ученых, серьезные специалисты по биолокации, академики (И. Батулин и А. Шевченко), которые также подтвердили нашу находку. (см. План-схему Софии Киевской в разрезе).
А вдруг именно в ней и хранится знаменитая БИБЛИОТЕКА (книгохранилище) Ярослава МУДРОГО!? (Ведь недаром аналогичная блиотека Ивана ГРОЗНОГО издавна считалась сокровищем Российской империи номер 1. А ведь Иван ГРОЗНЫЙ как и Ярослав МУДРЫЙ, построивший Софию Киевскую, родственны друг другу, т.к. оба – Рюриковичи, которые правили на Руси ок. 800 лет до Романовых. Возможно, что родовые тайны, т.ч. и по сохранению древних текстов, книг и ценностей решались аналогичным образом, причем испокон веков.
Так, например известно, что основание Покровского собора в Москве, больше известного как храм Василия Блаженного, — (подклет) еще во времена правления Ивана Грозного служило местом хранения городской казны, денег и ценностей богатых горожан, что едва не стало причиной поджога Москвы в 1595 году, во время которого якобы должно было совершиться ограбление.
Видимо аналогичные хранилища имели и иные древнерусские соборы и т.п.
Не следует забывать, что все русские цари имели обширные связи с другими царскими дворами, а также массу родственников при тех дворах. Так было благодаря межгосударственным царственным бракам. Издавна считалось, что очень ценную библиотеку привезла с собой вместе со своим богатым приданым Софья Палеолог.
Примечательно, что свадебный караван Софьи состоял из 30 подвод (иногда говорят, что их было 70), наполненных книгами из византийской императорской библиотеки. ( Софья Фоминишна Палеолог, /Зоя Палеолог/ (умерла 7.4.1503), племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога, с ноября 1472 жена великого князя Ивана III Васильевича.
Имя Софьи она получила в России. Брак с Софьей Палеолог Иван III использовал для укрепления престижа Руси в международных отношениях и авторитета великокняжеской /царской/ власти внутри страны.)
В библиотеке Софьи были античные рукописи, греческие и еврейские книги, глиняные таблички и тексты на листах золота. Но не это было самое ценное. Вероятнее всего, в библиотеку входили скрижали и ларец-ковчег с рукописями, были там и греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты.
Книги якобы хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя. Об этом свидетельствуют некоторые источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается в Александровской Слободе (ныне гор. Александровск). Когда библиотека в XVI веке попала в Россию, книжное собрание называли «античная либерия».
В «Сказании о Максиме Философе» известного автора описывается момент вхождения его в книгохранилище: «Государь великий князь Василий (отец Ивана ГРОЗНОГО) отверзе царская сокровищница… и обрете в некоторых полатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны…» Также известно, что на рубеже XVI и XVII веков библиотека вдруг исчезла.
И в первую очередь исчезла она из описи имущества царского двора. В ней упоминаются только пятьдесят три рукописные и печатные книги на церковнославянском. И это все. А куда же девались глиняные таблички склинописью и прочее? Кстати, летописи упоминают, что царь спал на своей казне (а «либерия» входила в нее).
Секрет этого тайника перед своей смертью Софья открыла сыну Василию, который привлек для перевода книг монаха Максима Грека. Спустя много лет в заветное подземелье часто спускался Иван Грозный, приводил он туда и своего сына Ивана…Еще одно письменное свидетельство существования библиотеки — «Ливонская хроника» Франца Ниенштедта (1540–1622 гг.), где автор приводит рассказ пастора Веттермана, переселившегося из завоеванного Дерпта в Москву.
Пастор был человеком образованным, знал несколько языков, в том числе и греческий. Его, как ученого, очень уважал великий князь. Он велел показать ему свою библиотеку, надеясь на помощь в переводе. Веттерман так восхищался книгами, что сказал — он готов отдать все свое имущество за то, чтобы эти книги оказались в протестантских университетах, ибо они принесут огромнейшую пользу христианству.
В 1819 году в архиве г. Пярну профессор Х. Добелов нашел список книг из библиотеки Ивана Грозного. Это была черновая записка переводчика, в которой называлось 800 книг, многие из которых, как отмечалось, были в золотых переплетах. До наших дней дошли легенды о том, что на территории московского кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека, которую безуспешно искали от Петра 1 до Наполеона Бонапарта.
