Военная диктатура как форма правления

Военные диктатуры — это формы правления, при которых политическая власть контролируется генералами и командующими армией. На настоящий момент осталось очень не много стран, где существует военная диктатура. И исторически такая форма правления то и дело возникает в отдельных странах, но не бывает долгосрочной.

При военной диктатуре военные осуществляет полный и существенный контроль над политической властью, а диктатор часто является высокопоставленным военным офицером.

Даже в 20 веке такие страны, как Португалия, Чили, Аргентина, Испания и Германия, также прошли периоды военной диктатуры, демонстрируя легкость, с которой этот тип режима достигает мощность.

В случае Бразилии военный режим начался в 1964 году с переворота, в результате которого было свергнуто правительство Жуана Гуларта, и продолжался до 1985 года, когда Хосе Сарни вступил на пост президента. За это время в стране было избрано шесть военных президентов.

Военная диктатура

Создание и эволюция

Большинство военных диктатур формируются после государственного переворота, свергнувшего предыдущее правительство. Однако были случаи, когда гражданское правительство формально сохранялось, но военные учения де-факто контролировались — гражданское правительство либо обходили стороной, либо заставляли подчиняться желаниям военных. Например, с 1916 года до конца Первой мировой войны Германская империя управлялась как эффективная военная диктатура, потому что ее ведущие генералы поручили такой уровень контроля над Кайзеру Вильгельму II, что канцлер и другие гражданские министры эффективно служили в свое удовольствие. С другой стороны, Японская империя после 1931 года никогда не меняла формально радикально конституционную структуру своего правительства. Но с этого момента ее обычно рассматривают как военную диктатуру, поскольку армия и флот имели эффективную законное право наложить вето на формирование нежелательных правительств (а также потребовать отставки существующего правительства, потерявшего их расположение), и поскольку ключевые посты в кабинете министров, которые традиционно занимали гражданские лица (особенно премьер-министр), вместо этого были заполнены действующими флагманами.

Военные диктатуры могут постепенно восстанавливать важные компоненты гражданского правительства, в то время как старший военный командующий все еще сохраняет исполнительную политическую власть. В Пакистане правящие генералы Мухаммад Зия-уль-Хак (1977–1988) и Первез Мушарраф (1999–2008) провели референдумы чтобы избрать себя президентом Пакистана на дополнительные сроки, запрещенные конституцией.

Военная диктатура как форма правления 1

Основные характеристики военной диктатуры как модели правления

1. Цензура. Военные режимы имеют тенденцию подвергать цензуре свободу выражения мнения граждан, деятелей искусства и прессы как способ защиты целостности системы. Таким образом, любые проявления, противоречащие идеалам правительства, рассматриваются как формы восстания.

2. Авторитаризм и насилие. Военные используют насильственные методы для обеспечения контроля и предотвращения антиправительственных демонстраций. В военных режимах широко распространено применение огнестрельного оружия, распространены случаи пыток и исчезновений.

В Бразилии Национальная комиссия по установлению истины — CNV учрежденный в 2011 году тогдашним президентом Дилмой Руссефф, преследовал цель расследования нарушений прав человека, имевших место во время диктатуры. По окончании работы комиссия оценила в общей сложности 434 случая смерти и исчезновения по политическим мотивам.

3. Централизация власти. Ким Чен Ын, лидер Северной Кореи, демонстрирует военную мощь своей страны.

Военные режимы стремятся подавить разделение властей и централизовать политическую власть в руках правящей группы. Таким образом, одна и та же группа обычно контролирует исполнительную, законодательную и судебную власть. Как и в Бразилии, в 1968 г. Институциональный закон номер пять (AI-5), самый строгий президентский указ бразильской диктатуры. Среди его основных эффектов были:

  • возможность для исполнительной власти приостановить деятельность законодательной власти по всей стране;
  • презумпция легитимности актов, изданных президентом, независимо от какого-либо судебного надзора;
  • законодательство посредством декретов-законов, издаваемых исполнительной властью;
  • произвольное федеральное вмешательство на уровне штата и муниципалитета.

4. Лишение политических прав. Как естественное следствие цензуры и централизации власти, военные режимы запрещают формирование противостоят политическим партиям, что значительно затрудняет переход власти и распространение новых идеологии.

В Бразилии Институциональный закон номер один (AI-1), выпущенный в 1964 году, позволил правительству:

— приостановить на десять лет политические права любого гражданина, который демонстрирует идеалы, противоречащие режиму;
— отменить законодательные полномочия в любой федеративной сфере;
— снимать государственных служащих с занимаемых должностей.

5. Незаконность. Военные режимы обычно устанавливаются после государственные перевороты, посредством которых Вооруженные Силы (обычно армия) берут под контроль политическую власть в моменты институциональной слабости. Таким образом, нет формы общественного участия в выборе представителей правительства, что делает его полностью незаконным.

