Троица — один из самых почитаемых и любимых православных праздников, как и Рождество или Пасха. В этом празднике языческие обряды переплелись с идеями христианства. После крещения Руси древние обряды не забылись, а традиции наших предков продолжают жить, пусть и в измененном виде. Постараемся заглянуть в историю этого праздника.
Троица — это самый зеленый праздник в году. Вспомните сами как весёленько и свежо смотрятся леса и деревья в это время, потом на листья ляжет пыль и эта свежесть вернется лишь через год. Вот поэтому этот день у славян и был посвящен прославлению расцветающей природы, и началу настоящего жаркого лета.
Троица у разных народов
Кстати, этот праздник, который у христиан называют также Пятидесятницей (отмечается на пятидесятый день после Пасхи) существовал ранее не только у славян. До возникновения христианской религии, Троица существовала у древних иудеев. Они отмечали Троицу через 50 дней после того, как Моисей взошел на гору Синай и получил 10 божественных заповедей.
Согласно же христианской традиции в Пятидесятнице совсем другой смысл — получается, что через 50 дней после Пасхи апостолы вернулись в дом, где состоялась Тайная Вечерня. Тут то и возник божественный свет или огонь над головой каждого апостола. Это было сошествие Святого Духа на апостолов, и те заговорили на всех языках, а учение двинулось по всем народам Земли. Ну короче получается Троица — это день рождения христианской Церкви.
Мне удалось найти информацию о том, что у древних славян этот праздник назывался Троицыным днем. Почему так — не установлено. Перед Троицыным днем проходила «семиковая» неделя, которая носила название «зеленых святок». Семик — это вообще-то четверг, но именно в неделе перед Троицей. Семик был посвящен богу Перуну.
Славянские традиции
В Семик обычно выбирали самое красивое деревце (березу) у краю поля. Ветви завивали лентами, связывали их в форме гнезда, украшали цветами, бусами, лентами. Возле этой особенной березы водили хороводы, устраивали сытную трапезу, а остатки угощений всегда доставались птицам.
Это был в первую очередь девичий праздник. Cуществовало поверье о том, что Троицкую неделю на сушу выходили русалки, они странствовали по берегам вблизи рек и качались на ветвях… Как у Пушкина:»…русалка на ветвях сидит…».
Еще в Троицын день заготавливали молодую зелень:
- ветки березы — считалось, что это дерево оберегает от зла,
- ветки дуба — могучее дерево, символизирующее силу и крепость,
- ветки рябины, считавшейся также прекрасным оберегом….
Суббота накануне Троицы давно является одним из главных поминальных дней, поэтому до сих пор её называют задушной субботой. После прихода христианства в Троицу дружно шли в церковь, с цветами и ветвями, а по окончании службы молодежь устремлялась опять к березке, чтобы принарядить ее заново. Так вот и уживаются старые славянские традиции с новыми христианскими.
Если по христианскому календарю Троица стоит на 50й день после Пасхи, а как же тогда Она считается по славянскому обычаю — до христианства???
Надо изучить традицию «зеленых святок»
В древности Зелёные Святки, предположительно, были связаны с Ярилиным Днём (4 июня), в христианское время эти празднества были поставлены в зависимость от Пасхи и Троицы. Зелёные Святки обычно начинались на седьмой неделе после Пасхи, перед Троицей. Отсюда происходит ещё одно название Святок – Семицкая неделя (а семицкий четверг именовался Семиком). Из-за подвижности даты Русалии могли длиться почти месяц (если Пасха, а, следовательно, и Троица была ранней): с конца мая по конец июня (по старому стилю). В православном календаре Святки завершались Петровым Днём (29 июня \ 12 июля), а в языческое время окончанием Русалий, по всей видимости, был праздник летнего Солнцеворота – Купало.
Так же и считали. Пасха тоже более древний дохристианский праздник, а Христос воскрес в этот день, на Пасху.
Троица — это очень древний славянский праздник с интересной и необыкновенной историей.У меня Троица ассоциируется с зелеными ветвями деревьев, которые украшают в этот светлый праздник дом моих бабушки и дедушки и целыми охапками разных свежесорваных трав, которые устилали весь пол в доме.
Читая эту статью, перед глазами всплывают картины из детства, когда ходила в этот праздник с бабушкой в церковь.Мы всегда носили туда в этот день букет из цветов и трав.Помню,заходишь в церковь, а тебя просто с ног сшибает ароматом свежих трав и цветов, которыми устлан пол, переплетаясь с запахом воска от горящих свечей и ладана.Это был мой любимый церковный праздник.
Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль.
Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые — «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.
Тесно переплелись между собой и языческие и христианские праздники, ведь часто одни являются продолжением других.Для людей верующих это очень важно: с одной стороны это праздники наших предков, а с другой христианское начало.