В 1934 г. нашли закрытый вход в подземный тоннель. Но к 7 ноября правительство приказало остановить работы, замуровать ход и приготовить Красную площадь к праздничному параду. В 1963 году была создана общественная комиссия по поиску библиотеки, которую возглавил академик Тихомиров.
Был даже составлен прекрасный план, но на том тогда все и закончилось.
Припоминаю, что московские исследователи при поисках библиотеки Ивана ГРОЗНОГО нашли в старинных текстах упоминание, что каждый раз как приходилось открывать это потаенное книгохранилище приходилось… «проламывать потолок»! Иными словами, это такой «каменный мешок» на большой глубине, куда можно было попасть только вскрыв каменный купол этого подземного книгохранилища.
Видимо нечто подобное находиться и под полом Софии Киевской. Вот как специалисты обычно говорят про отношение Ярослава МУДРОГО к книгам: «Ярослав очень любил книги и часто читал их. Собрав многих книгописцев и переводчиков, он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских».
Следует отметить, что книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой…».
Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата» и т.п.
Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение — «книжный дом».
А вот выдержка из «Интересной газеты»:
В летописной статье 1037 года «Повести временных лет» рассказывается об основании первой на Руси библиотеки киевским князем Ярославом МУДРЫМ. Это было знаменательное событие в жизни всего древнерусского государства.
На первый взгляд, вопрос о времени основания библиотеки Ярослава МУДРОГО может показаться чисто риторическим. Летопись говорит об этом событии под 1037 годом, и, следовательно, именно эту дату следует считать единственно верной. Но ведь в летописной статье речь идет не о завершении строительства Софийского собора, а лишь о заложении:
«В Лето 6545 (1037). Заложи Ярослав церковь святыя Софья, митрополью». Куда же в таком случае была положена библиотека Ярослава?
По мнению многих исследователей, основание или закладка центрального храма Руси произошло (как об этом и говорится в «Повести временных лет») в 1037 году, а его завершение относилось к 40-м и даже 50-м годам XI века. Принимая эту точку зрения (именно она была долгое время хрестоматийной), ученые вынуждены были с сомнением относиться к рассказу летописи об основании библиотеки в 1037 году.
Недавние исследования — археологические, архитектурные и исторические — убедительно доказали, что в русской летописи под 1037 годом речь идет не о начале, а о завершении строительства Софии Киевской. Следовательно, в том же году была основана и первая древнерусская библиотека.
Какие же книги находились в библиотеке Софийского собора или вышли из ее книгописчей мастерской?
Летопись подчеркивает их исключительно церковный характер. Необходимость в такой литературе диктовалась широким распространением на Руси христианства. Однако наряду с церковными переводились, несомненно, и книги, содержащие сведения по мировой истории, географии, астрономии, философские и юридические трактаты, публицистические произведения.
Именно они послужили основой для превращения Софии Киевской в центр летописания, средоточие передовой мысли Руси XI столетия. Тут был составлен первый древнерусский летописный свод 1037—1039 годов, написано и провозглашено знаменитое «Слово Илариона», разработаны основы первого сборника законов Древнерусского государства — «Русская правда», созданы «Изборник Святослава» и «Послание к Фоме пресвитеру Смоленскому» и многие другие произведения.
Знакомство с трудами двух русских митрополитов — Илариона и Клима Смолятича убеждает нас в том, что их авторам были известны основные положения философских учений Гомера, Платона, Аристотеля и других философов древности. Известно, что одна из дочерей Ярослава 1 Мудрого – Анна Киевская, после женитьбы стала королевой Франции, куда привезла очень дорогую по тем временам евангелие из библиотеки отца. (Ее называли «Анна русская – королева французская». Примечательно, что она лично подписывала все государственные бумаги Франции, т.к. ее муж король Франции Генрих 1 был …неграмотным! /) С тех пор, по сложившейся традиции, вступая на престол все короли Франции присягали на этом древнем евангелии, привезенном некогда из древнего Киева.