Сравнение с монархиями

Военная диктатура отличается от абсолютной монархии, хотя есть некоторые сходства, особенно в отношении того, как эти две системы (или исторически сложились). Практически все абсолютные монархи (и даже большинство конституционных монархов ) являются главнокомандующими вооруженными силами своей страны, носят военную форму, по крайней мере, на церемониальной основе, и имеют воинские звания и / или титулы. Кроме того, ожидается, что старшие члены королевских семей, особенно если они являются мужчинами и / или наследниками явными или предполагаемыми, пройдут военную службу до восхождения на трон.

Более того, почти все монархии (как нынешние, так и несуществующие) утвердились за прошедшие столетия и тысячелетия силой оружия. Ключевое различие между монархией и военной диктатурой заключается в том, что после того, как они устанавливаются и признаются своими подданными (процесс, который часто занимает много поколений), монархия обычно устанавливает некоторую форму наследственной преемственности для законной передачи власти от поколения к поколению. И хотя исторически было много случаев оспариваемых претензий на трон, попытки захватить власть одной лишь силой оружия без каких-либо заслуживающих доверия наследственных претензий обычно рассматриваются монархистами как незаконные и / или незаконные. В конституционных монархиях монарх обычно является главнокомандующим и часто формально является высшим военным офицером, но на практике ожидается, что он будет подчиняться советам гражданских министров, особенно при назначении флагманов, которые будут осуществлять фактическое оперативное командование, таким образом поддержание гражданского контроля над вооруженными силами.

С другой стороны, современные военные демократии обычно избегают наследственной преемственности с длительными хунтами, часто подчеркивая традиционные методы продвижения в офицерских рядах как возможный путь к гражданской власти. Военные диктатуры, которые пытались утвердиться в качестве монархии или иным образом осуществлять наследственную преемственность, независимо от того, пытались ли они утвердиться в качестве монархии, часто очень быстро рушились. В одном примере Оливер Кромвель после свержения и казни короля Англии Карла I отказался от всех предложений взять английскую корону, но, тем не менее, попытался передать власть после его смерть своему сыну Ричарду Кромвелю. Однако младшему Кромвелю не хватало уважения или поддержки со стороны английского военного истеблишмента, и поэтому он был быстро вынужден отказаться от власти.

В другом примере, через несколько лет после организации переворота и утверждения себя как диктатора Первой французской республики, Наполеон Бонапарт короновался французом Император. Хотя впоследствии он женился на принцессе Габсбургов и произвел на свет наследника своего вновь установленного престола, притязания Наполеона на власть никогда не были полностью приняты французскими роялистами, которые поддерживали свергнутый Дом Бурбонов, ни другими европейскими монархиями. В конце концов, армии Наполеона были разбиты, и он был вынужден отречься от престола и отправиться в изгнание. Хотя племянник Наполеона в конечном итоге восстановил на время бонапартистскую монархию, его захват власти лучше описать в контексте гражданской диктатуры.

В каких странах мира сейчас военные диктатуры?

В прошлом военные диктатуры были широко распространены и появлялись в самых разных странах мира. В особенности широко и повсеместно они распространились в Африке и Южной Америке, где всевозможные хунты правили десятилетиями, держа своих граждан в ежовых рукавицах.

В XXI веке классических военных диктатур осталось очень мало. Причин для того несколько, и основная — это недолговечность и негибкость таких политических режимов в современных реалиях, а также лишение вооружённых сил возможности влиять на политическую жизнь в государствах.

Судан

В 2019 году в Судане вспыхнули протесты коммунистов, социалистов, профсоюзов и националистов против аль-Башира. Аль-Башир применил против протестующих полицию и спецназ, затем ввёл чрезвычайное положение в Судане и неохотно согласился на перестановки в своём правительстве. Но было поздно. В апреле 2019 года его свергли суданские генералы, которые распустили правительство и парламент и установили военный режим.

Ныне Суданом правит Суверенный совет из 5 военных и 6 гражданских. Руководство советом осуществляет бывший начальник штаба сухопутных войск Судана аль-Бурхан.

Мали

Ещё одно африканское государство, при этом развитое значительно меньше, чем Судан. 18 августа 2020 года, на фоне волнений и беспорядков, несколько офицеров малийской армии свергли президента Ибрагима Бубакара Кейта, подняв на мятеж отдельные военные части. К слову сказать, Кейта заслужил такую нелюбовь от населения и армии не просто так. За 7 лет правления он стал фигурантом коррупционных скандалов, не смог остановить гражданскую войну и подписал провальный мир с мятежными туарегами, который только обострил насилие в Мали.

На данный момент в Мали есть президент (бывший министр обороны страны) и премьер-министр (бывший министр иностранных дел), но при этом есть и вице-президент Ассими Гоита, как раз и организовавший военный переворот в Мали и 37 дней исполнявший обязанности фактического главы государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.