Примечательно, что летом 2005 королеве Франции из династии Рюриковичей Анне Киевской по личному распоряжению Президента Украины В.А. Ющенко был поставлен во Франции (г. Санлис) красивый памятник.
В деле просвещения Руси книгописчая мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.
«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране.» Здесь хочу добавить, что вероятно некогда в Софии Киевской хранился и своеобразный госархив, где хранились договора с Византией, другие грамоты и договора и т.п. государственная документация Древнерусского государства. И далее: «…И, наконец, о дальнейшей судьбе библиотеки Софийского собора.
Можем ли мы отыскать следы ее книжного собрания, которое насчитывало более 950 томов, или оно погибло в страшные для Киева декабрьские дни монголо-татарского нашествия 1240 года? На этот счет мнения исследователей разделились. Одни считали и считают, что книги библиотеки Ярослава МУДРОГО разошлись по библиотекам различных соборов и монастырей, а позднее влились в государственные и частные собрания».
Ряд исследователей полагает, что книжное собрание Софийского собора не погибло и хранится где-то в киевских подземельях. Поскольку пещерных лабиринтов в Киеве много (более 50!), то и версий о том, в каком из них спрятана библиотека Ярослава МУДРОГО, множество. (Припоминаю, как известный украинский историк и археолог экс-вице-президент Национальной академии наук Украины, (бывший заместитель Президента НАНУ ак. Б.Е. Патона), а ныне Народный депутат Верховной Рады Украины (ныне в фракции БЮТ) академик НАНУ г-н П.П.Толочко (см. фото 8) в свое время возглавлял поисковую экспедицию, изучавшую древние киевские подземелья, т.ч. и вокруг Софии Киевской. У меня даже есть его знаменитая книга «Тайны киевских подземелий», где он приводит много интересных фактов по Киеву и др.
Со слов экс- директора этого заповедника никаких серьезных исследований пола Софии Киевской со времен войны, когда его бегло осматривали саперы после освобождения Киева не проводили. 1 декабря 1999 г. мне даже пришлось передать составленный нами план подземных структур Софии Киевской представителям Управления государственной охраны Украины, охраняющей Президента Украины, которые опасались, чтобы во время его инагурации в Софии Киевской при стечении большого количества людей не провалился бы пол под охраняемыми лицами, иностранными делегациями и др.
Но во время инаугурации и позже пол Софии выдержал испытание – еще раз подтвердив, что и в старину строили основательно, на века!
Недавно в Киеве был утвержден специальный документ, который четко ограничивает охранную зону Софии Киевской, в котором в частности отмечено следующее:
Софийский собор был построен в первой половине XI века. Именно с него началось развитие каменной архитектуры в Киевской Руси.
Универсальное значение этого памятника заключается в том, что архитектура собора сохранилась до наших дней почти без изменений. На стенах собора — уникальный ансамбль монументальной живописи: 260 кв. м мозаики и около 3 тыс. кв. м фресок. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, которая, по предположениям некоторых археологов, может еще сохраняться в глубинах лабиринта подземных ходов Софии.
На территории заповедника размещены погребения киевских князей, митрополитов Руси и самого основателя собора — Ярослава Мудрого. С 1990 года Софийский собор значится в «Списке мирового и природного наследия ЮНЕСКО». Таким образом, снова была подтверждена версия о возможном местенахождения легендарной библиотеки, думаю, что здесь нашла отражение и наша версия, которую мы неоднократно докладывали как руководству заповедника, так и иным заинтересованным.
P.S. Сообщается также, что в 2011 году паводок принес Киеву неожиданный подарок. На склонах правого берега Днепра произошел обвал грунта, открывший проход в старинные рукотворные пещеры. Прибывшие на место сотрудники МЧС были поражены — в пещере обнаружилась древняя библиотека. По-видимому, описывается другое место, а не Софийский Собор.
Книги переданы представителям Национальной академии наук Украины, которые и займутся их исследованием и подробным изучением. Как сообщили ученые, на данный момент без проведения анализов установить точный возраст книг невозможно, но есть все основания думать, что найденная сокровищница — та самая библиотека Ярослава Мудрого. Что написано в этих книгах также не сообщается. То ли Янукович кому распродал, то ли нынешние власти Украины тихонько черпают оттуда ума, то ли вообще газетная утка..